Технологии СР в пенитенциарных учреждениях.
Пенитенциарное учреждение – спец. учреждение, предназначенное для выполнения функции наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных. Основоположники исправительно-педагогической деятельности Гердт – идеи трудового перевоспитания, Фойницкий – нравственно-религиозные средства воздействия на заключенных.
Нормативно-правовая база УК РФ, исправительно-трудовой кодекс, Всеобщая Декларация Прав человека правила внутреннего распорядка в СИЗО. В УК указываются три цели наказания:
— восстановление социальной справедливости;
—исправление осужденного;
— предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.
|
|
Задачи пенитациарной работы:
üисследования системы исправления и возможность ее совершенствования в условиях пен. Уч.
üИсследования форм и методов воспитательной работы
üИсследования соц-пед. значения условного наказания как метод воздействия на личность.
üИсследования действительности исправительной деятельности пен.уч.
üРазработка и обоснования путей совершенствования, адаптации бывших осужденных после освобождения, соц. проблем предупреждения рецедива
üИзучение отеч. И зарубежного опыта.
Субъекты – сотрудники исправительных учреждений. Объекты – лица, нарушившие закон и осужденные судом.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап (диагностика, цели и задачи работы); особенности взаимодействия с осужденными; методика реализаций технологий перевоспитания каждого осужденного
2.Этап непосредственной реализации (помощь в адаптации в новых для осужденных условий; индивидуальный подход к каждому: учет срока, количества осужденных, его негативных и позитивных воспитательных возможностей, опыта администрации и воспитателей). Возникают проблемы: представление самообеспечением, восстановление связи с близкими людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство.
3.Заключительный этап (оценка действенности всей работы с человеком, выводы о том, что определяет перспективы рецедивности бывшего осужденного. Большая роль попечительского совета при воспитательной колонии)
Направления:
1.Правовое воспитание (формирование правосознания)
2.Нравственное воспитание (формирование гражданина)
|
|
3.Трудовое воспитание (закрепление у осужденных трудовых умений и навыков)
4.Физическое и санитарно-гигиеническое
5.Режим как средство перевоспитания осужденных.
6.Получение проф. образования.
7.Соц. терапия.
8.Консультации.
Методы: методы, способствующие формированию положительных потребностей, методы коррекции (поощрение, критики).
Формы: формы пед. взаимодействия, формы пед. воздействия, формы пед. процесса.
Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом. Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели сознательного лечения, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента.
Правозащитная деятельность социальных работников в системе пен.уч. в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы СО и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.
Во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник, как правило, выступает в роли адвоката или защитника интересов клиентов, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей.
10 Технология соц. консультирования и посредничества.
Как один из методов технологии социальной работы консультирование играет важную роль в системе СОН. Консультирование как технологический способ решения соц. задач — это процедура, часто используемая в социальной работе специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, семей, групп, путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.
Типы консультирования: общее К клиентов специалистами СР; специальное К клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений; обучающее К специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений(работа с персоналом, разъяснение законов, программ, процедур, направленных на улучшение СОН); договорное К специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
Информация, вовремя полученная клиентом, может предупреждать последствия его альтернативных действий, комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы.
По форме различают групповое и индивидуальное К, по содержанию — конкретное (узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д.) и программное (двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность. Акцент делается не на личностной проблеме, а на способах обеспечения реальности мероприятий в планах.), сочетание конкретного и программного подходов (специалист СР начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам соц. учреждений в решении проблем отдельных клиентов, обобщает полученную дополнительно информацию и конкретные результаты и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом).
Результат К зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Технологические условия:
1. позиция консультанта не противоречит взглядам клиента.
2. наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов.
|
|
3. Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста социальной работы. Качества консультанта: эмпатия, или способностью видеть мир глазами другого человека; уважение к клиенту, способность передать клиенту уверенность в своих силах; 3. конкретность, четкость; 4. знание самого себя и умение оказывать другим помощь в самопознании; 5. искренность; 6. соответствие слов, действий и «языка телодвижений»; 7. умение иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи. Принципы К: Целесообразность и целеустремленность.
Добровольность и ненавязчивость.
Методическая грамотность и компетентность.
К — это процесс, имеющий несколько этапов:
— выявлениепричин, побудивших клиента к обращению за консультацией;
— анализ, оценка и диагностика проблемы;
— формулировка проблемы и определение целей консультации;
— установление стратегии и плана действий;
— осуществление соответствующих действий;
— оценка результатов консультации и выводы.
Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств — входит в задачу консультанта.
Задача посредничества: помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступоки договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем.
Посредничество — одна из функций СР(между государством, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами социальных групп и институтов, а также как межличностное посредничество). Соц. работник оценивает проблему клиента и дает ему четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути решения проблем самостоятельно.
|
|
Три этапа посреднической деятельности:
1. определение проблемы клиента, оценка возможностейее решения;
2. оценка и выбор учреждения, способного решить проблему;
3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.
Важен контроль соц. работника для психологической поддержки клиента.
В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России малообеспеченных и бездомных в следствие социально-экономического кризиса.
Причины бездомности: безработица, обусловившая отсутствие средств для оплаты жилья; недостаточное количество жилищ; малодоходность; соц. болезни общества: девиации, нездоровые отношения в семье, освободившиеся заключенные из мест лишения свободны; слабые возможности в реализации соц. программ помощи малообеспеченным; межнациональные конфликты; ослабление деятельности правоохранительных органов. К числу бездомных относят тех, кто ютится на чердаках, в подвалах, проживает в ночлежках и домах, предназначенных на снос. Это: бомжи, беженцы, представители кочевых народов, бывшие осужденные, жертвы сделок с жильем, дети, убегающие от родителей, воспитанники домов-интернатов.
Нормативно-правовая база: Указ Президента РФ «О мерах по предотвращению бродяжничества и попрашайниячества», постановление Правительства «О мерах по развитию сети учреждений соц. помощи для лиц бомж», Программа «Миграция».
На ОВД возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры соц. реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение мед. освидетельствования и при необходимости направление на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фед. службы занятости. На органы СЗ возлагается направление бездомных в учреждения СЗ, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.
Четыре типа социальных учреждений:
— дома ночного пребывания (предоставляется бесплатный ночлег, оказывается мед. помощь, проводится санитарная обработка, талоны набесплатноепитание, оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения);
— специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых (предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами СЗ);
— центры социальной адаптации (решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве, проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия, центры имеют общежития, где предоставляется возможность проживать до 6 месяцев, решение правовых вопросов, восстановление утраченных соц. связей);
— социальные гостиницы и приюты (10-суточного бесплатное проживание, получения консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения, оказывается медицинская помощь, получение бесплатных обедов, постельных принадлежностей и предметов культурно-бытового назначения).
В решении проблем бездомности участвуют благотворительные организации: «Врачи без границ», «Армия спасения», «Российский благотворительный фонд нет алкоголизму и наркомании».
Т.о., для решения проблем бездомных необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России.