Представлен интегративной критериальной матрицей, определяющей структуру и содержание инструментов диагностики методики
Интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя состоит из трёх взаимосвязанных блоков, выделенных на основе психологической структурой эффективности деятельности педагога (Ю.Н. Слепко):
1) процессуальный блок оценки ориентирован на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем своих профессиональных функций. Акцент делается на деятельности по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации. По сути, данный компонент позволяет установить динамику воспитательного процесса;
2) результативный блок оценки предполагает оценить степень достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов. Под результатами понимаются те позитивные изменения в личностном развитии, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Например, уровень развития личности воспитанника (его знание о системе ценностей, позитивное отношение личности к данным ценностям, опыт деятельности), уровень развития детско-взрослой общности, класса.
3) личностный блок оценки обеспечивает оценку профессионально-личностных компетенций классного руководителя, необходимых для эффективного решения функциональных задач.
Каждый из блоков содержит ряд критериев и показателей, учитывающих комплекс инвариантных направлений деятельности классного руководителя (табл.1). Каждый показатель предполагает оценку по следующим направлениям (рис.1):
1) работа с личностью обучающегося, в том числе с особыми потребностями (одарённые дети, дети с ОВЗ, дети группы-риска);
2) работа с классом;
3) работа с родителями;
4) работа с учителями-предметниками;
5) работа с социальными партнёрами.
Рис. 1. Взаимосвязь блоков для оценки эффективности деятельности классного руководителя.
Таблица – 1. Интегративная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя.
Код критерия/показателя | ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК | Код критерия/показателя | ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК | Код критерия/показателя | РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК |
КП-1 | Критерий 1 - Аналитико-диагностическая деятельность в процессе воспитания и социализации обучающегося во взаимодействии с субъектами образовательных отношений | КЛ-1 | Критерий 1 - Диагностическая компетентность |