double arrow

С нарушенным слухом

Верботональный метод обученияиреабилитациидетей

Кохлеарная имплантация как способреабилитации глухих людей

Кохлеарная имплантация (КИ) – это метод радикального восстановления слуха на основе определенного вида хирургического вмешательства. Операция состоит в введении и вживлении электродных систем во внутреннее ухо слухового анализатора человека. При этом слуховые ощущения достигаются непосредственной электрической стимуляцией чувствительных волокон слухового нерва. В улитку внутреннего уха имплантируют кохлеарные электроды- проводники специальной формы, которые непосредственно контактируют с биологической системой органа слуха и осуществляют ее электрическую связь с кохлеарным протезом. Для простойстимуляции улитки достаточно двух электродов, однако более сложная стимуляция осуществляется многоэлектродными устройствами – кохлеарными электродными системами. Они могут бы одноканальными – подающими электрический сигнал на электроды или электродную систему по одному каналу; многоканальными – преобразующими звуковой сигнал в группы электрических импульсов, передаваемых на электродную систему поотдельнымканалам.

Подобное хирургическое вмешательство помогает людям с сенсоневральной тугоухостью не только в усилении звука, но и в замене волосковых клеток внутреннего уха иосуществлении передачи звуковой и речевой информации слуховому нервус помощью слабых электрических разрядов. Известно, что сенсоневральная тугоухость – результат повреждения внутреннего уха, его волосковых клеток. Несмотря на значительные нарушения сенсорных клеток, у большинства таких пациентов сохранены волокна слухового нерва. И при непосредственной стимуляции электрическим током они способны посылать в мозг сигналы, обеспечивающие возникновение слуховых ощущений. Именно на этом основан принцип действия кохлеарного импланта.

Кохлеарные импланты – микроэлектроды – предназначены для продолжительного пользования (идеальным сроком службы является длительность человеческой жизни) и работают в условиях электрохимической и химической коррозии. Современными моделями кохлеарных имплантов пользуются около 70 тыс. пациентов. Их безопасность и эффективность – результат многолетних научных поисков и достижений.

Верботональный метод как педагогическая система начал фор- мироваться с середины прошедшего столетия в результате развития научных исследований в лингвистике и практической работыв области речевой коммуникации. Его создателем стал выдающийся хорватский лингвист, занимающийся изучением восприятия речилюдьми, имеющими проблемы в общении, доктор Петар Губерина. В 1954 г. он открыл в г. Загребе (Хорватия) Верботональный центр «СУВАГ». В настоящее время существуют более 600 подобных центров в 70 странах мира, где успешно используется верботональный метод. Штаб-квартира Ассоциации международныхцентров «СУВАГ» находится в Париже.

Внедрение верботонального метода в России началось в 70-х гг. XX в. Первый опыт апробации этой педагогической системы был проведен в проблемной научно-исследовательской лаборатории по реабилитации слуха и речи Первого Ленинградского медицинского института (ныне СПМГУ) им. академика И. П. Павлова. К настоящему времени в Российской Федерации организовано более 20 реабилитационных центров. Они открыты в Архангельске, Астрахани, Белгороде, Благовещенске, Владивостоке, Зеленограде,Иркутске, Калуге, Комсомольске-на-Амуре, Минусинске,Нерюнгри, Орле, Петропавловске-на-Камчатке, Улан-Удэ, Хабаровске, Якутске.Активными сторонниками верботонального метода стали родители детей, имеющих нарушен слуха. Именно по их инициативе был создан центр в г. Нерюнгри (Республика Сах а).

Центры реабилитации представляют собой систему функциональных подразделений, объединенных задачами диагностического обследования и педагогической реабилитации, социальной адаптациии социальной защиты людей, имеющих нарушения слуха иречи. В них, как правило, создаются: отделение медико-диагностического обследования; реабилитационное отделение с дневным дошкольным и школьным стационарами; отдел слухопротезирования и аудиоаппаратуры, сувагдиагностики по подбору слуховых аппаратов; отделение сервисного обслуживания медтехники и ремонта индивидуальных слуховых аппаратов.

Основополагающей теоретической базой верботонального метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, а речь представляет собой общественное явление.Особое значение в акте говорения имеют ритмико-интонационная структураречи, эмоциональность поведения и жесты говорящего. В этом смысле содержание речи передается не только лингвистическими элементами, но и с помощью слуховой и зрительной информации. Привосприятии речи аудиовизуальная информация влияет на ее воспроизведение, и в случае изменения восприятия меняется и процесс воспроизведения. Исправляя речь ребенка, сурдопедагог одновременно устраняетошибки как в ее воспроизведении, так и в восприятии.

Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего тела).

Авторами аудиовизуального глобально-структурного методаявляются академик П.Губерина (Загреб, Хорватия) и профессор П.Ривенс (Париж, Франция). Метод предполагает выявление особенностей восприятия ребенком речи с помощью аудиовизуальногокомплекса – слуха, зрения и движений. При этом учитывается, что языковые структуры, которыми он овладевает в процессе коммуникации, сначала усваиваются и воспринимаются глобально, а далее, по мере накопления речевого опыта, подвергаютсяанализу.

Развитие слушания синоним термина «слуховое восприятие». «Слышать» в рамках верботонального метода означает не только физические возможности, но и социальные: «слышать» – значит понимать ситуацию общения, свободно чувствовать себя в незнакомой обстановке, уметь поддерживать диалог. Это многогранное свойство предполагает формирование ощущения звука, различение ритма, длительности звукового сигнала, его интенсивности (громко-тихо), определение направления звука идентификацию звукового сигнала и др.

Лингвистическая и фонетическая прогрессия– под первой
понимается работа над семантикой обращенной речи (ее объем соответствует содержанию программ дошкольного и школьногообучения), а под второй–педагогическая помощь вовладении просодией (ритмом, темпом, интонацией ит.д.) и коррекциейзвукопроизношения.

Музыкальная стимуляцияиспользуется для овладения детьмитемпом, интонацией, мелодикой устной речи. С помощью этого вспомогательного средства обеспечивается решение таких задач, как развитие вокала (гласных), разучивание логотомов (слогов), овладение интонацией, ритмом, усилением голоса и другими фонетическими факторами.

Фонетическая ритмика система двигательных упражнений, основанная на взаимодействии слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов, во время выполнения которых движения тела, головы, рук, ног, а также естественные жесты сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Впервые она была разработана в 50–60-х гг. XX в. академиком П.Губериной совместно с его ученицей Весной Пинтер (Хорватия). Ее использование положительно влияет на речь как глухих, так и слабослышащих детей, приближая ее к речи слышащих. В настоящее время многие сурдопедагоги широко используют фонетическую ритмику для развития произносительной стороны речи детей.

Цель реабилитации по верботональному методу– развить у детей с нарушениями слуха коммуникативные способности, необходимые для полноценного речевого взаимодействия со слышащими людьми, и интегрировать их в общеобразовательную среду. Результатом подобной работы является функциональная готовность малышей со слуховым дефектом к 7 – 8 годам учиться в общеобразовательной школе: их умственное и речевое развития соответствуют норме. Так, дети с III–IV степенями тугоухости в слуховых аппаратах слышат и распознают речь, произносимую сзади (в затылок), на расстоянии 6 м адекватно реагируют на нее. Их речь отличается внятностью, разборчивостью и членораздельностью, она понятна педагогам и слышащим сверстникам.

Верботональный метод как педагогическая система основывается на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и
предполагает подбор специальных методов и приемов, помогающих
детям с нарушенным слухом общаться со слышащими и адаптироваться в окружающей среде. Важнейшей изначальной составляющей метода является комплекс медико-психолого-педагогическихмероприятий.

Углубленная диагностика - основа для реабилитации(проводится в специальнойаудиометрической камере). Включаетфункциональную диагностику остатков слуха и уточнение возможностей слушания, что предусматривает изучение оптимального слухового поля, т.е.оптимальных частот, при которых у детей отмечается наилучшая разборчивость речевого материала при минимальном усилении. Наряду с этим определяется селективное слушание (избирательное слуховое восприятие), интеграционное время (нормальным интеграционным временем считается произнесение ребёнком пяти слогов в секунду), данные о порогах дискомфорта на каждом ухе и эффект реверберации.

Кроме того, с помощью специального теста выявляются чувствительность ребенка к речи и способность ее понимания. Ответные речевые действия и реакции обследуемого помогают уточнить специфику обучения устной речи и составить индивидуальную программу работы. Результаты комплексного обследования анализирует реабилитатор, который информирует родителей, сурдопедагога и воспитателя о качествах и особенностях, выявленных при выполнении теста. При этом уточняются такие показатели, как стадия развития речи (крик, гуление, лепет, элементарная фраза, фразовая развернутая речь); остатки слуха (реагирует на речь поворотом головы, подачей голоса, повторяет отдельные слова, различает их, участвует в диалоге); реакции на повтор ритма, различение долготы и краткости (зрительное восприятие при этом исключается); развитие речевой памяти (может повторить услышанное самостоятельно или нет, в каком объеме); контрольное расстояние (расстояние от ушной раковины до источника звука); уточняется и режим работы на «СУВАГе» (если это возможно на момент обследования).

Результаты перечисленных обследований дополняются данными медицинской и психолого-педагогической диагностики, включающейв себя энцефалографическое и психологическое обследования, исследование моторики и вестибулярного аппарата, которые непосредственно связаны с развитием слуховой и речевой функциями.

Важным условием метода является слухопротезирование детей,своевременность и точность которого- необходимое условие, обеспечивающее успех интеграции. При выборе и настройке слуховых аппаратов учитывается их соответствие требованиям слухоречевойреабилитации.

Основу интеграции в общеобразовательную среду и общество слышащих людей составляют развитие слушания и обучение речи. В содержание обучения слушанию входит развитие умения различать акустические сигналы, восприятие просодических элементов речи (ритма, силы, длительности звукового сигнала), выделение звуков разного качества; идентификация речевого сигнала.

Работа по формированию речипредполагает стимуляцию спонтанного голоса, имитацию речевых форм, их идентификацию (соотнесение со значением).

Важным направлением является обучение пониманию устной речи, что связано с работой как над семантикой слова, смыслом фразы, так и над развитием активного слушания: дети смотрят, запоминают и имитируют услышанное.

Верботональный метод рассматривает овладение ритмом и интонацией речи как одно из приоритетных направлений обучения детей с нарушенным слухом устной речи. На занятиях постоянно подчеркивается значение актуализации эмоциональных состояний, на основе которых формируется повествовательная, вопросительная и т.д. интонации.

В учебном процессе используется специальная слуховая аппаратура СУВАГ, разработаннаяс учетом особенностейпораженияслуха. Первый аппарат был создан в 1961 году. В конструкции аппаратов СУВАГ используются сложные системы фильтров и усилителей, с помощью которых возможен выбор оптимального слухового поля для учащихся.

Верботональный метод как педагогическая система опирается на целый комплекс мер, направленных на развитие детей с нарушенным слухом: совершенствование моторики и повышение чувствительности слуховых путей, гармоничное развитие полисенсорики всех органов чувств.

Полноценная интеграция ребенка, имеющего нарушения слуха, во многом обусловлена систематическими занятиями с ним его родителей. Такие занятия проводятся в домашних условиях в удобное для всех время. Их целями являются развитие зрительного внимания к лицу говорящего, формирование мотивации речи, желания участвовать в диалоге, обучение восприятию сказанного на слух и говорение по подражанию речи родителей, которые произносят фразы заданной ритмико-интонационной структуры. Как правило, в них включаются игры, во время которых ребенок имеет возможность спонтанно и естественно воспринимать речь и пение.

Основной принцип верботонального метода в отношении родителей – восприятие ими своего ребенка как слышащего и максимальное содействие его развитию.

Опыт зарубежных и отечественных сурдопедагогов подтверждает, что применение верботонального метода как педагогической системы сокращает дистанцию между детьми с нарушенные слухом и слышащими, способствуя успешному включению таких детей в общеобразовательную среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: