Библейская символика цвета

Духовное значение основной гаммы российских государственных и геральдических цветов — белый, красный, черный, желтый (золотой) начинает раскрываться постепенно, через изучение значения этих цветов для первобытных людей эпохи до разделения человечества на языки. Мы не можем позволить себе пространного экскурса в эту область знаний, но краткий очерк данной проблематики необходим.

В предыдущей статье, посвященной истории Российского Государственного Герба52, мы уделили некоторое внимание происхождению образной символики. Древние символы стихий, небесных светил и сакральных объектов (алтари, жертвенники) постепенно, эпоха за эпохой стали дополняться так называемыми звериными, растительными и человеческими символами, сначала совершенно схематичными в виде черт-рез, рун, иероглифов, а потом более “реалистическими”, объемными изображениями животных, птиц, рыб, деревьев, цветов, человека, оружия и орудий труда. Научный анализ наскальных символических изображений свидетельствует о том, что еще в глубокой древности человек начал использовать краску. Притом очевидно, что это использование первоначально носило религиозный, а не утилитарный характер.

Одни из первых минеральных красителей, которыми стал пользоваться человек, были красного цвета, ибо они символизировали собой жертвенную кровь и жертвенный огонь. Жертвенной кровью древние люди помазывали свои священные и обиходные предметы, священные изображения и, в особых случаях, части собственного тела. Но кровь, высыхая, быстро темнеет. Именно поэтому у людей возникла потребность в использовании более стойких минеральных красителей — окислов железа или ртути (охры), следы которых и обнаруживают химики в древнейших изображениях на камне.

Связь красного (“ руд ого”) цвета во многих индо-европейских языках, в том числе и славянских, с ртутными и железными руд ами обнаруживает себя тем, что корнем слова был “руд”, “рут”(“red”, “rot”, “rod”), эта корневая основа видна и в слове “ рт уть”, да и кровь в некоторых славянских языках называется “р у да”.

Другой цвет, рано нашедший применение у человека, был черный, весьма доступный — древесный уголь или жженая кость. До сих пор жженая кость применяется в изготовлении черной темперной и масляной красок. Как это ни парадоксально, но не исключено, что первоначально черный цвет символизировал огонь, продуктом которого он собственно и был. Любопытно, что в славянских языках корневое сочетание “чер” восходит к санскритскому корню “car” — гореть, светить, печь53.

Однако жертвенный огонь в древнем изобразительном искусстве при этом символизировался красной или желтой охрой. Обычным было сочетание ритуальных цветов огня: красного, желтого и черного, как соединения жизни, света пламени и непостижимой глубины ночного мрака.

Безусловно, к таким же древним краскам относится и белая, получаемая из природного мела и обожженных минералов известнякового происхождения. Белый цвет в древности, несомненно, символизировал явления и качества понятные и нам: свет, день, чистоту, святость, священность. Не случайно жрецы и священники различных религий и разных рас чаще всего носили белые или бело-желтоватые (виссоновые) одежды, или же активно использовали этот цвет в облачении: у хамитов-египтян, у иафетидов — эллинов, этрусков, а потом у римлян, у семитов-иудеев (хефомен и кидар54). Мистически белый цвет в сознании древних людей был тесно связан с загробным мiром, с посмертной судьбой праведников и героев.

Другие краски иных цветов и оттенков — синего, голубого, зеленого, розового, малинового, серого, лилового, золотого, серебряного, медного и т.д. и т.п., — стали использоваться гораздо позже первобытной эпохи человечества — с развитием и усложнением религиозной культуры, с разделением народов и племен на самостоятельные ветви, с дифференциацией древнего общества на четкие социальные группы и сословия. В древности каждому цвету, как и любому образному символу, орнаменту или рисунку изначально придавалось глубоко сакральное значение.

И только потом, по мере постепенной десакрализации быта, украшение цветом стало нести не только священное, но и чисто эстетическое, декоративное значение, при этом священный смысл изображения никогда не утрачивался вовсе, просто его значение уходило вглубь сознания и подсознания, перерастало в обычай и привычку. “Случайного” прогресса с его методом проб и ошибок в этой области не было никогда до наступления эпохи Возрождения и модерна, когда мерилом всего сделали не Бога, а человека с его страстями, прихотями и своеволием, развив “материалистическое” учение древнегреческого философа-язычника Протагора Абдерского (ок. 490 — ок.420 гг. до Р.Х.).

Но в древности с развитием культуры разноцветные краски активно стали использоваться в окраске тканей для одежды, убранства храмов и дворцов. Естественно, цветные ткани и кожи, первоначально очень дорогие, долгое время были доступны только высшему жречеству, главам государств и их свите — светской и воинской. При этом, в соответствии с обычаями, цвета одежды различались в зависимости от сословной принадлежности, выражая в первую очередь духовное значение того или иного сословия в земной иерархии. Несмотря на относительную скудость сведений, из Священного Писания известно немало о роли цвета в жизни людей древнего мiра.

До египетского плена скотоводческая и примитивно земледельческая цивилизация евреев эпохи патриархов от Авраама до Иакова-Израиля не знала многообразия материалов и широкой цветовой гаммы красок. Некрашеная натуральная белая и черная козья шерсть (используемая для изготовления кочевых шатров) и белый лен были основной гаммой их бытования. Исключительная, мистическая любовь Иакова к сыну Иосифу выразилась в том, что он сделал ему разноцветную одежду (Быт. 37, 3), за что братья из зависти возненавидели младшего брата и даже захотели его убить. Это свидетельствует о крайней редкости в то время цветных тканей.

Так при создании в пустыни Скинии Божией евреи использовали золото, серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон, и козью шерсть, кожи бараньи красные, и кожи синие,... камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника (Исх. 35, 5-9). Переливчатый лиловый цвет, который до сих пор символизирует в Церкви власть епископа, а также царскую власть (епископа внешнего). Этот цвет соответствует цветам облачения первосвященника Аарона и завесы скинии. Он составлялся из сочетания голубой, пурпурной, червленой шерсти и крученого виссона (льна особой выделки) желтовато-белого цвета. Ограда двора скинии делалась из белого же виссона55.

Богато обставленный обряд богослужения и жертвоприношения Моисеева Завета, в котором и предписывалось все это богослужебное многообразие, известен нам по книгам “Исход”, “Левит”, “Числа”, “Второзаконие” и относится к эпохе после египетского плена. До этого ритуал был прост и скромен, не требовал специальных облачений и роскошного храмового убранства.

По новому Закону колена Израильские еврейского народа в судном наперснике первосвященника символизировались двенадцатью разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями (Исх. 28,15-30). Какие же камни ветхозаветного судного наперсника Ефода соответствовали определенным коленам? Судя по постоянству первых четырех позиций в перечислении колен в книгах Ветхого Завета56 и порядка перечисления камней, можно предположить, что рубин символизирует колено Рувима (загадочным образом здесь выражено созвучие в самом имени камня и колена), топаз означает колено Симеона, изумрудЛевия, а карбункулИуды.

Талмудическое предание свидетельствует, что Иссахару соответствовал сапфир, Завулонуалмаз, Гаду — агат, Иосифу — оникс и Вениамину — яшма (яспис). По той же традиции вне порядка книги Исхода — камнем Дана был гиацинт, Неффалима — аметист, Ассира — берилл.

При этом необходимо отметить, что к иудаистским источникам надо относиться крайне осторожно, поскольку они содержат массу баснословий, однако информация чисто исторического, этнографического и бытового характера черпалась оттуда Святыми Отцами и Учителями Церкви, православными писателями и богословами издревле до новейшего времени, потому что иудейская традиция сохранила много подлинных сведений в живом предании (не путать с “Каббалой”), которое письменно было зафиксировано еврейскими писателями, а также историками других народов, наблюдавших быт иудеев уже после Рождества Христова. Поэтому с известными оговорками мы ссылаемся и на эти источники.

На основании этих сведений мы составили следующую таблицу (в скобках указаны колена по иудейским источникам):

 

Судный Наперсник Ефода:

Камень Колено Цвет камня
1. Рубин Рувим Красный
2. Топаз Симеон Желтый разных оттенков
3. Изумруд Левий Зеленый
4. Карбункул Иуда Красный
5. Сапфир (Иссахар) Лазоревый
6. Алмаз (Завулон) Белый
7. Яхонт (Дан?) Красный
8. Агат (Гад) Синеватый, темно-красный, белый, черный
9. Аметист (Неффалим) Пурпурный
10. Хризолит (Ассир?) Золотисто-зеленый
11. Оникс (Иосиф) Бледно-розовый
12. Яспис (Вениамин) Красный, желтый

 

Если опираться на современные минералогические справочники, они по поводу перечисленных камней дают более многообразную информацию относительно их видов, подвидов и окраски. Но нас интересует именно религиозная традиция и то, какие цвета присваивались этим камням в древности, поэтому приведенные характеристики окраса камней мы почерпнули в двухтомной “Библейской энциклопедии” (М.,1991) и Церковно-славянском словаре о. Г.Дьяченко. Так выглядит цветовая гамма, которой символизировались израильские племена или “полки”, как их называет Церковно-Славянская Библия. Но отличительными знаками колен были не только камни ефода, но и “знамения”, хоругви.

Из книги Чисел, которая была откровенно составлена Моисеем во время Исхода из Египта около 1610 года до Р.Х.57, мы узнаем, что Бог наставлял Моисея и Аарона о порядке движения еврейского народа через пустыню и о порядке устройства станов: Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих... (Числ. 2, 2). Это является одним из древнейших в истории человечества письменных свидетельств об отличительных знаменах как таковых и об изображениях символов на них. Согласно иудейским толкователям текста Библии, цвет штандартов часто не соответствовал цвету того из 12 камней на нагрудном знаке Аарона, который символизировал определенное колено.

Много лет назад мне попалась в руки русская книга первой половины XIX века, где подробно описывались эти израильские штандарты. Поскольку тогда все издания, касавшиеся вероисповедных, религиозных вопросов, проходили церковную цензуру, вряд ли содержание этой книги противоречило учению Православной Церкви. Однако отыскать это старинное издание сейчас мне не удалось, и все же весьма схожее описание я нашел в современной книге Джона Фолли “Энциклопедия знаков и символов”.

Согласно этому описанию, древние иудейские флаги выглядели так (в скобках я указал детали, соответствующие Священному Писанию):

У Рувима штандарт был красный с вышитым изображением мандрагоры (Быт. 30, 14-16). У знамени Симеона цвет — зеленый с вышитым контуром города Шехема58. Левиты имели флаг на треть белый, на треть черный и на треть красный, на нем были вышиты Урим и Туммим59. Знамя Иуды повторяло цвет неба — было голубым, лазоревым, на нем вышивался лев (Быт. 49, 9). Цвет флага Иссахара был черный, на котором светили солнце и луна. Знамя Завулона выглядело белым, на котором вышивался корабль. У Дана цвет флага был похож на цвет сапфира — лазоревый; на флаге вышивалась змея (Быт. 49, 17). У Гада цвета его флага были — белый, переходящий в черный; на флаге вышивалась палатка. У Неффалима цвет флага напоминал цвет перебродившего вина — не очень густой красный60. У Ассира цвет флага был подобен цвету берилла — то есть светло-зеленый, на флаге вышивалось оливковое дерево. Знамя Иосифа было черным, как смоль. Флаг Вениамина имел все 12 цветов, на этом флаге вышивался волк (Быт. 49, 27)61.

 

Следовательно, в сочетании с камнями ефода общая символическая гамма древнего еврейского народа, возможно, выглядела так:

 

Колено Цвета
1. Рувим Красный
2. Симеон Желтый, зеленый
3. Левий Зеленый, белый, черный и красный
4. Иуда Красный, голубой
5. Иссахар Лазоревый, черный, желтый и белый
6. Завулон Белый
7. Дан Красный, голубой
8. Гад Синеватый, темно-красный, белый, черный
9. Неффалим Пурпурный, красный
10. Ассир Золотисто-зеленый
11. Иосиф Бледно-розовый, черный
12. Вениамин Красный, желтый, все цвета остальных знамен

 

Но вернемся к предполагаемым цветам штандартов израильских “полков”. Черный цвет употреблялся на их знаменах 4 раза (чаще всего: Левий, Иссахар, Гад, Иосиф), белый цвет — 3 раза (Левий, Завулон, Гад), красный цвет разных оттенков — 3 раза (Рувим, Левий, Неффалим), голубой или лазоревый — 2 раза (Иуда и Дан), зеленый разных тонов 2 раза (Симеон и Ассир), и все эти цвета еще раз воспроизводились на флаге Вениамина. Таким образом, наиболее употребимыми были цвета черный, белый и красный.

В свете этого для нас безусловный интерес представляет флаг левитов, который объединяет три цвета: их бело-черно-красный “триколор”, если он существовал в таком виде на самом деле62, выражал, во-первых, существо служения священников и левитов: белый — необходимую для этого служения чистоту и даже святость, черный — непостижимость Бога (Быт. 1, 1-2), и красный — цвет жертвенной крови, с помощью которой это служение осуществлялось, а, во-вторых, здесь, возможно, была символически заложена и ветхозаветная идея самой тринитарности, как Божественной, так и человеческой.

То, что уже в начале Богопочитания праведники знали о троичной природе Единого Бога, известно из толкований Святых Отцов первых двух Вселенских Соборов и более поздних святых (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Нисский, Августин Ипонский, Иоанн Дамаскин и др.).

В первой главе книги Бытия в самом акте творения явлено: Бог Отец, творящий Словом, и Дух Божий. А чуть ниже открыто чтущему: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (Быт. 1, 26), но не сказано: сотворю по образу Моему, по подобию Моему. Само еврейское понятие Elohim, постоянно употребляющееся в Ветхом Завете, является множественным числом слова “Бог”. Троически явился Господь в виде трех мужей-ангелов праотцу Аврааму в Мамре (Быт. 18). Поэтому необычное трехсоставное знамя левитов со знаками Божьего суда (Урим и Туммим) могло быть богословским осмыслением — догадкой или даже откровением о Пресвятой Троице.

В российской древности к ветхозаветной религиозной традиции относились с большим вниманием, это, собственно, и создало почву для новгородской ереси жидовствующих, но и после этого, например, и Царь Иоанн Васильевич Грозный, и русские Святители от Митрополита Петра до Патриарха Тихона в своих духовных рассуждениях любили обращаться к Ветхому Завету.

Данный библейский экскурс я предпринял с одной целью, чтобы сосредоточить читательское внимание на особом понимании роли цветов в древности и на символике белого и черного цвета. Особенно последнего, которого так почему-то боятся мои секуляризованные современники, отводя в древнерусском искусстве для него роль “обозначения зева могил и дикого зверя”63.

В Православии черный цвет издревле символизирует посвящение себя Богу. Главное тому свидетельство — черный цвет православного монашеского одеяния. “Будь верен даже до смерти”. Черный цвет — это символ Великого Поста. Это же значение, безусловно, имел и черный двуглавый орел в нашем гербе — посвящение двуединой светской и духовной власти Российского Государства высшему нравственному началу — Господу! Мне как художнику и реставратору, как профессиональному исследователю церковного искусства совершенно очевидна первоначальность и, следовательно, гипотетичность данных изысканий и сопоставлений. Эти заметки о символике цветов я предлагаю доброму читателю рассматривать как постановку вопроса, но при этом вопроса, необходимого для осмысления нашего духовного наследия. Особому значению трисоставности наших государственных символов мы посвящаем следующую главу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: