double arrow

Понятие, признаки


Международные акты.

Акты местного самоуправления.

Виды источников административного права

1. Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации; акты Федерального Собрания (федеральные конституционные за­коны; федеральные законы; Основы законодательства, кодексы и др.; декларации; Положения, постановления и другие акты Феде­рального Собрания Российской Федерации).

2. Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента РФ;

постановления, распоряжения правительства РФ;

приказы, постановления министерств и других центральных феде­ральных органов.

3. Законы субъектовФедерации:

Конституции, уставы субъектов Федерации;

законы.

4. Подзаконные акты субъектов Федерации:

уставы, распоряжения президентов (губернаторов);

постановления, распоряжения правительств субъектов федерации;

приказы, постановления министерств субъектов федерации, руководителей предприятий, учреждений; субъектов федерации.

Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации.

В практической работе по систематизации административно-пра­вовых норм сложились три основных направления: кодификация, ин­корпорация и хронологические собрания нормативных актов.

Кодификацияявляется важнейшей формой систематизации зако­нодательства. Однако она затруднена исключительной мобильнос­тью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.

Инкорпорация— объединение и расположение в систематизиро­ванном порядке норм по важнейшим институтам. В истории админис­тративного законодательства этот способ использовался нередко и имеет свои положительные результаты.

Хронологические издания.Эта форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, измене­ния) тех или иных форм; имеется возможность быстро отыскать ин­тересующую норму.

Вопрос 2. Административные правонарушения:

Административное правонарушение является основанием админи­стративной ответственности. Ст. 2.1. Кодекса об административных правонарушениях определяет его следующим образом:

«Административным правонарушением,признается противоправ­ное, виновное действие (бездействие) физического или юридическо­го лица, за которое установлена административная ответственность».

В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

Действие— это активная форма поведения правонарушителя, не­посредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие— это пассивная форма поведения правонарушителя,

непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и закон­ных требований.

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

антиобщественность. Законодательством определено, какое де­яние является антиобщественным в рамках института администра­тивной ответственности, а какое нет;

противоправность — заключается в совершении деяния, наруша­ющего нормы административной и иных отраслей права, охраняе­мые мерами административной ответственности;

виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного право­ нарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;

наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует пони­мать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступ­ления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть признанным проступком или преступлением.

Объектом правонарушенияявляются те общественные отноше­ния, которые охраняются административным правом.

Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствова­ния, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка— это деяние, выражающееся внарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного правонаруше­ния законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание объективной стороныможет включить характер действия или бездействия, а также:

► неоднократность— совершение двух или более однородных ад­министративных правонарушений;

► повторность— совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;

► длящееся правонарушение— деяние, сопряженное с последую­щим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственно­сти. Является единым независимо от продолжительности. Разли­чие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что продолжаемый проступок— это несколько действий, каждое из которых является проступком, как правило, они объеди­нены единым умыслом.

Субъектами административного правонарушения являются вменя­емые, достигшие определенного возраста физические лица, и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, напри­мер, водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Принято различать два вида субъектов административного пра­вонарушения.

1. Индивидуальный— граждане и другие категории лиц, обладаю­щие административно-правовым статусом, совершившие администра­тивное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граж­дане и специальные лица, то есть лица, обладающие специальным ад­министративно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

2. Коллективный— юридические и иные коллективные образова­ния, совершившие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения норма­ми таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, приро­доохранительное и т.д.

Существует два вида признаков субъекта административного пра­вонарушения:

1) общие— признаки, которыми должно обладать любое лицо, при­влекаемое к административной ответственности — вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста;

2) специальные— признаки, отражающие особенности труда, служеб­ного положения; например, должностное лицо, водитель автомоби­ля, работник предприятия торговли; прошлое противоправное по­ведение, например, лицо, находившееся под административным над­зором, ранее привлекавшееся к административной ответственнос­ти; иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане, военнослужащие.

Субъективная сторонаадминистративного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Умысел — умышленное деяние. Лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Неосторожность— административное правонарушение признает­ся совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, пред­видело наступление вредных последствий своего деяния, но легко­мысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло было их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины:

► легкомыслие— это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соеди­ненное с самонадеянным расчетом их предотвратить;

► небрежность— непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.

С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транс­порте.

При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государствен­ный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.

Под административной ответственностьюпонимается такая раз­новидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дис­циплинарной и материальной), которая выражается в применении пол­номочным органом или должностным лицом административного взыс­кания к лицу, совершившему административное правонарушение. Ад­министративная ответственность обладает признаками, свойственны­ми юридической ответственности вообще.

Административная ответственность характеризуется, в первую оче­редь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообраз­ные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обяза­тельны для всех без исключения.

Принципами административной ответственности являются: закон­ность, целесообразность ответственности, ответственность за вину, нео­твратимость наказания в случае привлечения к ответственности, инди­видуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

Основаниями административной ответственности являются;

1)нормативное основание— нарушение административно-правово­го запрета;

2)фактическое основание— совершение административного пра­вонарушения;

3) процессуальное основание— издание правоприменительного акта.


Сейчас читают про: