При этом индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого признана недействительной, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом решения о признании государственной регистрации недействительной. Граждане, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей аннулирована, не вправе обращаться в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации.
При исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае признания его государственной регистрации недействительной или аннулирования государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа должен внести в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, аннулировании государственной регистрации с указанием оснований такого признания, аннулирования.
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Отказ в госрегистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.
Представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Основания для отказа в госрегистрации
Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре
Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие:
- постановку на учет в налоговых органах,
- постановку на учет в органах государственной статистики,
- постановку на учет в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты,
- регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
В свидетельстве о госрегистрации ИП могут содержаться сведения о видах деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) ИП. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию в случае:
- непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
Предприниматель имеет право:
- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством РБ;
- создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству РБ;
- привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в т.ч. иностранных юридических и физических лиц;
- участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
- самостоятельно формировать программу хоздеятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством РБ и заключенными договорами;
- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством и труд. Д-ром (контрактом);
- устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и др. виды доходов лиц, работающих по найму;
- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей. При осуществлении предпринимательской деятельности на основе контракта порядок распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и внесения обязательных платежей, регламентируется контрактом. Прибыль может быть получена за счет производственной деятельности, а т.ж. за счет операций на товарной или фондовой бирже, скупки и продажи акций и др. ценных бумаг, коммерческого посредничества, торгово-закупочной, инновационной, консультационной или иной инициативной деятельности, кроме той, которая запрещена законодательством РБ;
- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;
- пользоваться государственной системой соцобеспечения и соцстрахования;
- выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;
- приобретать инвалюту и самостоятельно осуществлять ВЭД в соответствии с законодательством РБ;
- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.
Предприниматель обязан:
- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профсоюзы для защиты своих интересов;
- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
- уплачивать обязательные страховые взносы на государственное соцстрахование, в т.ч. за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
- осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;
- производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
- соблюдать права и законные интересы потребителей;
- получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РБ;
- выполнять решения госорганов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом РБ, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
- соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими госорганами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом РБ, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
- представлять соответствующим госорганам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом РБ, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.