Принятие решения о специальном заказе

Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.

При анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции можно использовать метод уравнений. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль может быть меньше.

Пример. Швейное предприятие выпускает два вида изделий и имеет показатели, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Показатели швейного предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗДЕЛИЯ ВСЕГО
Костюмы мужские Костюмы женские
Объем выпуска, шт.      
Цена за 1 шт., руб.     -
Выручка от реализации, руб. 375 000 240 000 615 000
Переменные затраты, руб.      
а) на весь объем 250 000 160 000 410 000
б) на единицу продукции     -
Маржинальный доход, руб. 125 000 80 000 205 000
Постоянные затраты, руб. - - 80 000
Прибыль, руб - - 125 000

На реализацию одного мужского костюма приходится 0,8 женского костюма. Поэтому для определения точки безубыточности (порога рентабельности) мы условно приравниваем x мужского костюма к 0,8*x женского. Подставляя эти значения в уравнение, получим:

[(750*x + 600*x *0,8] – [(500* x + 400* х*0,8] – 80 000 = 0
750*x + 480*x – 500*x – 320*x – 80 000 = 0
410*x = 80 000
x = 80 000: 410 = 195
шт. мужских костюмов.
195*х 0,8 = 156 шт. женских костюмов.
Всего: 195 шт. + 156 шт. = 351 шт.

Как видно из приведенных данных, точка безубыточности (порог рентабельности) объема реализации будет 351 шт., из них мужских костюмов — 195 шт. и женских — 156 шт.

А теперь предположим, что в структуре реализованной продукции произошли изменения (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели швейного предприятия с учетом изменений структуры реализуемой продукции

ПОКАЗАТЕЛИ ИЗДЕЛИЯ ВСЕГО
Костюмы мужские Костюмы женские
Объем реализации, шт.      
Цена за 1 шт., руб.     -
Выручка от реализации, руб. 225 000 360 000 585 000
Переменные затраты, руб.      
а) на весь объем 150 000 240 000 410 000
б) на единицу продукции     -
Маржинальный доход, руб. 75 000 120 000 195 000
Постоянные затраты, руб. - - 80 000
Прибыль, руб. - - 115 000

При сопоставлении структуры продукции становится очевидным, что увеличилась доля продукции с низкой величиной маржинального дохода, в связи, с чем у предприятия снизилась прибыль на 10 000 руб. (125 000 – 115 000).

Точка безубыточности после изменений, произошедших в ассортименте, будет следующей:
[(750 * 0,5*x) + 600*x] – [(500 * 0,5*x) + 400*x] – 80 000 = 0
375*x + 600*x – 250*x – 400*x – 80 000 = 0
325*x = 80 000

x = 80 000: 325 = 246 шт. женских костюмов.
246* 0,5 = 123 шт. мужских костюмов.
Всего: 246 + 123 = 369 шт.

Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по предприятию точка безубыточности (порог рентабельности) будет равна 369 шт., из них 246 шт. женских костюмов и 123 шт. мужских костюмов. Сравнивая результат с предыдущим расчетом, отмечаем, что точка безубыточности (порог рентабельности) увеличилась на 18 шт. (369 – 351). При этом обращает на себя внимание тот факт, что объем реализации в натуральном выражении остался без изменения (900 шт.).
Следовательно, даже при контроле общего объема продаж, необходим анализ структурных изменений в ассортименте выпускаемой продукции, так как он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.

Руководство предприятий часто сталки­вается с проблемой - принять или нет специальный заказ по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже по цене ниже себестои­мости. Предприятие может принять данные заказы только в случае, если позволяют производственные мощности.

Планируется выпуск 100000 ед. продукции.

Прямой труд 600000 денежных ед.
Основные материалы 200000 денежных ед.
Переменные накладные расходы 200000 денежных ед.
Постоянные накладные расходы 400000 денежных ед.
Итого 1400000 денежных ед.

Плановая себестоимость – 14 денежных ед. Цена реализации – 18 денежных ед. Покупка – 80000 ед. продукции (по 18 денежных ед. за 1 ед. продукции).

Остаток – 20000 ед. продукции (по цене 12 денежных ед. за 1 ед. продукции).

На первый взгляд, складывается впечатление, что принимать этот специальный заказ не следует, так как предлагаемая цена 12 денежных единиц за одну единицу меньше не только регулярной цены (18 денежных ед.), но и полной себестоимости (14 денежных ед.).

Прежде чем сделать выводы необходимо провести сравнительный анализ двух возможных вариантов: без специаль­ного заказа и с учетом специального заказа. Такой анализ с исполь­зованием отчетного формата при маржинальном подходе представ­лен в табл. 3.

Таблица 3 - Релевантные доходы и затраты в дополнительном заказе.

Статьи Релевантные доходы и затраты в дополнительном заказе
Выручка 20000´12 = 240000 (ден. единиц)
Релевантные затраты:  
- труд 20000´6 = 120000 (ден. единиц)
- материалы 20000´2 = 40000 (ден. единиц)
- переменные затраты 20000´2 = 40000 (ден. единиц)
Результат (доход) 40000 (ден. единиц)

Таблица 4 - Анализ альтернатив

  Отказать Принять
Выручка 80000´18 = 1440000 1440000 + 240000 = 1680000
Затраты:    
- труд 80000´6 = 480000 100000´6 = 600000
- материалы 80000´2 = 160000 100000´2 = 200000
- переменные 80000´2 = 160000 100000´2 = 200000
Маржинальный доход    

Анализ данных таблицы показывает, что при принятии специаль­ного заказа изменяются только затраты прямых материалов, пря­мого труда, переменных накладных расходов. Все остальные статьи затрат остаются неизменными в обоих этих вариантах. Чистый результат от принятия заказа - увеличение маржинальной прибыли на 40 000 денежных единиц.

При анализе решений о принятии специального заказа могут быть использованы формат сравнительной отчетности маржиналь­ной прибыли и приростной анализ.

Для приростного анализа в представленный отчет можно добави­ть еще одну графу с указанием в ней отклонений по каждой по­зиции, тогда отчет станет еще более аналитичным. Возможен так­же вариант сокращенного аналитического отчета, который содержит только статьи отклонений.

Постоянные затраты при существующем уровне производственных возможностей обычно не изменяются, если специальный заказ принимается; следовательно, они не являются релевантными и могут быть вообще исключены из анализа. Однако если для выпол­нения необходимого объема операций требуются дополнительные постоянные затраты, то и они становятся релевантными к данному решению. Примерами релевантных постоянных затрат являются покупка дополнительного оборудования, увеличение затрат на аренду помещения, увеличение затрат на обслуживание, страхование и контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: