Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора

При формировании производственной программы в условиях ограниченных производственных мощностей, например человеко­-часов или машино-часов, часто приходится выбирать определен­ные виды продукции (услуги, заказы), которые приносят наиболь­шую прибыль. Для определения, какой продукт (продукты) производить (продавать) в целях максимизации прибыли, полезно использовать маржинальный подход. Сначала бухгалтер должен определить маржинальную прибыль для каждого продукта, а затем рассчитать маржинальную прибыль на единицу ограниченного ре­сурса.

Ограничивающие факторы:

1. Объем реализованной продукции - существует предел спроса на продукцию;

2. Рабочая сила (квалификация) – имеет место недостача квалифицированных рабочих и специалистов;

3. Материальные ресурсы – отсутствие достаточного количества;

4. Производственная мощность – производительность оборудования недостаточна для изготовления необходимого объема продукции;

5. Финансовые ресурсы – отсутствие достаточного количества денежных средств.

Пример. Предприятие производит кепки и панамы. Затраты выглядят следующим образом:

Статьи затрат КЕПКИ, у.е. ПАНАМЫ, у.е.
Материалы    
Трудозатраты (1ч. = 3$) 6 (2ч.) 3 (1ч.)
Прочие переменные затраты    
ИТОГО    
Цена    
Спрос 3000 шт. 5000 шт.
Постоянные затраты 20 000 у.е.

В месяц трудовые затраты ограничены – 8000 часов.

Необходимо разработать такую программу (какое количество каждого наименования необходимо производить), чтобы прибыль была максимальной.

1. Необходимо определить достаточно ли ресурсов, чтобы удовлетворить весь спрос. Так как на производство одной кепки требуется 2 часа, панамы – 1 час, рассчитываем количество часов необходимое для производства продукции удовлетворяющего спрос.

Всего часов = 2ч. * 3000 + 1ч. * 5000 = 11000 часов (у предприятия имеется только 8000 часов)

2. На этом этапе необходимо найти критерий принятия решения и рассчитать маржинальную прибыль на единицу продукции и ограничивающего ресурса.

Показатели КЕПКИ ПАНАМЫ
Маржинальная прибыль на единицу продукции, у.е. 14-8=6 11-7=4
Маржинальная прибыль на единицу ограничивающего ресурса, у.е. 6/2=3 4/1=4

Очевидно, что производить панамы более выгодно, так как они дают больше прибыли.

3. Разработка производственной программы. Рассчитываем сколько часов потребуется для производства панам – 5000 * 1 = 5000 часов

В распоряжении у предприятия остается 3000 часов (8000-5000).

Рассчитываем сколько кепок предприятие может произвести при оставшихся 3000 часах. 3000/2=1500 шт.

Производственная программа: Панамы - 5000 шт.

Кепки - 1500 шт.

4. Составление плана прибыли или убытка.

На этом этапе необходимо общую прибыль предприятия, если оно будет производить 5000 панам и 1500 кепок.

6*1500+4*5000-20000= 9000 у.е.

Таким образом, критерием максимизации прибыли предприятия в условиях ограниченных ресурсов является наибольшая мар­жинальная прибыль на единицу этого ресурса.

9. Решение «купить или производить самим».

Руководители производственных подразделений часто сталкиваются с пробле­мой - производить самим или покупать на стороне отдельные либо все части производимого продукта. Это наиболее общая проблема всех производств, требующих сборочных операций. Основ­ная проблема решения «купить или производить» - это определе­ние всех элементов затрат и доходов, релевантных к такого рода решению.

Пример. Известны данные о себестоимости изготовления детали № 25 организации «Конерт» (табл.).

Таблица 5 - Себестоимость производства детали № 25

Показатель Затраты на 1 деталь Затраты на 10000 деталей
Прямые материалы 1.5 15 000
Прямые трудозатраты 12,0 120 000
Переменные ОПР 6,0 60 000
Постоянные ОПР 7,5 75 000
Итого затрат 27,0  

Поступило предложение покупать эту деталь за 24 руб. Как должно поступить руководство организации? На первый взгляд, нужно вы­брать вариант покупки этой детали, что обойдется ей дешевле на 3 руб. за одну деталь. Но такое решение может быть преждевремен­ным. Следует проанализировать всю релевантную информацию.

Допустим, что из 75000 руб. постоянных общепроизводственных расходов 45000 руб. - расходы, которых нельзя избежать незави­симо от того, какое решение будет принято. Другими словами, 45 000 руб. постоянных общепроизводственных расходов (4,5 руб. в среднем на одну деталь) являются нерелевантными, т.е. не изменяющимися в этих двух вариантах: купить или произ­водить. Даже если деталь № 25 будут покупать, постоянные расхо­ды в сумме 45 000 руб. все равно останутся.

Данные для анализа принятия решения в этом случае при условии, что освободившееся оборудование никак не будет использоваться, приведены в табл.

Таблица 6 - Данные для анализа «купить или производить»

Релевантный показатель Затраты на 1 деталь Всего затрат
    Производить Купить Производить Купить
Затраты на покупку       240 000
Прямые материалы 1,5      
Прямые трудозатраты 12.0      
Переменные ОПР 6,0   60 000  
Постоянные ОПР, без которых можно обойтись в случае выбора «купить» 3,0      
       
       
Итого затрат 22,5   225 000 240 000
Разница в пользу производить 1,5   15 000  
           

В данном случае использован релевант­ный подход в чистом виде, в таблице отражена только информа­ция по статьям затрат, которые отличаются по этим двум вариан­там.

Однако главное в этой проблеме - оптимальное использова­ние производственных мощностей. При проведении анализа ис­ходили из предпосылки, что освободившееся оборудование в случае отказа от производства детали № 25 не будут использовать другим способом. На самом деле его можно применять для про­изводства других деталей и узлов, другой продукции, оно может быть сдано в аренду или использовано каким-либо иным выгод­ным образом.

Альтернативное использование высвободившегося оборудова­ния и других производственных ресурсов может принести большую прибыль. Как правило, на практике предприятия сами производят комплектующие части, если имеющиеся производственные мощ­ности не могут быть использованы лучшим образом.

Пример (продолжение). Допустим, что у нас еще есть два варианта использования освободившегося оборудования. Вместо детали № 25 можно производить другую продукцию с маржинальной при­былью 28000 руб., или оборудование можно сдать в аренду за 8000 руб. Рассмотрим все четыре варианта в табл. 7, данные по первым двум вариантам уже анализировали в табл.

Таблица 7 - Анализ эффективности вариантов (тыс. руб.)

Показатель     Варианты  
  Производить Покупать и не использовать оборудование Покупать и использовать оборудование для производства другой продукции Покупать и сдавать оборудование в аренду
Доходы от арендной платы        
Маржинальная прибыль от производства другой продукции        
Затраты на деталь №25        
Чистые релевантные затраты       2З2

Анализ этих четырех вариантов показывает, что покупка детали № 25 и использование освободившегося оборудо­вания для производства другой продукции с данной маржинальной прибылью являются наилучшим вариантом, так как в этом случае затраты на данную деталь являются минимальными среди возмож­ных вариантов (212 тыс. руб.).

Таким образом, в ситуации принятия решения «купить или производить» комплектующие для изделий, требующих сборочных операций, выбор оптимального решения основывается не только на сравнении данных о себестоимости их изготовления и цены за­купки, но главным образом на анализе альтернативного использо­вания высвобождаемого при этом оборудования и других произ­водственных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: