double arrow

По способу восприятия

Классификация информации

Основные понятия, значение и принципы получения информации. Содержание и основные характеристики информации и информатизации.

Информация, информатизация и информационные ресурсы.

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1

№ пп Наименование и содержание темы Кол-во часов
1. Введение. Информация, информатизация и информационные ресурсы. Основные понятия, значение и принципы получения информации. Содержание и основные характеристики информации и информатизации. Кадастровая информация.
2. Автоматизация процессов сбора и обработки полевой кадастровой информации. Геодезические работы при межевании земельных участков. Основные направления совершенствования средств и методов земельно-кадастровых работ. Характеристика программ и приборов: GPS оборудование, электронные тахеометры, лазерные дальномеры; программы для обработки и анализа геодезических данных GNSS и наземных геодезических данных  
3. Спутниковые навигационные системы. Общие принципы функционирования спутниковых навигационных систем (СНС). Обобщенная структура СНС. Системы координат, применяемые в СНС. Навигационная задача и методы ее решения. Система глобального позиционирования ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR. Дистанционные способы зондирования Земли для целей кадастра недвижимости и охраны окружающей среды.

Любой разумный вид деятельности основывается на информации о свойствах состояния и поведения той части реального мира, с которой связана эта деятельность. Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Например, «информация» может трактоваться, как совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

Современный мир характеризуется такой интересной тенденцией, как постоянное повышение роли информации. Информация имеет большое значение для принятия оперативных управленческих решений. Она является ограниченным и дорогим ресурсом производственной активности.

Целевое назначение информации – создание новых концепций, выявление и решение проблем, принятие решений, оперативное управление, контроль, поиск – основные цели применения информации.

Основные принципы получения информации:

· свободное, беспрепятственное и на равных для всех условиях обеспечение запроса о получении информации;

· законность получения информации;

· обязанность государственных органов и муниципалитетов разглашать информацию;

· максимальная открытость информации;

· обеспечение запроса о получении информации за самый короткий срок и самым приемлемым образом;

· защита безопасности людей, общества и государства при предоставлении информации;

· защита государством права получать информацию, в том числе и защита судебным путем;

· осуществление бесплатного обеспечения получения информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

· ответственность владельца информации за нарушение прав получения информации;

· не допущение перевеса определения ограничений, поставленных на получение информации, оснований, порождающих эти ограничения;

· не преследование должностных лиц для разглашения информации о правовых нарушениях, рождающих интерес у общественности.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

Наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

o преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

o искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

Также можно классифицировать свойства информации, характеризующие её качество, следующим образом:

· Содержательность или внутреннее качество (качество, присущее собственно информации и сохраняющееся при её переносе из одной системы в другую)

· Значимость (свойство сохранять ценность для потребителя с течением времени)

· Идентичность (свойство, заключающееся в соответствии информации состоянию объекта)

· Кумулятивность (свойство информации, заключённой в массиве небольшого объёма достаточно полно отражать действительность). С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

· Избирательность

· Гомоморфизм

· Защищённость или внешнее качество (качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе)

· Сохранность

· Достоверность

· Конфиденциальность.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

  • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

Сейчас читают про: