double arrow

Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации

Лекция Принятие управленческих решений

1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации.

2. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль». Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»

3. Основные показатели оценки эффективности деятельности организации.

4. Использование калькулирования по переменным затратам для принятия краткосрочных управленческих решений.

5. Использование данных полученных нормативным методом учета затрат и калькулирования себестоимости и методом стандарт-кост для принятия управленческих решений

6. Планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащих продаже.

7. Принятие решения о специальном заказе.

8. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора.

9. Решение «купить или производить самим».

10. Принятие решения о капиталовложениях.

11. Решение о реструктуризации бизнеса.

Важной задачей управленческого учета является сбор, обобщение и передача информации, необходимой и полезной при принятии менеджерами управленческих решений.

Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может.

Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека. В наиболее обобщенном виде – это один из возможных способов достижения цели, признанный наиболее эффективным по определенному критерию. В качестве критерия принимается количественный или качественный показатель, например в экономике – это прибыль, трудовые затраты, время достижения цели и др. Показатель, значение которого характеризует предельно достижимую эффективность по данной задаче, называется критерием оптимальности.

Управленческие решения целесообразно группировать на основе классификационных признаков приведенных на рис. 1.

Этапы принятия управленческих решений:

1. Определение и формулировка проблем.

2. Определение цели и задач, которые достигаются после реализации принимаемого решения.

3. Установление критерия выбора решения.

4. Разработка возможных способов достижения цели и вариантов решений.

5. Оценка по установленному критерию вариантов решений и выбор лучшего из них.

6. Контроль выполнения принятого решения, его результатов.

Рис.1. Классификация управленческих решений

2.Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности – определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.

Одним из инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» (Cost – Voiume – Profit; CVP – анализ). Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.

Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются два метода: математический метод, в котором выделяют метод уравнений и метод маржинального дохода (в зависимости от способа исчисления маржинального дохода), а также графический метод.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных управленческих решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:

1. Существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны.

2. Затраты предприятия строго подразделяются на постоянные, которые остаются неизменными при значительных изменениях объема, и переменные, которые, изменяются пропорционально объему.

3. Поступающая выручка пропорциональна объему реализации.

4. Наличествует одна точка критического объема производства.

5. Ассортимент изделий постоянный. Это допущение делается при выпуске нескольких изделий. Величина маржинального дохода в этом случае будет зависеть от ассортимента продукции, и поэтому точки критического объема производства при одинаковом уровне объемов будут разными для различного ассортимента производства или реализации.

6. Объем производства равен объему ре6ализации продукции.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства предприятия, которое обеспечивает покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку также называют «критической», или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.

Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход.

Маржинальный доход –это разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. (МД = Выручка – Пер.затраты )

Удельный маржинальный доход – разность между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство. (УМД = Цена – Пер.затраты на ед.)

Методы анализа соотношения «затраты – объем - прибыль»:

а) Математические метод (метод уравнений, метод маржинального дохода).

В математическом методе существуют два подхода определения маржинального дохода и, соответственно, два метода определения точки безубыточности – метод уравнений и метод маржинального дохода.

Метод уравненийоснован на исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Цена за единицу ´ x) – (Переменные затраты на единицу ´ x) – Постоянные затраты = Прибыль, где x – объем реализации (количество) в точке безубыточности. Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации в точке безубыточности (x), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (т.к. цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

xкр. ´ (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

xкр. = Совокупные постоянные расходы : Маржинальный доход на единицу продукции.

Метод маржинального дохода.В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия. Существуют два способа определения величины маржинального дохода:

1) Совокупный маржинальный доход = Выручка от продаж - Переменные издержки;

2) Совокупный маржинальный доход = Постоянные издержки + Прибыль.

Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется:

Маржинальный доход на единицу продукции ´ x = Совокупные постоянные расходы

Или

Точка безубыточности = Совокупные постоянные расходы / Маржинальный доход на единицу продукции.

Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки:

(Маржинальный доход (руб.) / Выручка от продаж (руб.)) ´ 100%.

Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки. Уровень кромки безопасности можно выразить следующей формулой:

Кромка безопасности, % = ((Планируемая выручка от продаж (руб.) – Точка безубыточности (руб.)) / Планируемая выручка от продаж (руб.)) ´ 100%.

б) Графический метод

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем.

Наносим на график линию постоянных затрат, выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис.2).

Рис.2. График точки безубыточности (порога рентабельности)

Изображенная на рисунке точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.

Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.


Сейчас читают про: