double arrow

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины

В г.Волгодонске Ростовской области

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

(ДГТУ)

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Донской государственный технический университет»

(филиал ДГТУ в г. Волгодонске)

«Логистика»

студентами направления 080200 «Менеджмент»

2013г.

Объект изучения логистики. Производственно-коммерческий цикл. Рынок продавца. Рынок покупателя. Логистический подход. Цель логистического подхода. Новизна логистического подхода. Расходы на логистику. Причины появления логистики как экономической науки. Этапы развития теории и практики логистики. Логистическая интеграция. Общая схема материального и информационного потоков. Определение логистики. Предмет изучения. Цель логистики. Функциональные области логистики: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка продукции, информация, кадры и обслуживающее производство. Концепция логистики. Функции логистики: знать методологический аппарат логистики, а именно: методы системного анализа, методы теории исследования операций, методы прогнозирования, методы моделирования, логистические модели, цель моделирования, классификацию моделей, изоморфные модели, гомоморфные модели, абстрактные модели, материальные модели, математические модели, символические модели, аналитические модели, имитационные модели, языковые модели, знаковые модели, макеты, технологические планировки, схемы грузопотоков, этапы моделирования.

Нередко термин «логистика» отождествляют со словом «логика», даже в книжных магазинах литературу по логике и логистике иногда помещают рядом.

Это не случайно. Ведь произношение этих слов мало отличается друг от друга, а слово «логика» люди употребляют в своей речи намного чаще, чем новое, на первый взгляд, слово «логистика», хотя термином «логистика» общество начало пользоваться очень давно.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (в греческом языке logistice — искусство вычислять, рассуждать). Специальных государственных контролеров называли логистами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до н.э. в Древней Греции было 10 логистов.

Другая крупнейшая держава Средиземноморья — Древний Рим — также использовала термин «логистика», подразумевая при этом распределение продуктов.

Позже термин «логистика» начинает встречаться в военных сочинениях. Византийский император Леон IV, живший в IX—X вв. н.э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в значении «тыл, снабжение войск». Это значение «логистика» сохраняет и до наших дней. Например, в Большом англо-русском словаре слово «Logistics» переводится как тыл, снабжение, материально-техническое обеспечение, организация и осуществление работы тыла.

Можно встретить и другое толкование термина «логистика». Живший в XVII—XVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику. Такое название математической логики и было официально закреплено в 1904 г. на философской конференции в Женеве.

В России в середине XIX в. согласно Военному энциклопедическому словарю, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

На рубеже XX в. термин «логистика» в России широкого применения не имел: «...слово „логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления»,— отмечалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896). В более поздних отечественных энциклопедических изданиях и в словарях иностранных слов логистика снова трактуется как математическая логика.

В первой половине XX в. о логистике не вспоминали, не говоря уже о ее применении на предприятиях. Но в начале 60-х годов XX в. эта наука вновь заинтересовала практикующих экономистов и менеджеров различных стран мира.

Масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конечным потребителям или посредникам. Логистические методы и способы оптимизации движения различных материальных потоков позволяют сокращать излишние материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Они создают предпосылки для сокращения времени доставки готовой продукции, ускорения процесса получения информации, повышения уровня предпродажного и послепродажного сервиса.

Обоснованное применение принципов логистики нередко позволяет значительно сократить длительность производственно-коммерческого цикла (рис. 1.1) и тем самым обеспечить дополнительную прибыль за счет увеличения числа оборотов денежных средств (при условии прибыльности деятельности предприятия).

Рис. 1.1. Производственно-коммерческий цикл производства и реализации продукции

Если деятельность предприятия по производству и реализации продукции является убыточной, то сокращение длительности производственно-коммерческого цикла и ускорение оборачиваемости капитала может привести к получению прибыли, если происходит увеличение объема производства реализации продукции.

Логистика сегодня стала жизненно важным компонентом экономики. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Однако логистическая оптимизация движения материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков наиболее очевидна в рамках производственных предприятий с полным производственно-коммерческим циклом. В торговых организациях также происходит движение материальных потоков, создаются запасы и осуществляется складирование и транспортировка. Вместе с тем производственная стадия цикла при этом отсутствует. В некоторых сферах экономики (банковская, страховая деятельность, связь, медицина и т.п.) применение принципов логистики ограничено из-за специфики их деятельности.

Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция транспортных, производственных и складских звеньев в единую систему движения материальных потоков (материалопроводящая система).

Цель логистического подхода заключается в сквозном и комплексном управлении материальными потоками. Главной общей задачей логистики считается создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающее высокое качество поставки готовой продукции потребителям, достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятий и организаций к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли, получение преимуществ перед конкурентами. Примером частных задач логистики может служить оптимизация производственных и складских запасов, сокращение времени хранения и транспортировки грузов, определение потребности в сырье и материалах, выбор формы снабжения предприятия и т.д.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности многих предприятий и организаций, но лишь сравнительно недавно оно приобрело положение важной функции экономики. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях рынка продавца спрос на продукцию значительно превышает предложение: практически все, что производится, быстро продается. У производителей не возникает проблем со сбытом, они не ощущают жесткой ценовой конкуренции и не стремятся к снижению издержек путем оптимизации движения потоковых процессов. В условиях рынка покупателя последний предъявляет свои требования к качеству и цене продукции. При прочих равных условиях покупается тот товар, который имеет меньшую цену при одинаковом качестве. Ценовая конкуренция приводит к необходимости снижать издержки, в том числе и в области управления материальными потоками.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

Первые проблемы обеспечения процесса производства материальными ресурсами появились в 60-х годах XIX в., а причина их возникновения связана со значительным ростом затрат на содержание запасов и транспортировку готовой продукции. Поэтому предприятия начали проводить исследования в области продвижения матери-алопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции. В связи с этим в экономике сформировалась новая наука — логистика.

Применение принципов логистики в российской экономике началось сравнительно недавно. Примерно до начала 70-х годов XX в. производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. В 70-х и начале 80-х годов прогрессивные руководители предприятий стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 60—70% составляют расходы на логистику (рис. 1.2), т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Постепенно пришло понимание того, что в этой области имеется существенный нереализованный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул исследования в этом направлении.

Главные причины, обусловливающие резкое возрастание интереса к логистике, заключаются в следующем:

Рис. 1.2. Структура стоимости готовой продукции на пути от источников ресурсов до конечного потребителя

■ обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости готовой продукции и улучшения качества поставок;

■ мировой энергетический кризис;

■ научно-технический прогресс, и в первую очередь компьютеризация управления, позволившая создавать модели логистических систем и процессов;

■ превращение рынка продавца в рынок покупателя. Выделяют три этапа развития логистических принципов управления производством.

Первый этап 60-е годы XX в. — характеризуется объединением складского хозяйства с транспортом и координацией их совместного использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают взаимные связи. Они начинают «работать» на один экономический результат по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта.

Второй этап середина 80-х годов. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап осуществляется в настоящее время. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рис. 1.3).

История развития российской логистики существенно отличается от западной. В условиях государственного планирования хозяйственной деятельности начиная с 30-х годов XX в. в России ставились задачи оптимизации мощных грузовых потоков. Для их решения зачастую создавался уникальный методический аппарат.

Рис. 1.3. Третий этап развития логистики

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развивалась в основном как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

Рис. 1.4.Взаимодействие материального и информационного потоков

Несмотря на отмеченные различия, ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 1.4).

На этой схеме представлено движение двух видов потоков — материальных и информационных. Движение первых на всем пути от источника сырья до конечного потребителя происходит в одном направлении, в то время как информационные потоки движутся в обоих направлениях.


Сейчас читают про: