double arrow

Проблемы традиций и новаторства в творчестве Э. Мане


Бунт молодых художников против салонного и академического искусства. Творчество Э.Мане. Связь его новаторского по своей природе искусства с реалистическими традициями французской художественной школы, прежде всего с Курбе и барбизонцами. Проблема традиции и новаторства в творчестве Э.Мане. Использование и переосмысление сюжетов и мотивов живописи старых мастеров, наполнение их современным звучанием: «Завтрак на траве», «Олимпия». Стирание границ традиционных жанров, включение портретных образов в бытовую и историческую живопись: «Бар в Фоли-Бержер». Разработка проблем цветовых рефлексов в светлой, легкой и свободной живописи, богатой колористическими находками.

59. Французский импрессионизм: общая характеристика, основные мастера.

Первая выставка импрессионистов в апреле 1874 года, реакция общественности на эту выставку. Эстетическая программа и живописная система импрессионизма. Новые аспекты трактовки темы повседневной жизни современного города, отказ от тематической картины, преимущественный интерес к пейзажу. Особенности композиционных решений, этюдность как принцип новой живописи, острота восприятия красочного многообразия мира. Клод Моне как наиболее типичный представитель импрессионизма. Стремление художника к предельной остроте и свежести зрительного восприятия, к фиксации мгновенного. Новые композиционные и живописные приемы Моне, принцип оптического смешения цвета. Широкое развитие импрессионистического пейзажа: творчество К.Писсарро, А.Сислея. Особенности портрета и бытового жанров в творчестве О.Ренуара.




60. Постимпрессионизм: принципы и творческий метод на примере живописи П. Гогена, Винсента Ван Гога, П. Сезанна (на выбор).

Постимпрессионизм во французском искусстве конца ХIХ века. Отход от импрессионистской фиксации отдельных мгновенных состояний действительности, поиски устойчивых закономерностей формы и цвета. Экспрессионистическая природа живописи Винсента Ван Гога: сочетание светлых, ярких цветов, выраженного ритма рисунка с характерными струящимися мазками и свободными композиционными решениями. Живописная система П.Сезанна и ее влияние на развитие европейского искусства ХХ века. Интерес к материальной предметности природы, выраженной через весомость красочной фактуры, лаконичный рисунок, обобщающую конструктивно четкую лепку форм и уравновешенность композиций. Таитянские работы Гогена. Намеренная примитивизация формы, упрощённый рисунок, плоскостность формы, отказ от светотени, яркость красок, нарушение перспективы.

61. «Абстракционизм» В. Кандинского как новое течение в изобразительном искусстве. Теоретическое обоснование Кандинским беспредметного искусства.



В. Кандинский – создатель нового течения "абстракционизм" в изобразительном искусстве. На смену объективной действительности пришёл субъективный мир одного человека – художника. Абстрактные композиции В. Кандинского, построенные на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. (“Композиция VIII”, “Круги в круге”, “Всадник Св. Георгий” и др.). Случайность, непредсказуемость творческого процесса. Теоретическое обоснование Кандинским беспредметного искусства в книге "О духовном в искусстве" (1911). Задача художника – “психической силой” краски вызвать “душевную вибрацию”. “Абстракционизм” – как направление, сблизившее разные виды искусства (живопись с архитектурой, декоративно-прикладным искусством).

62. Творческий метод «супрематизма» К. Малевича. Практическое применение супрематизма в станковой картине, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Супрематизм как определённая форма абстрактного искусства. «Чёрный квадрат» - скачок в беспредметность. Свободное парение в мировом пространстве самоценных форм в супрематических работах К.Малевича. Принцип дематериализации, стремление к «безвесию». Три стадии супрематизма: чёрный, цветной, белый периоды (“Чёрный круг”, “Красный квадрат”, “Автопортрет в двух измерениях”, “Белое на белом”, “Звуковая волна”. Создание К. Малевичем в Витебске группы УНОВИС (Утвердители нового искусство, 1919). Ядро группы: Н.М. Суетин, Л.М. Лисицкий, И.Г. Чашник, Л.А. Юдин, Л.М. Хидекель и др.). Применение супрематизма в архитектурных фантазиях и проектах Л.М. Лисицкого (“Город. Супрематизм)” и в декоративно-прикладном искусстве (А. Родченко, супремтическая посуда; Н. Суетин, стол и стулья).



63. Творческий метод «аналитического искусства» П. Филонова.

Пророческий дух произведений Филонова. Беспредельность пространства и времени. Картины мира, полные символического смысла и трагического напряжения. Близость немецкому экспрессионизму. Экспрессионистическая зафиксированность движений в кульминационные моменты действия. Взаимоотношение объективного и субъективного начала, рациональное и интуитивное в работах Филонова. Способность доводить картину до последней степени сделанности. Процесс «отделки» как процесс вживания в предмет, как процесс его объективного анализа. Манифесты П. Филонова “Сделанные картины” (1914), “Декларация Мирового расцвета” (1923). Главный теоретический труд Филонова “Идеология аналитического искусства и принцип сделанности” (1914 – 1915). Объединение МАИ (Мастера аналитического искусства (1925).

64. Роль ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа (Высшие художественно-технические мастерские) в формировании в 1920-х годах новой российской художественной культуры.

Формирование с начала 1920-х годов новой художественной культуры. Создание 1920 году в Москве на базе Свободных художественных мастерских Высших государственных художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАС. Создание в 1922 году в Петрограде Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН). Руководители ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНарассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Это, по существу, уже была программа подготовки первых советских дизайнеров. Влияние на структуру и методику преподавания немецкой школы Баухауз. “Объективно-формальный метод” преподавания.

65. АХРРР – АХР (Ассоциация художников революционной России), её программа и творческие цели. Лидирующие художники и произведения.

Возникновение в Москве "Ассоциации художников Революционной России" (АХРР, 1922, с 1928 – 1932 Ассоциация художников революции – АХР). Творческие цели ассоциации: опора на традиции передвижников, художественно-документальное изображение новой советской действительности, призыв художников к созданию искусства "героического реализма", осуществление лозунга "Искусство – в массы!", борьба против антиреалистических тенденций в советском искусстве, организация тематических выставок, командировок художников по стране. АХРР и начало в советском искусстве "конструирования идеального советского мира". Роль АХРР в объединении художников-реалистов. Ядро АХРР: С. Малютин, П. Радимов, Е. Чепцов, А. Моравов, А. Рылов, А. Архипов, Ф. Богородский, К. Юон, М. Греков, Г. Ряжский, П. Соколов-Скаля и др. Определяющий жанр – реалистическая бытовая картина. Недостатки, свойственные работам ряда участников этого объединения: поверхностная иллюстративность в решении сюжета, упрощенность социальных характеристик, черты мелкого бытовизма.







Сейчас читают про: