Наш организм напоминает государство, в котором много клеточных образований, выполняющих множество жизненно важных функций. Координированное их взаимодействие в течении необходимого времени, обеспечивает определенного рода деятельность человека. Для этого необходимо участвующим в процессе клеткам доставить питание и убрать шлаки. Эту функцию в нашем организме исполняет в первую очередь сердечно сосудистая система, а также печень, почки, кишечник и др. органы.
Очень важно, чтобы функциональные клеточные образования нашего организма способны были необходимое конкретное время проявлять свои функции для эффективного выполнения запланированной деятельности в определенных внешних условиях.
Целый ряд современных профессий, которыми овладевают студенты МАИ, предъявляют высокие требования к физической подготовке и связанными с этим способностями человека. Эти профессии имеют свою двигательную специфику, различаются по психофизиологическим характеристикам и условиям труда, они будут предъявлять разные требования к физической подготовленности студентов в будущем.
Ученые объединяли с учетом физической тяжести, нервной напряженности и затраты килокалорий все существующие виды труда в четыре группы: 1 - легкий, ненапряженный; 2 - средний, малонапряженный; 3 - тяжелый, напряженный; 4 - очень напряженный.
Вас, будущих специалистов, ожидает деятельность аналогичная первой группе.
К первой группе относятся виды умственного труда, включающие работу на счетно -вычислительных машинах и пультах управления, работу корректоров типографий, инженеров заводских отделов, главных конструкторов, главных механиков, работников планового отдела и т.д., характеризующаяся циклом саморегуляции напряжения внимания и мышления. Сюда относятся работники конструкторского отдела, которые разрабатывают новые изделия. Такая деятельность связанна с интенсивным участием высших отделов центральной нервной системы, деятельность которой обеспечивается работой таких психических функций, как память, внимание, ассоциативное и логическое мышление.
Для этих работников характерно интенсивное напряжение высших отделов головного мозга, интенсивная концентрация внимания, быстрое его переключение, экстренное принятие решений, оперативное руководство и контроль за их выполнением. Присущий им творческий труд характеризуется повышенной способностью удерживать в памяти сведения, необходимые для создания новых образцов, процессов, быстротой сравнения и анализа
исследуемых явлений. Инициативный цикл саморегуляции при умственных видах труда проявляется в концентрации нервных процессов, точности дифференцировок (различий), скорости и точности решения задач, устойчивости внимания и его интенсивности, адекватного реагирования нервных процессов (соблюдение закона силы нервных процессов), скорости восприятия и переработки информации, быстрого краткосрочного запоминания, повышенного нервно - эмоционального состояния.
С этих позиций роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности имеет неоспоримую ценность и значимость.
Профессионально - прикладная физическая подготовка имеет непосредственной целью содействовать повышению эффективности профессионального обучения и достижению высокой и устойчивой работоспособности при выполнении профессиональных функций. Профессионально необходимые качества, навыки и умения приобретаются в сочетании процесса профессионального обучения со специальной физической подготовкой и совершенствуются в процессе самого труда.
Направленное применение специализированных физических упражнений содействует развитию профессионально важных физических и психических качеств, приобретению прикладных умений и навыков, позволяет повысить устойчивость организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Важнейшим фактором обеспечения всесторонней физической подготовленности к производственному труду является общая и специально направленная, физическая подготовка.
Таким образом, общая и специальная прикладная физическая подготовка должны составлять единую систему мер по физическому воспитанию с профессиональной направленностью.
Профессионально - прикладная физическая подготовка обеспечивает:
1) развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной профессиональной направленности;
2) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, находящих применение в избранной профессии либо способствующих ее освоению;
3) повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности;
4) развитие средствами физической подготовки психических качеств, требующихся в
избранной профессии.
Деятельносная сущность физической культуры в среде учебного труда. Жизнедеятельность человека протекает в социальной среде и неразрывно связана с
жизнью общества. Из этого следует:
1. Регламентированные и самостоятельные занятия физической культурой и спортом являются одним из видов внутризаводской деятельности студентов, который и входит в структуру их социальной активности.
2. Занятия физической культурой и спортом не являются самоизолированным видом деятельности студентов. Они тесно связанны с другими видами их социальной активности.
В связи с этим средства физической культуры и спорта могут быть успешно использованы в учебно - воспитательном процессе ВУЗа для формирования социальной активности студентов и отвлечения от тех или иных антисоциальных форм поведения. В условиях ВУЗа физическая культура и спорт могут быть использованы как эффективное средство развития необходимых современному специалисту психологических и организационно -управленческих умений и навыков, а также для профилактики некоторых отрицательных последствий умственного переутомления.
Благосостояние всего общества и его членов во многом зависит от их здоровья и профессиональной физической подготовленности.
Процесс физического воспитания обеспечивает физическую и функциональную подготовленность к трудовой и оборонной деятельности и способствует укреплению их здоровья.
ВОПРОСЫ
1. Что такое физическая культура? Ее составные части и роль в развитии общества?
2. Что такое физическое воспитание?
3. Спорт и его значение в жизни общества?
4. Раскройте понятие «Физическое совершенство».
5. Что такое физическое развитие?
6. Физические (двигательные) качества и их роль в двигательной деятельности человека.
7. Двигательные умения и навыки и их роль в профессиональной и спортивной
деятельности.
8. Общая и специальная физическая подготовка. 9. Функциональная физическая подготовка. 10. Профессионально - прикладная физическая подготовка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грименко М.Ф. «Целебная сила движений», ФКиС, 4/1991. 2. Матвеев Л.М. «Введение в теорию физической культуры», ФКиС, 1983. 3. Матвеев Л.М., Новиков А.Д., «Теория и методика физического воспитания», изд.2, испр. и доп. (в 2-х т.) ФКиС. М.,1976:
Т-1 - Общие основы и методики физического воспитания;
Т-2 - Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания.
4. Александров С.Э. «Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры», 11/1990, стр. 51-54.