В РБ-только «особенности психофизического развития» (всегда расшифровывать ОПФР при беседе!).
Лицо с ОПФР- лицо имеющее физические и(или)психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого спец.условий.
Норма-это узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
Норма предполагает сочетание личности и социума, когда оно безконкретно и продуктивно удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума, соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Норма бывает:-среднестатистическая, -функциональная(индивид.норма развит.)
С педагог.т.зрения нормальным считается развитие, кот.дает возможность ребенку усваивать содержание образования в обычных пед.условиях.
Критерии:
-предметная норма(знания ребенка сравнивают с образовательн.программой)
-социально-возрастная(интеллектуальный и личностный рост к опред.возрастному периоду)
-индивидуальная норма(естественн. индивидуальное развитие и саморазвитие)
|
|
Отклоняющееся развитие-это отклонение формирования структуры психического развития или его отдельных составляющих за пределы социально-психологического норматива, определяемого конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуацией вне зависимости от знака этого изменения(опережения или запаздывания).
Причины ОПФР:
-эндогенные(внутренние)-РДА, синдром Дауна.
-экзогенные(внешние)-вызывают нарушения в любой период онтогенеза-перенесенные в период беременности,родов,родовые травмы,после перенесенных заболеваний(менингит).
Структурные компоненты нарушений: -первичные, -вторичные.
Учет позиции, основы нарушений развития:
1. Время возникновения(врожденный, приобретенный)
2. Характер расстройства(органический-медицинский, функциональный-педагогический)
3. Степень распространенности очага(локальные-точечные, диффузные-распространенные)
4. Тип нарушения(физический, психический).
Кодекс РБ об образовании: ОПФР- лица с интеллектуальной недостаточностью;
-лица с нарушениями речи;
-лица с нарушениями слуха;
-лица с нарушениями зрения;
-лица с нарушениями психофизического развития(трудностями в обучении);
-лица с нарушениями функций ОДА;
-лица с тяжелыми и/или множественными физическими и/или психическими нарушениями(от 0 до 18 лет).