Следующие методы, ориентированные на спрос, выявляют зависимость между ценой и объемом товаров, позволяют установить на этой основе оптимальную цену.
1. Определение цены на основании опроса представительной выборки потребителей
Условия, способствующие применению метода:
üпотребитель - массовый;
üтовар - широкого потребления, новый по некоторым свойствам, имеющий значительное число заменителей;
üфирма - работает на незнакомом или насыщенном рынке, в условиях плотной конкуренции, имеет финансовые возможности и специалистов для дорогостоящих исследований.
Недостаток метода: точность результатов опроса искажается отсутствием естественной коммерческой среды при опросе и момента покупки как факта.
2. Расчет значения оптимальной цены, основанный на оценке эластичности (Э) спроса по цене
Р = Прямые издержки* Э/(1+ Э)
где Э/(1+Э) - наценка на прямые издержки, уровень цен максимален, если |Э| приближается к 1.
Суть метода заключается в осуществлении представительной выборки потребителей для опроса с целью выявления представления о «правильной» цене и потолке возможной иены, реакции на изменение цен, возможности их дифференцирования.
3. Параметрический метод - метод, основанный на принципе формирования цены в соответствии с потребительской оценкой качества.
Суть метода - в сравнении потребительских балльных оценок, данных основным параметрам анализируемого (нового) товара компании и базового (эталонного) товара. Новая цена должна находиться с ценой базового товара в том же соотношении, что и качество.
4. Метод аукциона (публичные торги) Используется при назначении цен на уникальные, престижные товары, позволяет концентрировать спрос в одном месте, включать в цену элемент азарта, затраты на проведение аукциона и прибыль организаторов.
Выделяют три типа аукциона:
ü с повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
ü «на понижение» - (цена предложения наивысшая);
ü метод «запечатанного конверта» - с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует предварительная возможность сравнения с запросами других покупателей.
5. Метод эксперимента, пробных продаж
Цена устанавливается путем перебора разных вариантов цен на основе наблюдения за реакцией потребителей
6. Тестирование цены как метод ценообразования объединяет принципы методов опроса и эксперимента. Современные специалисты часто прибегают к использованию уже достаточно «наработанных» и весьма разнообразных методик тестирования. Их основным преимуществом является максимальная приближенность получаемых данных к потребностям и поведению реального потребителя.