double arrow

Полученные МНК, имеют наименьшую дисперсию в

классе всех линейных несмещенных оценок.

Доказательство:

1.
Докажем несмещенность оценок: , .


.

.

2. Определим дисперсии оценок.

.

.

Следовательно, оценки состоятельны.

3. Оценки эффективны, то есть они имеют наименьшую дисперсию по сравнению с любыми другими оценками данных параметров.
2. Анализ точности определения оценок коэффициентов регрессии.

Так как выборочные данные являются случайными величинами, оценки и также являются случайными величинами. В случае выполнения условий Гаусса-Маркова, оценки будут несмещенными и состоятельными. При этом они будут тем надежнее, чем меньше их разброс вокруг их математических ожиданий или меньше их дисперсия. Надежность получаемых оценок тесно связана с D(). Как уже известно , . Из соотношений можно сделать следующие очевидные выводы:

1) дисперсии и прямо пропорциональны D() = 2;

2) чем больше число наблюдений, тем меньше дисперсия;

3) чем больше (разброс х), тем меньше дисперсии оценок.

Так как случайные составляющие по выборке определены быть не могут, при анализе надёжности оценок коэффициентов регрессии они заменяются наблюдаемыми отклонениями , а дисперсии случайных отклонений D() = 2 заменяются несмещенной оценкой = (здесь (n-2) – число степеней свободы). S – называют стандартной ошибкой регрессии. Тогда оценки дисперсий оценок

и ,

S a и Sb – стандартные ошибки коэффициентов регрессии.

Пример. Получим оценки S2, S a, Sb для условий примера из лекции 2.

№ предприятия 1 2 3 4 5 6 7
Выпуск продукции, х 1 2 4 3 5 3 4
Затраты на производство, у 30 70 150 100 170 100 150

Решение
Ранее было получено уравнение регрессии

, с использованием которого можно было рассчитать модельные значения . Чтобы получить стандартные ошибки, необходимо:

1) n = 7;

S2 = 263,1583/5 = 52,632; S = 7,255;

2)

3) Sb2 = Sb = 2,202;

4) S a 2 = S a = 7,443.

Стандартные ошибки регрессии и её коэффициентов можно получить при использовании ППП Excel (см. Вывод итогов).

Если выполняется условие нормальности распределения случайного члена: ~ N(0; ), то МНК оценки коэффициентов регрессии тоже нормальны с соответствующими параметрами, так как они являются линейными функциями от Уt:

~ N() и ~ N().

Если условие нормальности ошибок не выполняется, то при некоторых условиях регулярности и росте n можно считать это распределение асимптотически нормальным.

Во время статистических исследований всегда проверяют гипотезы:

Н0: а = а 0 или «о значимости» Н0: а = 0

Н0: b = b0 Н0: b = 0.

Альтернативная гипотеза () предусматривает построение двусторонней критической области. В качестве критерия проверки используют случайные величины, называемые

ВЫВОД ИТОГОВ            
             
Регрессионная статистика          
Множественный R 0,991189256          
R-квадрат 0,98245614          
Нормированный R-квадрат 0,978947368          
Стандартная ошибка 7,254762501          
Наблюдения 7          
             
Дисперсионный анализ            
  df SS MS F Значимость F  
Регрессия 1 14736,84211 14736,84211 280 1,39294E-05  
Остаток 5 263,1578947 52,63157895      
Итого 6 15000        
             
  Коэффициенты Стандартная ошибка t-статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95%
Y-пересечение -5,789473684 7,443229276 -0,777817459 0,47185877 -24,92290365 13,34395628
x 36,84210526 2,201736912 16,73320053 1,39294E-05 31,18236035 42,50185017

t-статистиками: tb = или ta = ; которые имеют распределение Стьюдента с (n-2) степенями свободы. Проверка состоит в следующем:

- если , то нет оснований отвергать Н0;

- если , то Н0 отвергают.

При оценке значимости коэффициентов линейной регрессии на начальном этапе можно использовать «грубое» правило:

1) если стандартная ошибка коэффициента больше его по модулю (), то коэффициент не значим (надежность меньше 0,7);

2) если , то оценка может рассматриваться как относительно значимая, 0,7 <<0,95;

3) 2, то оценка значима, 0,95 <<0,99;

4) , это почти гарантия наличия линейной связи.

В каждом конкретном случае имеет значение число наблюдений. Чем их больше, тем надежнее при прочих равных условиях выводы о значимости коэффициентов. При n>10 «грубое» правило практически всегда работает.

Соответствующие доверительные интервалы для оценок коэффициентов регрессии с надёжностью имеют вид: () и ().

Пример. Проверим гипотезу Н0: b = 37 при и 0,05 для нашего примера.

1)

2) tкр.дв(0,01;5) = 4,03; tкр.дв(0,05;5) = 2,57;

3) Так как = 0,072 < tкр.дв(0,05;5) = 2,57, то нет оснований отвергать Н0.

Если Н0 отвергается при , то она будет отвергнута и при . Если Н0 не отвергается при , то она не будет отклоняться и при автоматически. Стандартные ППП содержат проверку «значимости» полученных оценок. При этом если Н0: b = 0 не отклоняется, то коэффициент b статистически не значим, то есть нет зависимости между Х и У.
3. Качество уравнения регрессии. Коэффициент детерминации.

Цель регрессионного анализа состоит в объяснении поведения зависимой переменной. Пусть для этого по выборочным данным построено уравнение регрессии. Тогда значение у в каждом наблюдении можно разложить на две составляющие , где е – остаток, т.е. та часть, которую невозможно объяснить. Разброс значений зависимой переменной характеризуется выборочной дисперсией

D(y) = D () = D () + D (e) + 2cov (, e).

Cov (, e) = cov (

D(y) = D() + D(e)

общая дисперсия факторная дисперсия, остаточная дисперсия,

объясненная уравнением необъясненная

Коэффициентом детерминации R2 называют отношение ,

характеризующее долю вариации зависимой переменной, объясненную уравнением регрессии, .

Если R2 = 1, то D(y) = D(), D(e) = 0, т.е. все точки наблюдений лежат на регрессионной прямой.

Если R2 = 0, то регрессия не дает ничего, линия регрессии параллельна оси Ох.

Чем ближе R2 к 1, тем более точно аппроксимирует у.

Вычисление R2 корректно, если включено в уравнение. Полезны следующие соотношения:

; ; .

Для определения статистической значимости R2 проверяется гипотеза

Н0: R2 = 0 с помощью статистики F = .

Если F < Fкр(, то Н0 нет оснований отвергать или R2 статистически не значим, в противном случае – значим. В случае парной регрессии R2 = r 2. Коэффициент корреляции r выступает показателем тесноты линейной зависимости, тесная нелинейная связь возможна и при r, близких к нулю.

Для нашего примера:

, R2 = 0,982.

Следовательно, уравнение регрессии описывает 98,2% дисперсии признака у. Это означает очень тесную зависимость.

Можно показать, что в парном регрессионном анализе эквивалентны t-критерий для Н0: b = 0, t-критерий для Н0: r = 0 и F-критерий для Н0: R2 = 0. Таким образом, проверка значимости коэффициента b равносильна проверке значимости уравнения регрессии

, , F = и tb = tr = .
4. Интервалы прогноза по линейному уравнению регрессии.

Одной из центральных задач эконометрики является прогнозирование значений зависимой переменной при определенных значениях объясняющих переменных. Различают точечное и интервальное прогнозирование. При этом возможно предсказать условное математическое ожидание зависимой переменной (т.е. ср. значение), либо прогнозировать некоторое конкретное значение (т.е. индивидуальное).

Пусть имеется уравнение регрессии . Точечной оценкой М(У│Х=хр) = р = . Так как и имеют нормальное распределение (в силу нормальности ), то р является случайной величиной с нормальным распределением.

,

М(р) = М() =

D(р) = D() + D() + xp2D() + 2cov(,)xp = +

+ xp2-2xp = (+ xp2 - 2 xp)│=

= (+ - 2 xp + xp2) = .

- стандартная ошибка положения линии регрессии. Так как она минимальна при хр = , то наилучший прогноз находится в центре области наблюдений и ухудшается по мере удаления от центра.

Случайная величина имеет распределение Стьюдента с (n-2) степенями свободы. Поэтому, задавая = Р(<tкр(, n-2)), можно построить доверительный интервал для М(У│Х = хр), то есть положения линии регрессии (рис. 1.): ()

Рис. 1. Доверительные интервалы положения линии регрессии – сплошная линия и индивидуального значения – пунктирная линия.

Фактические значения у варьируются около среднего значения р. Индивидуальные значения у могут отклоняться от р на величину случайной ошибки . Пусть yi - некоторое возможное значение у при хр. Если рассматривать yi как случайную величину У, а р – как случайную величину Ур, то можно отметить, что:

Y ~ N(, Yp ~ N().

Y и Yp независимы и, следовательно, U = Y - Yp ~ N с параметрами

M(U) = 0; D(U) = .

Значит случайная величина, имеющая распределение Стьюдента с (n-2) степенями свободы. Аналогично строится доверительный интервал индивидуального значения.

Пример. Стандартная ошибкасреднего расчетного значения

.

При , . При , . Следовательно, и, т.к. , то и

.

Стандартная ошибка индивидуального расчетного значения

,

и .
Фактические значения результативного признака отличаются от теоретических, рассчитанных по уравнению регрессии. Для сравнения используются величины отклонений, выраженные в процентах к фактическим значениям. Поскольку может быть как положительной, так и отрицательной величиной, ошибки аппроксимации для каждого наблюдения принято определять в процентах по модулю.

Для того чтобы иметь общее суждение о качестве модели из относительных отклонений по каждому наблюдению, находят среднюю ошибку аппроксимации как среднюю арифметическую простую.

.

Допустимый предел 8 – 10 %, при котором подбор модели к исходным данным считается хорошим.

Возможно и другое определение средней ошибки аппроксимации:

.

Рассчитаем среднюю ошибку аппроксимации для нашего примера.

y
1 30 31,053 1,053 0,035
2 70 67,895 2,105 0,030
3 150 141,579 8,421 0,056
4 100 104,737 4,737 0,047
5 170 178,421 8,421 0,049
6 100 104,737 4,737 0,047
7 150 141,579 8,421 0,056
0,322

Окончательно получим: , что говорит о хорошем качестве уравнения.

Выборочный коэффициент вариации определяется отношением выборочного среднего квадратического отклонения к выборочной средней, выраженным в процентах:

и .

Коэффициент вариации – безразмерная величина, удобная для сравнения величин рассеивания двух и более выборок, имеющих разные размерности. Совокупность данных считается однородной и пригодной для использования МНК и вероятностных методов оценок статистических гипотез, если значение коэффициента вариации не превосходит 35 %.

Для нашего примера:

,

.

Пример. Фирма провела рекламную компанию. Через 10 недель фирма решила проанализировать эффективность этого вида рекламы, сопоставив недельные объемы продаж (у, тыс. руб.) с расходами на рекламу (х, тыс. руб.).

Полагая, что между переменными х и у имеет место линейная зависимость, определить выборочное уравнение регрессии.

х 5 8 6 5 3 9 12 4 3 10
у 72 76 78 70 68 80 82 65 62 90


Решение см. в Excel.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: