КР-1
Критерий 1 - уровень индивидуализации и персонификации
КР-2
Критерий 2 - уровень сформированности умений целеполагания, планирования и проектирования воспитательного процесса., в.т.ч индивидуальных образовательных траекторий
КР-3
Критерий - уровень мотивации у обучающихся к приобретению социально-значимых знаний, норм, отношений, к участию в организации разнообразных форм воспитательной деятельности
Показатель 3.2. Стимулирование субъектов образовательного процесса к участию в организации воспитательной деятельности, а также достижению высоких результатов работы.
КР-4
Критерий – уровень сплочённости классного коллектива, уровень развития детско-взрослой общности,
П-4.1:
Показатель 4.1. Системность организации воспитательной деятельности, степень вовлеченности субъектов образовательного процесса в организацию разнонаправленной событийной и социально-значимой деятельности с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных объединений, социального проектирования, а также вовлеченность в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность, участие в конкурсах и соревнованиях
Показатель 4.4. Готовность к осуществлению профилактической и здороьвесберегающей работы, социально-педагогической защиты и поддержки, в т. ч тьюторского сопровождения обучающихся различных категорий в процессе воспитания и социализации.
КР-5
Критерий - уровень сформированности у обучающихся опыта деятельности;
КР-6
Критерий - положительное отношение обучающегося к общекультурным и общенациональным ценностям, ценностно-ориентационное единство в классе, между родителями и педагогами.
КР-7
Критерий уровень методического и документационного обеспечения воспитательного процесса
Представленные в методике критерии и показатели взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, определяют характер профессиональной деятельности классного руководителя, отражают важнейшие профессиональные компетенции классного руководителя. Они являются не только инструментом оценки, но и инструментом самоанализа, самооценки классным руководителем собственной деятельности по развитию обучающихся, классного коллектива, взаимодействия с родителями и учителями-предметниками. Это позволяет комплексно, объективно, системно и целостно подойти к оценке эффективности деятельности классного руководителя, оценить степень взаимодействия классного руководителя со всеми субъектами образовательного процесса (обучающимися, родителями, учителями-предметниками, классом, социальными партнёрами), способствуют достижению цели воспитания.
Процедура организации оценки эффективности деятельности классного руководителя
Процедура оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя предусматривает последовательность реализации трёх взаимосвязанных этапов:
1) Подготовительно-поисковый этап предполагает подготовку необходимой нормативной документации для организации оценки эффективности деятельности классного руководителя. Подготовка оценочно-измерительных материалов. Информирование классных руководителей о предстоящей процедуре оценки, особенностях методики, её критериях и показателях.
Оценка эффективности деятельности классного руководителя предполагает совместную деятельность, объединяющую администрацию школы, родительскую общественность, обучающихся, педагогов-предметников, психолога, социального педагога и т.п.. Это позволяет осуществить внутреннюю и внешнюю оценка деятельности, обеспечить объективность и комплексность оценки.
На данном этапе формируются из данных субъектов оценки формируется 4 экспертные группы и классный руководитель, осуществляющий самооценку собственной деятельности. Администрацией образовательной организации осуществляется формирование экспертных групп. В каждой экспертной группе выбирается руководитель.
. Субъекты оценки деятельности классного руководителя
· Классный руководитель (самооценка) – осуществляет самооценку, анализирует и сопоставляет свою повседневную профессиональную деятельность с требованиями, отражёнными в критериях и показателях методики, «измерить» уровень своих компетенций, его достаточность для решения тех или иных задач и ситуаций, возникающих в образовательном процессе.
Первая экспертная группа (административная оценка) состоит из представителей администрации ОО (директор и его заместители, председатель методического объединения классных руководителей). Осуществляют административную оценку с точки зрения качества выполнения должностных обязанностей и с учётом результатов оценки других экспертных групп. Могут осуществлять посещение цикла воспитательных событий, организуемых классным руководителем.
· Вторая экспертная группа (педагогическая оценка) представлена педагогами-предметниками, работающими с классом и имеющими высокие показатели профессиональной деятельности, авторитет и доверие среди коллег, классным руководителем, из числа наиболее опытных классных руководителей, психологом. Оценивают классного руководителя с позиции качества профессиональной деятельности. Могут осуществлять наблюдения за деятельностью классного руководителя, в течение года, посещая открытые воспитательные мероприятия.
· третья экспертная группа включает родителей класса (родительская оценка) (не менее 60% от общего числа родителей класса), с которым работает классный руководитель. Осуществляют родительскую оценку. Оценивают классного руководителя с позиции соответствия его деятельности собственными образовательными запросам и требованиями. Руководителем группы является председатель родительского комитета класса;
· четвёртую экспертную группу представляют воспитанники (ученическая оценка) классного руководителя. Как правило, это актив класса. Обучающиеся оценивают классного руководителя с точки зрения собственных образовательных интересов и потребностей, что выражает их личностное отношение к классному руководителю. Процедуру проведения оценки осуществляет зам.диретора по ВР. Руководителем группы, осуществляющим обобщение результатов, является педагог-психолог или классный руководитель другого класса, назначенный администрацией для курирования группы.
2) Экспертно - диагностический этап связан с осуществлением процедуры оценки эффективности деятельности классных руководителей. Последовательность работы экспертных групп представлена на рис. 2
Рис.2. Последовательность оценки эффективности деятельности классного руководителя экспертными группами.
Эксперты осуществляют оценку только личностного и процессуального блоков.
3) Аналитико-прогностический этап предусматривает обработку полученных результатов, анализ и интерпретацию данных, подведение итогов, оформление документации.
Результаты самооценки и оценки от экспертных групп поступает в специально созданную экспертною комиссию, которая занимается обработкой полученных результатов по каждому классному руководителю. В состав комиссии входят представители администрации, школьный психолог, социальный педагог, несколько учителей-предметников.
На основе разнокачественных оценочных характеристик формируется комплексная оценка, являющаяся основой для дальнейшего анализа деятельности классного руководителя и не подлежащая разглашению. Результаты вносятся в информационную базу данных эффективности деятельности классного руководителя.
Экспертная комиссия доводит результаты оценки до каждого классного руководителя. Организует беседы с классным руководителем для осуществления обратной связи, обсуждения проблем и образовательных дефицитов. В ходе встречи классному руководителю сообщается информация о результатах оценки его деятельности субъектами образовательных отношений, что позволяет в дальнейшем минимизировать противоречия между оценкой и самооценкой. Происходит обсуждение профессиональных дефицитов и проблем, путей их преодоления, разработка траекторий дальнейшего профессионально-личностного развития. Такой подход позволяет осуществлять постоянную обратную связь.
Несмотря на конфиденциальность, классные руководители могут получить доступ к обезличенным данным оценки эффективности деятельности своих коллег. Это позволяет им соотнести свой уровень эффективности с уровнем эффективности других классных руководителей. Установить в каких блоках у них чаще всего возникают проблемы, во взаимодействии с какими субъектами образовательного процесса (обучающимися, родителями, учителями-предметниками и пр.) они чаще всего испытывают трудности.