Внешняя политика СССР

"Разрядка" международной напряженности. Конец 60-х - начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:

- о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;

- о нераспространении ядерного оружия (1968 г.);

- о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов, а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);

- о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);

- договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.

Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада.

Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) был призван сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советском Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между СССР и Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.

По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1.

Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс "разрядки". Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения.

СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы, импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран-членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.

Но стремление СССР распространить на страны ОВД советскую модель развития вызывала недовольство в станах Восточной Европы. В 1968 г. между СССР и странами Восточной Европы возник конфликт. Чехославацкие коммунисты предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании.

Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.

СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на ее обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США.

Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.

Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность.

Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к "разрядке" международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-х - начала 80-х гг.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.


Цели и основные этапы "перестройки" в общественно - политическом и экономическом развитии СССР

12 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, М.С. Горбачев был сразу встречен в обществе с большим энтузиазмом. Вскоре были проведены перемены в высшем руководстве страны: Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков, в состав Политбюро были введены Е.К. Лигачев, В.М. Чебриков; секретарями ЦК стали Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев. Министр иностранных дел А.А. Громыко был избран Председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел стал Э.А. Шеварднадзе.

Вскоре М.С. Горбачев и его соратники выступили с инициативой "обновления социализма".

Суть "обновления социализма" М.С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей; активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально-экономического развития общества.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчетном докладе М.С. Горбачев подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку", "радикальную реформу" экономики и "механизма" ее функционирования. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой, предоставив больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.С. Горбачев считал, что никакая экономическая реформа не пойдет, если в нее не будет вовлечено все общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. Что касается КПСС, то она, несмотря на "руководящую роль", должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений.

Тогда еще инициаторы "перестройки" не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", "усовершенствовать" уже, как считалось, построенный в СССР "развитой социализм".

Реформа политической системы. В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказаны ряд высших государственных деятелей.

Как средство борьбы с недостатками социализма стала проводиться политика гласности. Была снята цензура, с 1986 г. ее роль была ограничена неразглашением "государственных тайн". На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, "круглые столы". Общество стало размышлять о своей истории, насущных проблемах, искать дальнейшие пути развития. Началась реабилитация первой волны русской эмиграции (Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов, В.Ф. Ходасевич, В.В. Набоков), увеличился выход в свет ранее запрещенных изданий ("Реквием" А.А. Ахматовой, "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака, "Софья Петровна" Л.К. Чуковской и др.), был снят запрет с творчества представителей "третьей волны" эмиграции, покинувших страну в 70-е гг. (И.А. Бродский, А.А. Галич, В.П. Некрасов, А.И. Солженицын и др.). Началась реорганизация различных творческих союзов, органов прессы, телевидения, театров. В мае 1986 г. председателем Союза кинематографистов был избран Э.Г. Климов. Вскоре на Учредительном съезде театральных деятелей сторонник реформ М.Ф. Шатров был избран его секретарем. Главными редакторами журналов стали: "Нового мира" - С.П. Залыгин, "Знамени" - Г.Я. Бакланов, "Огонька" - В.А. Коротич. С осени 1986 г. журналы стали печатать все более смелые статьи.

На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС по настоянию М.С. Горбачева было принято решение о "заполнении белых пятен" в истории СССР. При Политбюро ЦК КПСС создавалась Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. Комиссия начала работу по дополнительному изучению документов репрессированных в 30-х - начале 50-х гг. граждан. Были реабилитированы многие, осужденные по процессам 30-х гг., в том числе Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, группа профессоров-экономистов и др. Чтобы способствовать моральной и политической реабилитации пострадавших в годы сталинских репрессий, возникло общество "Мемориал". Причем реабилитация, как и в хрущевские времена, велась без разбора, без внимательного изучения истинных обстоятельств дела. Были освобождены все политические заключенные.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность привела к дискуссиям о таком феномене русской истории, как сталинизм, его истоках, роли личности И.В. Сталина, истории возникновения социалистического строя, о законности партийной власти. При оценке сталинского периода российской истории пользовались, прежде всего, моральным фактором.

Гласность из инструмента критики и "улучшения" социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

С самого начала "перестройки" в стране были как сторонники, так и противники нового курса. Гласность привела к резкой поляризации общества. В 1987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высших эшелонах власти.

В сентябре 1987 г. секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, пользовавшийся огромной популярностью, подал заявление о выходе из Политбюро, куда он входил в качестве кандидата, мотивируя это тем, что встречает много непонимания и противодействия в своей реформаторской деятельности. В октябре 1987 г. на октябрьском Пленуме ЦК Б.Н. Ельцин вновь поднял вопрос о своем выходе из Политбюро, на этот раз по причине формирования "культа личности" вокруг М.С. Горбачева.

На самом деле у Б.Н. Ельцина уже складывалась своя политическая платформа. При обсуждении выхода Б.Н. Ельцина из Политбюро значительная часть участников Пленума буквально обрушилась на него с обвинениями в предательстве. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома КПСС, переведен на второстепенные посты, но именно в это время вокруг него стал возникать ореол мученика, который потом так помог ему в его дальнейшей политической карьере.

В то же время выявились серьезные разногласия между М.С. Горбачевым и одним из его ближайших сподвижников Е.К. Лигачевым. Е.К. Лигачев стал выражать несогласие с характером и размахом проводимых реформ. Расхождения между ними были и по поводу так называемых "белых пятен" в советской истории.

13 марта 1988 г. газета "Советская Россия" поместила статью ленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами".

Статья, как полагают, была напечатана по прямому указанию Е.К. Лигачева. Суть публикации была в том, что Н. Андреева открыто защищала И.В. Сталина, а авторов антисталинских произведений (драматурга М.Ф. Шатрова, писателя А.Н. Рыбакова и др.) называла "фальсификаторами истории", которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическую концепцию "гласности", чтобы подвергнуть полному пересмотру историю партии и советского общества. Письмо Н. Андреевой было напечатано целям рядом центральных газет. Только 5 апреля газета "Правда" опубликовала редакционную статью, в которой содержалась критика положений, выдвинутых Н. Андреевой. Острая полемика между сторонниками и противниками Н. Андреевой свидетельствовала о том, что раскол общества стал достаточно глубоким.

ХIХ Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы впервые за годы Советской власти был поставлен на XIX Всесоюзной партийной конференции, на которой вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками "перестройки". Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы. Ее главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а еще одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии наук. В свою очередь, Съезд народных депутатов избирал Президента СССР и новый Верховный Совет, который должен был заниматься текущей законотворческой работой. 1-2 октября 1988 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета, которая внесла в Конституцию необходимые изменения и приняла новый Закон о выборах. Отныне выборы в Советы должны были быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. прошли выборы на I Съезд народных депутатов на новых избирательных принципах, большинство на них получили активные сторонники "перестройки".

25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачев. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием "Межрегиональная депутатская группа". В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Эта группа стала бороться за отмену 6-й статьи Конституции 1977 г. (эта статья впервые содержалась в Конституции 1936 г.) о руководящей роли КПСС. М.С. Горбачеву на время удалось сохранить руководящую роль КПСС. На II Съезде народных депутатов было принято решение не обсуждать этот вопрос. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) были приняты поправки к Конституции об отмене 6-й статьи. На III Съезде первым Президентом СССР был избран М.С. Горбачев.

В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. К этому времени партия фактически раскололась на сторонников радикальных реформ, выступавших за превращение КПСС в партию парламентского типа, и так называемых "консерваторов", обвинявших М.С. Горбачева в отказе от коммунистической идеологии. М.С. Горбачев пытался удерживаться в центре, но центра по существу уже не было. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своем выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники.

На съезде М.С. Горбачев вновь был избран Генеральным секретарем, но это уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал. Полки магазинов оставались пустыми, в страну стала поступать западная гуманитарная помощь, по всей стране проходили митинги под лозунгами "Долой КПСС!".

Создание политических партий и движений. Отмена 6-й статьи Конституции явилась стимулом для возникновения новых политических партий и движений. В течение нескольких месяцев в стране возникло множество различных партий. Советское общество начало становиться многопартийным.

Возникли партии демократической ориентации: Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Демократическая партия России и др. Они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ.

В результате раскола в рядах КПСС возникло несколько партий коммунистической ориентации: Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов (РКП), Российская коммунистическая рабочая партия. Они видели свою задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономике.

Возникли также партии социал-демократического направления.

Партии национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.) выступали за сильное государство и возрождение национального самосознания.

Партии попросту перенимали форму партий Запада и не имели социальной базы в обществе, зачастую они выражали амбиции некоторых самоутверждающихся деятелей. Ни одна из них не выражала интересов какого-либо слоя или движения. Время существования многих партий оказалось кратким. Они распадались одна за другой, тут же возникали новые.

Экономическая реформа. Темпы экономического развития страны замедлились уже в 70-е гг. Первое время новый Генеральный секретарь надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности, усиление централизованного управления экономикой. Поэтому в экономической сфере продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая еще при Ю.В. Андропове.

В мае 1985 г. в стране была начата широкая антиалкогольная кампания. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, создаваемых в течение десятилетий. Кампания была непродуманной и не учитывала отечественного и мирового опыта подобных мероприятий, и последствия ее были негативными. Сразу же выросло подпольное изготовление спиртного. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, но бюджету государства был нанесен ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников его дохода.

О неблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. Подобной аварии в мировой практике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на пораженной местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, что увеличивало количество человеческих жертв.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. рублей. Стремительно нарастали инфляционные процессы. Чтобы смягчить воздействие инфляции на покупательную способность населения, государство и отдельные предприятия пошли на резкое увеличение в 1988 г. личных доходов. Но рост производства отсутствовал, личные доходы населения росли, спрос на товары и услуги увеличивался. Вследствие этого товары на прилавках исчезали моментально, в магазинах выросли очереди. Чтобы удовлетворить спрос, государство увеличивало импорт на кредитной основе. В результате долги государства росли.

В течение долгого времени в советской экономической науке наблюдался застой, а ученые не могли предложить М.С. Горбачеву свежих и эффективных экономических идей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферы деятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий.

19 ноября 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн граждан (5% активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. Правительство наталкивалось на трудности, пытаясь расширить сферу частной инициативы и в сельском хозяйстве. В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. В марте 1988 г. было принято новое положение о колхозах, по которому площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном подсобном хозяйстве отныне могли устанавливаться коллективом каждого колхоза.

Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

1 января 1989 г. вошел в силу "Закон о государственном предприятии", по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой. В 1989 г. начались мощные забастовки шахтеров Кузбасса и Западной Сибири.

В группе видных экономистов С.С. Шаталину, Н.Я. Петракову и др. было поручено руководство Комиссией по проведению реформы. Были выработаны различные проекты реформы: один - под руководством директора Института экономики РАН Л.И. Абалкина, другой - группой специалистов из Госплана под руководством Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Оба проекта были обобщены и одобрены Съездом народных депутатов в декабре 1989 г. Малоизвестный экономист Г.А. Явлинский с помощью западных специалистов разработал свой проект "программа 500 дней", представлявший собой попытку решения экономических проблем посредством молниеносной акции: децентрализация экономики, перевод предприятий на аренду и приватизация. Эти меры, по замыслу Г.А. Явлинского, должны были реформировать советскую экономику в течение 500 дней. Дискуссия по поводу этих проектов превратилась в политическую борьбу. Программа Г.А. Явлинского "500 дней" была взята на вооружение Советом Министров РФ и противопоставлена проекту центрального правительства. С.С. Шаталин и Н.Я. Петраков поддержали программу "500 дней", Н.И. Рыжков с Л.И. Абалкиным поддерживали старый проект. Ректору Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации академику А.Г. Аганбегяну было поручено найти приемлемое решение, но ему это не удалось. Экономическая реформа оказалась заблокированной.

Один из иностранных советников, при помощи которых разрабатывались проекты экономической реформы, заявил, что быстро поднять народное благосостояние можно только с приходом капитализма. Это была уже не "перестройка", речь шла об изменении социального строя. Но М.С. Горбачев был намерен сохранить социализм, он отказался от программы "500 дней".

Ситуация в экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имели большие социальные издержки. Резко сократилось производство, уменьшились доходы населения, обострились жилищная, продовольственная, экологическая и другие проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства, сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом. Появилось понятие "новые русские".

В итоге "перестройка" ухудшила положение основных слоев населения.

"Новое мышление" и поворот во внешней политике

Уже в своих первых выступлениях М.С. Горбачев изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряженности и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении".

Этот поворот во внешней политике получил название "новое мышление". В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми.

Советское руководство определило три основных направления внешнеполитической деятельности:

- смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

- урегулирование региональных конфликтов;

- признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Западное направление. В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, положившая начало возобновлению политического диалога двух ведущих держав мира. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений между СССР и США.

СССР стал предпринимать конкретные мероприятия, которые подчеркивали его приверженность новому курсу. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в Европейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. В СССР начались сокращение Советской Армии, конверсия военного производства.

В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, в центре которой находился вопрос о сокращении и контроле над вооружениями. В итоге в декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на территории Европы, принадлежавших обеим сторонам. 2 декабря 1989 г. во время встречи на Мальте М.С. Горбачев и президент США Д. Буш заявили, что их страны больше не являются противниками. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). По мнению многих партийно-государственных деятелей, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Серьезные изменения произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем, открыта граница ГДР с Западным Берлином и ФРГ. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора.

СССР потерял свои позиции в Восточной Европе.

Восточное направление. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана.

К вводу советских войск в Афганистан в 1979 г. СССР подталкивали многие внешние обстоятельства. США активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане, создавали в этих районах свои военные базы. В свою очередь, Иран, Пакистан и некоторые другие государства задолго до Апрельской революции 1978 г. в Афганистане поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против независимой внешней политики короля Афганистана Захир-шаха и правительства М. Дауда. Все это создавало серьезную угрозу на юге СССР, и с этим нельзя было не считаться.

В условиях соперничества двух "сверхдержав" ни одна из сторон в крупных военных конфликтах не могла одержать решающую победу, т.к. они опирались на примерно равную материальную и военную поддержку этих держав. В Афганистане СССР оказывал помощь правительственным войскам, а США, Пакистан, Иран и другие государства - моджахедам.

Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачева в Пекин в 1989 г.

Советское руководство перешло к политике умиротворения в районах "региональных конфликтов" Южной Африке, Персидском заливе, Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке.

Советское правительство приняло ряд законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека.

Итоги внешнеполитической деятельности. Закончилась "холодная война", угроза ядерной войны была отодвинута, улучшились отношения СССР со многими странами.

Но позиции СССР в Восточной Европе, статус мировой державы были утеряны. В 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачеву была вручена Нобелевская премия мира.

Межнациональные конфликты. Ухудшение экономической ситуации вызывало недовольство населения на территории всего СССР. Местное руководство в республиках переключало недовольство народа на центральное руководство и на другие народы, находя в истории забытые поводы для раздоров. Это привело к возникновению межнациональных конфликтов. Начало им положили события в Казахстане.

В декабре 1986 г. в республике вместо отправленного в отставку Д.А. Кунаева 1-м секретарем ЦК КП Казахской ССР был назначен русский Г.В. Колбин (казахское население республики не превышало 30%). В Алма-Ате прошли антирусские демонстрации. 23 августа 1987 г. в годовщину подписания советско-германского пакта 1939 г. прошли массовые манифестации в Таллине, Риге и Вильнюсе. Наиболее трагичные формы межнациональный конфликт приобрел в Нагорном Карабахе. Несмотря на большинство армянского населения Нагорный Карабах в 1923 г. был присоединен к Азербайджану. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области потребовали воссоединения с Арменией. Руководство СССР оказалось не готово к таким радикальным требованиям и заняло двусмысленную позицию. В ответ в г. Сумгаите азербайджанцы устроили погром армянского населения. Началась настоящая война между Арменией и Азербайджаном.

В 1989-1990 гг. возникли очаги сепаратизма в Прибалтике, Грузии. В Прибалтике народные фронты, возникшие как организации в поддержку "перестройки", превратились в движения за независимость. Ведущую роль в движении за отделение от СССР стала играть Литва. В республике было создано движение в поддержку "перестройки" "Саюдис". Но вскоре председатель "Саюдиса" В. Ландсбергис стал выступать с требованиями выхода Литвы из состава СССР. С такими же требованиями выступали Грузия и Молдавия. В ноябре 1988 г. в Грузии прошли манифестации под националистическими лозунгами, Эстония объявила верховенство законов республики над законами СССР. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, которые пытались ворваться в правительственные здания. Причем огонь был открыт по требованию местных партийных и военных властей. В течение года практически все республики провозгласили свой национальный язык государственным, все республики требовали суверенитета.

В сентябре 1989 г. состоялся Пленум ЦК КПСС по национальным вопросам. Пленум принял решение предоставить республикам полную хозяйственную самостоятельность и право самостоятельно определять государственное устройство. Но республики твердо придерживались курса на независимость от СССР.

В начале 1991 г. в Прибалтике произошли события, которые нанесли один из самых ощутимых ударов по СССР как содружеству народов. 12 января 1991 г. в литовской столице Вильнюсе армия, доведенная до крайности обстановкой ненависти, открыла огонь по демонстрантам, взявшим под свою защиту местное телевидение. 16 января М.С. Горбачев потребовал приостановить действие Закона о печати. 20 января в Риге части ОМОН штурмовали здание МВД, как и в Вильнюсе, были убитые и раненые. 22 января М.С. Горбачев выступил по телевидению с заявлением о противоправных действиях прибалтийских властей, в ответ отовсюду раздавались требования отставки М.С. Горбачева и предоставления независимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: