double arrow

Монопольная цена и ее границы. Ценовая дискриминация. Последствия монополии. Монополия и НТП


- Экономическая монополия - это господствующее положение на рынке, реализуемое в форме получения сверхприбыли. Монополист (единственный продавец в отрасли) может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объем производства. Монопольная цена обычно выше, чем в условиях обычной конкуренции, т. к. у фирмы есть рыночная власть. При тех же затратах на производство монопольно - высокая цена дает избыток прибыли сверх средней прибыли в условиях конкуренции. При этом количество продаваемых товаров может снижаться.

- Границы монопольной цены определяются степенью рыночной власти монополии.

- Верхняя граница цены устанавливается таким количеством производимой продукции, чтобы предельные издержки были равны отдельному доходу; в этом случае все равно получает максимальную прибыль. Этот вариант предпочтет монополия. Идущая на риск получить конкурентов (соблазненных такими высокими прибылями и пришедшими из других отраслей), поскольку имеет какое либо преимущество, по сравнению с новыми продавцами

- Нижняя граница цены устанавливается таким количеством выпускаемой продукции, когда средние издержки выше средней выручки (в этом случае производство прекращается)

- Цена, не приносящая дополнительной прибыли сверх нормальной (средней прибыли фирм в условиях конкуренции), устанавливается монополией, желающей полностью исключить возможность потенциальной конкуренции

- Монополист имеет возможность осуществлять ценовую дискриминацию (есть устанавливать на один и тот же товар различные цены), когда он продает товар, для которого дальнейшая перепродажа трудна или невозможна, и когда монополист может легко выделять покупателей в отдельные классы, каждый из которых имеет разную готовность или способность платить за товар. Для каждого такого класса монополист продает такое количество своей продукции, которое максимизирует его прибыль в каждом сегменте рынка.

- К ценовой дискриминации особенно восприимчивы отрасли услуг (перевозки, юридические и медицинские услуги, связь и т. д.)

- Пример: телефонная компания (= естественная монополия) устанавливает более низкие тарифы в вечерне время или в выходные дни, рассчитывая, что этим воспользуются малообеспеченные граждане (студенты, пенсионеры и т. д.), которые в противном случае вообще могли бы не звонить ( и компания бы недополучила прибыль).

- Последствия монополии:

-Монополия производит продукции меньше конкурентного оптимума, а продает ее по более высокой цене, следовательно, страдает потребитель.

- Усиливается неравенство доходов

- Возможно снижение качества выпускаемой продукции

- Возможно снижение эффективности производства (поскольку при отсутствии конкурентов нет необходимости заботиться о снижении издержек производства и рациональном использовании ресурсов)

- Возможен застой в технике

- Коррупция

Таким образом, с монополизмом необходимо бороться.

Монополия и НТП.

Моровая практика знает примеры и того, что монополия тормозит НТП (т.к. при отсутствии конкурентов нет стимула внедрять новую технику и таким образом снижать затраты на производство, увеличивать тем самым прибыль, выигрывать у соперников), и того, что монополия ускоряет НТП (поскольку у монополий больше финансовых средств, которые можно вложить в покупку дорогостоящей новой техники, разработку новой продукции и нового оборудования). Таким образом, влияние монополии на НТП неоднозначно.


Сейчас читают про: