Логистический подход к организации товародвижения. Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле

Переход к рыночным отношениям сопровождается глубокими преобразованиями как в самих торговых системах так и в среде их функционирования.

К основным системам изменениям внутри торговли можно отнести:

· изменение элементарного состава торговых систем;

· изменение характера связей между элементами торговых систем;

· изменение организации торговых систем;

· изменение цели функционирования торговых систем: сегодня их интегративные качества, в первую очередь, должны обеспечить прибыльность.

Объект и метод совершенствования торговых систем на базе концепции логистики основан на принципе совокупности участников, обеспечивающих продвижение материального потока от изготовителя к потребителю. Можно выделить следующие составляющие торговли: а) перемещение собственности (купля-продажа); б) перемена места (транспортировка); в) образование запасов (складирование). Сущность логистического метода организации товародвижения заключается в едином управлении разрозненными материальными потоками.

Внедрение логистических систем управления на предприятиях торговли позволяет реализовать основные цели на объектах оптовой и розничной торговли и повысить доходы и прибыль данных предприятий:

  • Первая цель – улучшение качества обслуживания за счет: уменьшение компенсируемого дефицита, возникающего при нарушении договорных условий поставки и, соответственно, потерь от дефицита; уменьшение запасов избыточной продукции и снижение расходов на их содержание и ликвидацию.
  • Вторая цель – снижение совокупных затрат и потерь на формировании, движении и преобразовании товарных, денежных и информационных потоков за счет: реализации рациональной схемы товародвижения, а также информационных и денежных потоков; минимизации и оптимизации запасов во всех каналах товародвижения; комбинированное использование различных видов транспорта; установление оптимального соотношения между заказной и транзитными формами поставок; правильного размещения складского хозяйства на обслуживаемой территории; использование прогрессивных форм терминальной и складской обработки грузов; снижение потерь материальных ресурсов при доставке и хранении; уменьшение затрат на управление.

Следовательно, можно дать следующее определение товаропроводящим системам в торговле: «Товаропроводящая система – это совокупность предприятий оптовой и розничной торговли, транспортных предприятий, информационных систем (агентств), способствующих сопряжению интересов товаропроизводителей (субъектов предложения) и конечных потребителей (субъектов спроса) с другой, с точки зрения минимализации затрат материальных, финансовых и временных ресурсов».

Предпосылки применения в торговле логистического метода заключаются в следующим:

1. развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя и необходимость координации процессов в логистически организованных материалопроводящих цепях для снижения себестоимости поставки товара. Одновременно это позволяет осуществить поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества, что представляет для потребителя большую ценность, чем поставка без гарантии;

2. повышение стоимости тарифов, связанных с транспортно-перемещающими операциями, удорожание поставок и, следовательно, поиск методов повышения экономичности перевозок;

3. внедрение достижений научно-технического прогресса и, в первую очередь информационно-компьютерных технологий, реализующих управление ассортименто-потоковыми процессами, с точки зрения снижения издержек.

Формируя товаропроводящие системы, необходимо учитывать, что развитие технологии торговли в последнее время характеризуется тремя взаимообусловленными тенденциями:

четкое разделение торговой сети на обособленные предприятия и объединение их в цепные системы, включающие оптовое и розничное звено;

постепенное упорядочивание форматов магазинов, сопровождаемое жесткой организацией управления и унификацией технологии торговых процессов, с разработкой внутрифирменных стандартов и норм;

рационализация товарных потоков на основе создания и функционирования распределительных центров.

Важной задачей логистики в организации товародвижения является организация взаимодействия в рамках торговых сетей. В настоящее время в Кузбассе действуют 100 сетей, в которых включены около 800 предприятий торговли. В первую очередь это продовольственные сети и сетевые магазины бытовой техники. В среднем кузбасская торговая сеть объединяет от 10 до 40 магазинов. Лидерами торговых сетей в области являются «Кора», «Чибис», «Элис», «Каравай» и «Аквамаркет». При организации торговой сети важнейшим фактором является выбор стратегии действия на рынке. Важным условием разработки стратегии является организация качественного взаимодействия маркетинга и логистики. По сути, маркетинг и логистика используют одинаковые методы исследования рынка, позволяющие наметить основные направления деятельности для реализации стратегии.

Обычно товарные потоки направляются покупателю не сразу по мере производства готовой продукции, а с определенными интервалами, ко­торые обусловлены комплексом факторов:

· необходимостью накопления размера партии товаров, наиболее выгодной для перевозки с целью формирования оптимального то­варного потока;

· протяженностью логистических цепей;

· возможностями действующей транспортной системы;

· потребностями посреднической среды;

· характеристикой складской инфраструктуры;

· равномерностью и ритмичностью (режимом) производства у про­дуцентов и потребителей;

· маркетинговой политикой продавца;

· особенностями логистической системы и т. д.

Исходя из выше приведенных положений, следует отметить параметры, по которым целесообразно проведение оптимизации с точки зрения минимизации закупочных цен, ускорения оборачиваемости товарных запасов и увеличения роста розничных продаж:

1. торгово-технологические и складские операции с целью снижения эксплуатационных и других издержек;

2. формирование транспортных потоков, маршрутизация перевозок,

что позволит снизить нерациональное использование транспорта;

3. работы по контролю качества товаров, подтверждение соответствия (сертификации).

Разработка процесса товародвижения в торговой сети базируется на тесном взаимодействии служб логистики и маркетинга.

Во-первых, взаимодействие логистики и маркетинга идет по следующим направлениям: в зависимости от фаз жизненного цикла товара, от вида системы продвижения товара на рынок, “тянущие” или “толкающие” системы, выбор структуры каналов дистрибьюции и в формировании цены.

Во-вторых, служба логистики и маркетинга участвуют в совместной разработке стратегии. Кузбасские торговые сети, оперирующие на рынке, используют следующие стратегии:

  • Стратегия фокусирования.
  • Стратегия дифференциации.
  • Стратегия лидерства по затратам.

При формировании стратегии служба логистики должна наметить ряд мероприятий, позволяющих обеспечить бесперебойную поставку товара в торговой сети. К ним можно отнестиразработку подробного хозяйственного плана, который включает производственные мощности, структура каналов сбыта, организация технологических процессов на складе и планирование процессов транспортировки, а также выбор поставщиков и согласование с ними общей концепции деятельности.

Служба маркетинга торгового предприятия определяет, на основе результатов маркетинговых исследований, оптимальный ассортимент реализуемых товаров, интенсивность реализации различных товаров, как по сезонам продаж, так и по дням и часам недели. Служба логистики организует поставку товаров, их размещение на складе, комплектацию и транспортировку. Совместно эти службы решают задачу оптимального радиуса обслуживания. С учетом отслеживания интенсивности реализации товаров, служба логистики дает задание маркетологам на проведение промакций, направленных на реализацию товаров с истекающим сроком реализации, пролеживающих товаров.

Развитие различных форматов магазинов торговой сети возможно только на основе отлаженного взаимодействия маркетинга и логистики торговой сети. В настоящий момент можно говорить об использовании торговыми сетями маркетингово-логистического микса, как совокупности конкурентных действий, позволяющих сетям продвигать свой товар к покупателям. В эту совокупность входят качество и прочие свойства товаров и сервисных услуг, предоставляемых покупателю, их цены, реклама и продвижение товара, а также упаковка, закупка, распределение, хранение и транспортировка, организация продаж. Стоит отметить следующую особенность микса – каждое действие службы логистики и маркетинга должно рассматриваться как один из аспектов единой рыночной стратегии.

Развитие логистики торговых предприятий на современном уровне предполагает развитие кооперации на межфирменном, межотраслевом и межрегиональном уровне. Возможны следующие варианты объединения различных предприятий при формировании логистических систем на разных условиях, предопределяющих организационно-хозяйственную политику:

· договорное кооперирование. Основанием такого объединения является повышение результатов логистической деятельности предприятия, если они становятся выше, чем при индивидуальной работе при достигнутом уровне конкурентоспособности фирмы;

· объединение на компромиссной основе, при этом участник поступается некоторыми своими выгодами ради их получения в рамках макрологистической системы и возможность использования методов индикативного управления подконтрольными структурами макрологистической системы;

· объединение на корпоративной основе, которое предполагает добровольное делегирование участниками части своих полномочий для получения общесистемного эффекта и соответствующей выгоды;

· объединение на основе принудительного поглощения участников более крупными транспортно-экспедиционными компаниями, доминирующими на рынке.

Рис.3 Два способа роста прибыли торговой компании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: