Требования образовательного минимума по дисциплине «Организация коммерческой деятельности предприятий» предполагают не только создание специализированных фирм, работающих в области коммерции, но и технико-экономическое обоснование - создание специальных подразделений на предприятии (по отраслям и сферам применения), способствующих формированию и увеличению его прибыли.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы «Организация коммерческой деятельности»
Деятельность экономических агентов в области коммерции связывают не только с формированием спроса и стимулированием сбыта, но и с анализом, планированием и управлением деятельностью предприятия в целом. Тема подобной курсовой работы раскрывается с использованием статистических приемов анализа рынка и проведения статистических маркетинговых исследований, обоснования затрат (используемых ресурсов), финансового обоснования проекта и расчета его эффективности в целом. Поэтому можно выделить взаимосвязанную последовательность приемов выполнения работы, позволяющих решение задачи организации коммерческой деятельности свести к решению инвестиционной задачи по следующим этапам:
|
|
Маркетинговый анализ
Необходимым этапом планирования и организации коммерческой деятельности является проведение маркетинговых статистических исследований. Комплексное исследование рыночной ситуации необходимо для обоснования и организации любой коммерческой деятельности. Существуют различные приемы ситуационного маркетингового анализа. В качестве основного объекта анализа может рассматриваться товар, отношение к нему и к его функциям потенциальных покупателей, слабые и сильные стороны товара. В зависимости от целей и задач исследования объектами анализа могут являться потребители (покупатели) товаров, конкуренты, а также система товародвижения и ценовая политика.
Маркетинговый анализ позволяет проводить работы по обеспечению дохода (выручки), осуществлять работы по формированию спроса и стимулированию сбыта. Кроме того, проведение процедуры маркетинговых исследований позволяет проводить экономическое обоснование как коммерческой деятельности, так и технико-экономическое обоснование создания коммерческой структуры (предприятия или подразделения предприятия).
Анализ затрат
Реализация коммерческого проекта связана с определением объема затрат и необходимых инвестиций. Объем затрат определяется физическим объемом товарооборота, который максимизи
рует выручку и минимизирует риск остатка нереализованной продукции. Физический объем, который определяется в результате маркетинговых исследований, определяет потребность в оборудовании, производственных площадях, численность персонала.
|
|
Анализ затрат основан на альтернативном использовании привлекаемых ресурсов, связанных с обеспечением рассчитанного товарооборота, а также на соотношении условно-постоянных и условно-переменных затрат в издержках обращения.
Планирование деятельности
Планирование снабжения и сбыта осуществляется также на этапах маркетингового исследования и анализа затрат. Кроме того, для обеспечения выбранного вида коммерческой деятельности необходимы финансовое обеспечение и финансовое планирование.
Целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых средств и их расходование в пределах жизненного цикла реализации проекта. Финансовый план - это документ, оформленный в виде таблиц, которые наглядно показывают объемы поступления и расходования денег в данном хозяйствующем субъекте. Как документ, обобщающий в денежном выражении всю хозяйственную деятельность и все разделы тех- нико-экономического обоснования, финансовый план включает в себя следующие разновидности таблиц:
112) баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта;
113) план денежных потоков;
114) кредитный план;
115) кассовый план;
116) платежный календарь.
В зависимости от планового периода финансовый план подразделяется на:
116) многолетний план (с разбивкой по годам);
116) годовой план (с разбивкой по кварталам);
116) оперативный план (месячный, недельный).
На основе соотношения доходов и расходов планируется формирование ассортимента, производится организация закупок, поставок, товародвижения и продажи (сбыта) товаров. Результатом стратегического планирования коммерческой деятельности может являться создание предприятия оптовой или розничной торговли, а также коммерческих подразделений промышленных (сельскохозяйственных) предприятий.