Социально-психологические методы. Социально-психологические и духовно-нравственные методы

Социально-психологические и духовно-нравственные методы.

Экономические методы мотивации.

С помощью данной группы методов осуществляется материальное стимули­рование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления, подробно рассмотренного нами в пре­дыдущей главе. Экономические методы - это элементы экономического меха­низма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие организа­ции. Это целая система мотивов и стимулов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо. Среди них выделяют:

· методы, используемые федеральными и региональными органами управ­ления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм регионов и страны в целом);

· методы, используемые организацией (экономические нормативы функционирования предприятия, система материального поощрения работников,
система ответственности за качество и эффективность работы, участие в
прибылях и капитале).

Социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мо­тивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику и организации. Социально-психологические методы управления основаны на их пользовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личности. с помощью психологических приемов в целях превращения административною задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

В состав данных методов входят:

· - Формирование коллективов, учитывая типы личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой aтмосферы. Здесь в целях эффективной мотивации необходимо учитывай, что отношение к труду у всех разное. Особое мнение руководители должны обращать на отношение сотрудников к труду как к объекту (внутрен­нему или внешнему), то есть экстра- или интроверсия. Именно на таких принципах и следует формировать коллектив.

· - Личный пример руководителя своим подчиненным. Во-первых, это имидж менеджера, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудни­ков в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководителем. Кроме этого, на личном примере часто основывается власть руководителя, необходимая для осуществления других функций по управлению персоналом.

· - Ориентирующие условия, то есть цели, организации и ее миссия. Каждый сотрудник должен знать эти цели, поскольку, удовлетворяя личные потребности, он одновременно работает, чтобы выполнить цели, стоящие перед организацией в целом.

· - Участие работников в управлении, то есть партисипативное управление,

· - Удовлетворение культурных и д у ховных потребностей - это возможности

· социального общения сотрудников.

· Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива. Практически любой человек придерживается каких либо этических норм поведения. Такие нормы необходимы не только в быту, но и в трудовой деятельности людей.

· Установление моральных санкций и поощрений, то есть разумное сочета­ние позитивных и негативных стимулов. Моральные санкции в виде выго­воров и замечаний имеют силу мотивационного воздействия на тех пред­приятиях, где это выработано многолетней традицией.

· Социальная профилактика и социальная защита работников - это бес­платная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд и другие виды неденежного стимулирования.

Отдельно можно выделить духовно-нравственные методы, которые были присущи в большей степени советской модели стимулирования труда. Это ори­ентация на макроцели, озвучиваемые лозунгами: «Догнать и перегнать Амери­ку!», «Пятилетку - в три года» и им подобными. Поэтому в масштабах органи­зации такие методы редко применимы. Однако для удовлетворения у части со­трудников потребностей высшего порядка в причастности и успехе (они наблюдаются отнюдь не у всех) руководство может определить высшие цели фирмы (идеалы) и проводить политику их достижения духовно-нравственными методами (пропаганда и др.).





Подборка статей по вашей теме: