Параллельное соединение элементов

Встречное соединение, при котором у данного узла связи в рамках данной структуры отсутствует выход, но имеется два - простое встречное или более - многоканальное встречное каналов входа (на­пример, в рамках информационной структуры связь не­скольких подразделений, поставляющих информацию, с конкретным исполнителем, использующим информациюв производственном процессе).

Расходящееся соединение, прикотором данный узел связи в рамках данной структуры не имеет каналов входа, но имеет два - простое расходящееся или более - многоканальное расходящееся каналов выхо­да. Примером может быть прямая связь руководителя ор­ганизации со своими подчиненными.

Простое многоканальное соединение, при котором каждый узел имеет несколько каналов входа и такое же количество каналов выхода. Имеется два основ­ных варианта соединений данного типа:

а) узел соединения является простым ретранслятором связи. Определенный канал входа продолжается в соответ­ствующем канале выхода. По сути, в одном узле интегри­ровано несколько последовательных соединений. Пример: несколько производственных потоков проходят через еди­ный пост межоперационного контроля;

б) каналы входа не находят прямого продолжения в каналах выхода. На выходе устанавливаются новые связи и отношения с другими компонентами системы. Например, управление цехом получает производственные задания от нескольких функциональных служб предприятия, на осно­ве которых устанавливает задания аналогичному количе­ству производственных участков.

Сужающее соединение, при котором количество вы­ходов данного узла связи меньше, чем входов. Частным вариантом является конвергентное соединение, имеющее только один канал выхода. В рамках информационной структуры таким узлом связи может быть участок промежуточной переработки информации, поступающей от разных подразделений для последующей передачи ее руководству.

Расширяющее соединение, при котором количество входов данного узла связи меньше, чем выходов. Частным вариантом является дивергентное соеди­нение, имеющее только один канал входа. На­пример, одноканальная связь руководителя цеха с руководством предприятия и многоканальная - с начальниками участков.

Дивергенция это разница в движениях. Например, это сравнительная характеристика цены и технического индикатора. В экономике дивергенция – это термин, используемый для обозначения движения по расходящимся линиям: увеличения разрыва между уровнями развития отдельных стран, усиления различий между национальными моделями экономики, их отдельными структурами и механизмами.

На основе указанных видов соединений может быть построено большое количество разнообразных структур.

Выделяется три основных направления классификации структур:

1) по способу связи;

2) по содержанию и функциональному назначению;

3) по объектам формирования.

Способ связи элементов определяет строение структу­ры, ее организационную форму. Содержательная сторона связей существенного значения не имеет. Определяющим для отнесения структуры к той или иной классификацион­ной группе является ответ на вопрос: каким образом со­единены между собой отдельные компоненты системы?

Основной характеристикой, в соответствии с которой осуществляется классификация структур по способу связи, является их конфигурация. Формирование любых сколь угодно сложных структур основывается на определенных базовых типах конфигурации. Простые структуры имеют строение какой-то определенной базовой конфигурации. Сложные формируются на основе нескольких таких кон­фигураций.

Известны следующие типы конфигурации структур:

Цепная. Разомкнутая конфигурация. Основана на ли­нейной связи. Может иметь различную пространственную ориентацию: вертикальную, горизонтальную и вертикально-горизонтальную. Мо­жет базироваться как на последовательном, так и на встречном и расходящемся соединениях.

Возможны различные сочетания этих соединений. Конфигурации такого типа могут составлять самостоя­тельные структуры (например, технологическая структура в поточном производстве), но преимущественно исполь­зуются как дополнительные элементы сложных структур, обеспечивающие дистанционирование периферийных уча­стков от центра.

Кольцевая.. Замкнутая децентрализованная конфигурация. Основана на последовательной связи.При­мером может быть структура творческой исследователь­ской группы: разработка программы исследования (веду­щий специалист) - последовательное проведение исследований (все члены группы) - обобщение результа­тов (вновь ведущий специалист).

Звездная. Разомкнутая конфигурация. Ха­рактерны четкая централизация и отсутствие периферий­ных связей. Сформирована на основе расширяющего (структура руководства) или сужающего (структура обрат­ной связи) соединения. Может использоваться в жестко централизованных управленческих системах со слабым делегированием полномочий, а также в качестве централь­ного элемента любых централизованных структур. Усиле­ние централизации может достигаться за счет «удлинения лучей», исходящих из центра «звезды».

«Колесо». Замкнутая централизованная кон­фигурация. Сформирована на основе сужающих или рас­ширяющих соединений. Представляет синтез кольцевой и звездной конфигураций. Помимо централизованных имеет еще и развитые периферийные связи. Структуры данной конфигурации относятся к довольно распространенным. Такой может быть, например, структура управления фир­мой: централизованное управление подразделениями из единого центра и периферийные связи между самими под­разделениями. Данная конфигурация также может исполь­зоваться и как центральный элемент сложных централизо­ванных структур.

«Двойное кольцо». Замкнутая конфигура­ция. Сформирована на основе расширяющих и сужающих соединений. Выраженная централизация отсутствует. Но и вполне децентрализованной такая конфигурация не явля­ется, поскольку имеется относительный центр, заключен­ный во внутреннем кольце, и относительная периферия, включенная во внешнем кольце. Подобные структуры характерны для организаций, управление которыми осуществляет совет, каждый член которого курирует какое-то определенное направление деятельности.

Сочетание «двойного кольца» со звездой дает более завершенную, рациональную и широко распространенную конфигурацию «колесо с двойным ободом», обладающую в отличие от «двойного кольца» четкой централизацией. Пример: руководитель организации имеет не­сколько заместителей, каждый из которых осуществляет руководство определенным подразделением на основе делегирования полномочий.

Веерная. Разомкнутая централизованная конфигура­ция. Сформирована на основе конвергентных и дивергент­ных соединений. В зависимости от пространственной ори­ентации может быть вертикальной или горизонтальной, а в зависимости от типа базового соединения - расходящейся или сходящейся. Примером вертикального расходящегося веера является традиционная система линейного управле­ния, сходящегося - система обратной связи и информационного обеспечения руководства. Примером горизонтального расходящегося (сходящегося) веера является технологическая структура производства с расширением (сокращением) по ходу технологического процесса числа производственных участков.

Всеканальная. Замкнутая конфигурация, при которой каждый из элементов системы связан со всеми остальными элементами. Может быть сформирована на основе просто­го многоканального, сужающего или расширяющего со­единений. Основные разновидности: децентрализованная и централизованная.

Децентрализованная аналогична кольцевой, но при полном развертывании связей по типу «все со всеми». Характерна для групп неформального общения, творческих и иных групп, не имеющих выраженных лиде­ров.

Централизованная аналогична конфигурации «колесо» также с полным развертыванием периферийных связей. Примерами организаций, обладающих такими структурами, являются производственные бригады с полной взаимозаменяемостью работников или исследователь­ские группы, не имеющие ярко выраженной специализа­ции исполнителей по видам работ, при условии, что в этих коллективах имеются ярко выраженные руководители-координаторы.

Сотовая. Децентрализованная конфигура­ция с высокой степенью регламентированности связей сформирована на основе разных типов соединений. В за­вершенном виде является замкнутой. Примером может быть структура системы формирования, хранения и ис­пользования конфиденциальной информации.

Сложные структуры формируются на основе не одной, а нескольких базовых конфигураций. Чем разнообразнее используемые конфигурации, тем сложнее соответствую­щая структура. Более сложные структуры, как правило, являются и более масштабными, в них широко развернуты периферийные связи, сформированы и четко обозначены звенья среднего уровня. При этом для звеньев среднего уровня, а иногда и для сложной структуры в це­лом характерна полицентричность, при которой формиру­ется несколько равнозначных центров, каждый из которых обеспечивает регулирование определенной группы соот­ветствующих структурных элементов. Естественно, что сложная структура в большей степени характерна для крупных организаций, осуществляющих многопрофиль­ную деятельность.

По типу пространственной ориентации структуры подразделяются на высокие и плоские. Высокие структуры ориентированы преимущественно в вертикальном направлении и имеют развернутую сеть межуровневых связей. При этом степень расширения (сужения) со­единений, обеспечивающих межуровневую связь в высоких структурах, является достаточно слабой. Плоские структуры ориентированы, главным образом, в горизон­тальном направлении и имеют развернутую сеть одноуровневых связей.

В плоских структурах межуровневые связи обеспечи­ваются на основе соединений с высокой степенью расши­рения (сужения).

Для определения типа пространственной ориентации структуры требуется установить имеющееся соотношение между вертикальными (количество структурных уровней) и горизонтальными (количество структурных компонентов на наиболее развернутом уровне) размерами структуры. Если количество уровней значительно больше, чем коли­чество одноуровневых структурных компонентов, то структура является высокой, если меньше, то плоской. Существуют также структуры, не имеющие явной пространственной ориентации в том или ином направлении, то есть не являющиеся ни высокими, ни плоскими. В таких структурах вертикальные и горизонтальные размеры при­близительно равны между собой и поэтому они условно могут быть определены как квадратные.

Гибкость - это способность структуры реагировать на изменения ситуации путем соответствующего изменения своей организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и своего функцио­нального назначения. Структуры, не обладающие такой способностью, считаются жесткими. При любых измене­ниях ситуации они строго сохраняют собственное строе­ние, не меняют типы связей, соединений и свою конфигу­рацию. Естественно, что такие структуры не обладают адаптивными возможностями. Для них необходимы ста­бильность ситуации и постоянство среды. Если ситуация складывается таким образом, что существование структу­ры в рамках старой организационной формы становится невозможным, система разрушается.

Жесткость структур не обеспечивается самопроиз­вольно. Для этого необходимо наличие определенных структурных элементов, создающих противодействие воз­можным, в том числе спонтанным, изменениям. Такое про­тиводействие сложно обеспечить в децентрализованных или полицентрических структурах, но довольно просто в централизованных, особенно в таких, где отсутствует раз­витое среднее звено и минимизированы периферийные связи.

Структуры подавляющего большинства организаций обладают большей или меньшей гибкостью. Способность к изменению своего строения такие структуры проявляют тогда, когда в этом возникает необходимость и соответст­вующие изменения могут улучшить функционирование организации.

Гибкость структуры может проявляться:

- в вариабельности связей, соединений и конфигура­ций:

- в обеспечении заменяемости отдельных структурных блоков, а также их функционирования по дискретной схе­ме;

- в формировании вторичного контура структурных связей: дополняющих, дублирующих, контрольных и кор­ректирующих;

- в усилении среднего звена структуры;

- в широком развитии сети периферийных связей.

Гибкие структуры обладают способностью адаптиро­ваться к изменяющейся ситуации и поэтому обладают большей живучестью, чем жесткие. Однако и жесткие структуры в моменты, когда перед ними стоит дилемма: разрушение или изменение собственного строения, могут пойти по пути изменений. Это будет означать их переход в класс гибких структур и выключение или хотя бы ослабле­ние тех связей и блоков, которые противодействуют струк­турной изменчивости.

Классификация структур по содержанию и функцио­нальному назначению связей осуществляется по следую­щим признакам:

- по роду связей;

- по сферам функционирования организации;

- по типу департаментизации.

Организация системы.

Существуют два вида организации - ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ - Организация в пространстве и организация во времени.

Статическая организация или пространственная организация определяет состав связей между образующими целое частями, состав самих частей, их размещение и взаимное расположение. Ее атрибутивными элементами выступают структура, спецификация (перечень, список), площадь (габариты), коммуникация. Статическая организация устанавливает строение системы.

Динамическая организация или временная организация определяет последовательность реализации связей между частями целого, их распределение во времени. Ее атрибутивными элементами выступают коммутация, действие (операция), правило его выполнения, а целым, в отличие от статической организации, является не система, а процесс. Поэтому и частями здесь являются временные отрезки (фазы, стадии, этапы и т.п.), на которые расчленяется процесс. Динамическая организация устанавливает "порядок движения", то, каким образом должен осуществляться процесс.

Элементы статической организации более устойчивы относительно элементов динамической. Но статическая организация не есть нечто "законсервированное", абсолютно неизменное: ее элементы также могут претерпевать изменения, но гораздо реже и на значительном временном интервале. Соотношение между статикой и динамикой организации примерно такое же, как между анатомией и физиологией в организме.

Статика (от греч. statike – «равновесие») – это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений (как позитивных, так и негативных), происходящих во внешней среде. Все параметры и показатели, отражающие деятельность организации, остаются при этом неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к «спокойной» жизни, без каких бы то ни было перемен. А если нет изменений, то нет и перспектив развития. Такие организации в наше сложное время не смогут долго держаться «на плаву».

Динамика (от греч. dynamis – «сила») – это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли.

Одной из основных задач при исследовании динамики и статики организации является выявление закономерностей ее поведения при различных воздействиях со стороны внешней и внутренней среды. Идеалом для управленческого воздействия является хорошо отлаженная машина. Чтобы приблизить каждого отдельно взятого работника организации к этому идеалу, ему предписывается определенная роль в организации, строго регламентируемая должностными инструкциями и функциональными обязанностями. Организация располагает денежными и техническими ресурсами, распоряжение которыми регламентируется системой служебных отношений. Результатом деятельности этой сложной системы взаимоотношений является достижение организацией устойчивости.

Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организации.

Любая организационная система заинтересована в переходе к стабильному, устойчивому состоянию своего существования. Система управления организацией также стремится к определенной устойчивости в обустройстве и надежном функционировании подчиненного ей объекта управления, имея при этом возможность эффективного контроля над ним. Переход к устойчивому режиму работы есть объективно существующая встроенная цель развития любой организации. Достижение этой цели равнозначно приобретению новых ресурсов, снижению текучести кадров, уменьшению числа реорганизаций, снижению конфликтности. Элементы статики присущи любой организационной системе. Среди них состояние финансовых показателей деятельности предприятия на фиксированный момент времени; структурная схема предприятия; распределение властных полномочий; штатное расписание и должностные обязанности.

Проблема заключается в том, что организация, достигнув определенной устойчивости, может со временем превратиться в консервативную систему, такая манера поведения была свойственна в основном большим организациям, успешно работавшим в течение длительного времени в достаточно стабильных условиях планового ведения хозяйства. Это привело к гибели многих крупных организаций или к их разукрупнению, т. е. к распаду на несколько более мелких и относительно жизнеспособных организаций. Для оценки возможного поведения организации при изменениях во внешней и внутренней среде проводятся натурные и вычислительные эксперименты.

При изучении статических и динамических свойств организационных систем используются, кроме рефлексивного, и другие виды анализа систем управления: структурный, информационный, параметрический, факторный анализ и переход к работе в динамическом режиме – необходимое условие обеспечения жизнедеятельности организации. Можно выделить ряд объективных признаков организации, действующей по динамическому принципу: целевая установка, отвечающая объективным потребностям общества; гибкая организационная структура; работа системы управления по принципу перебора альтернативных решений и выбора наиболее эффективного варианта управления с точки зрения достижения поставленной цели.

Перечислим необходимые свойства, на которые должны настраиваться органы управления динамически развивающихся организаций, ориентированных на работу в условиях глобального рынка: лидерство, поступательное развитие организации, ориентация на потребителя, использование новых технологий, наличие централизованной структуры управления организацией.

Принципы статического состояния организации:

принцип приоритета функций над структурой,

принцип приоритета цели,

принцип приоритета субъекта над объектом (сначала выбирается руководитель).

Принципы динамического состояния организации:

принцип приоритета персонала структур над функциями,

принцип приоритета объекта над субъектом.

Принципы приоритета:

- Принцип приоритета цели: в системе цель-задача-функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция. Из цели вытекает ряд конкретных задач. Если какая-либо задача из набора нереализуема (технически, экономически и т.д.), то приоритет переходит к ней, при этом цель 1 должна быть скорректирована до цели 2 и далее вновь приоритет переходит к цели. Если какая-либо функция из набора нереализуема, то приоритет переходит к ней. При этом должна быть скорректирована соответствующая задача из прежнего набора и сама цель до цели 3, далее вновь приоритет переходит к цели.

- Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели.

- Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальная для каждой организации аура взаимодействия. Для сохранения этой ауры имеется очень небольшой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

- Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать "под себя" персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной работы. В этом случае хорошо работает система номенклатурного назначения, т. е. приглашение на управленческую должность людей, ранее работавших с собственниками организации либо по рекомендации.

- Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.

Принципы соответствия:

- Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В противном случае одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены.

- Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос.

Даже у президента страны должен быть линейный руководитель, который представлен в виде коллективного органа: конгресс, парламент и т.д.

- Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.

Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано.

- Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги.

- Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

- Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам.

- Принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания.

- Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

2. Законы организации и характер их проявления

К общим законам организации относятся следующие законы: синергии, наименьших, самосохранения, упорядоченности, единства анализа и синтеза, развития (онтогенеза), композиции, пропорциональности.

Все эти законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации как самостоятельного научного направления. Они выражают как одна и та же, и что некоторые молекулы этого газа будут двигаться быстрее, чем другие.

Предположим далее, что в резервуаре имеется маленькая дверца (рис. 6), через которую газ поступает в ведущую к тепловому двигателю трубу, и что выпускное отверстие этого теплового двигателя при помощи другой трубы соединяется через другую дверцу с резервуаром. У каждой дверцы находится маленькое существо - "демон", наблюдающее за приближающимися молекулами и открывающее или закрывающее дверцу в зависимости от движения молекул.

В первую дверцу "демон" пропускает выходящие из резервуара молекулы только с высокой скоростью движения и не пропускает молекул с низкой скоростью. У второй дверцы роль этого "демона" совершенно противоположна: он открывает дверцу только для молекул, выходящих из резервуара с малой скоростью, и не пропускает молекулы с большой скоростью. В результате этого у одной дверцы резервуара температура повышается, а у другой - понижается.

Чтобы упростить понимание опыта Максвелла, основоположник кибернетики Н. Винер предлагает свою аналогию действия «демона» на примере толпы, пробивающейся в метрополитен через два турникета. Один из них пропускает людей, если они движутся довольно быстро, а другой - если они движутся медленно. Случайное движение людей предстает как поток, быстро движущийся от первого турникета, в то время как второй турникет пропускает только медленно движущихся людей.

Рис. 6. «Демон» Максвелла

Если оба эти турникета соединены проходом с топчаком в нем, то поток быстро движущихся людей будет быстрее поворачивать топчак в каком-то направлении, чем поток медленно движущихся людей будет поворачивать его в обратном, и мы будем иметь источник полезной энергии в случайном движении.

Иными словами, и турникет в метро, и "демон" Максвелла оказываются в состоянии снижать энтропию в системе. Законы же физики утверждают возможность только ее возрастания. Ясность в этом вопросе установила работа венгерского физика Л. Сцилларда под сугубо научным названием: "Об уменьшении энтропии в термодинамической системе при вмешательстве мыслящего существа". В ней ученый снова обращается к "демону" Максвелла. Сциллард установил, что "демон" может действовать только в случае, когда он для своей работы - открывания и закрывания дверей то для быстрых, то для медленных молекул - будет получать дополнительную энергию. Только затрачивая эту энергию, "демон" держит ситуацию под контролем: быстрые молекулы в одной стороне, медленные - в другой. И за счет этого "демону" удается снизить энтропию системы. Так на что же тратит этот деятельный "демон" полученную энергию? Оказывается, на "организаторскую деятельность", расплачиваясь энергией за информацию, за знание, куда каким молекулам идти.

Очень близко к открытию закона синергии подошел А. Богданов. Он повторил высказанную еще Аристотелем характеристику целого: «Целое больше простой суммы своих частей». «Таково, например, элементарное сотрудничество. Уже соединение одинаковых рабочих сил на какой-нибудь механической работе может вести к возрастанию практических результатов в большей пропорции, чем количество этих рабочих сил. Если дело идет, положим, о расчистке поля от камней, кустарников и корней и если один человек расчищает в день 1 десятину, то два вместе выполнят за день не двойную работу, а больше: 2 1/4-2 1/2 десятины. При 3, 4 работниках отношение может оказаться еще более благоприятным - до известного предела, разумеется. Но не исключена и та возможность, что 2, 3, 4 работника совместно выполняют менее чем двойную, тройную, четверную работу. Оба случая всецело зависят от способа сочетания данных сил. В первом случае вполне законно утверждение, что целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во втором - что оно практически ее меньше. Первое и обозначается как организованность, второе - как дезорганизованность» (16, кн.1, с.114).

Достаточно легко представить, каким образом взаимодействие людей может уменьшить результаты их совместного труда. Но каким образом люди могут взаимодействовать так, чтобы это увеличивало результат сверх их индивидуальных возможностей, из ничего же не получается что-то?

В действительности у представителей различных наук достаточно легко найдется свое объяснение причины возникновения дополнительного эффекта. Экономист укажет на возможность получения дополнительного эффекта за счет разделения и кооперации труда. Психолог может объяснить это явление тем, что уже самый обыкновенный контакт вызывает соревнование и "действует на нервную систему работника оживляющим, ободряющим образом и тем повышает интенсивность труда". Физиолог укажет, что «соединение двух сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие». Любой из этих ответов по сути определяет причину возникновения синергетического эффекта.

Интересно, что система управления трудом рабочих, разработанная Ф. Тейлором, находится в полном соответствии с законом синергии. Синергетический эффект в данном случае достигается за счет повышения организационной роли менеджмента. Разработанные им оптимальные методы осуществления работ, стандарты, задания-предписания, нормы, стимулы позволили управляющим существенно улучшить организацию труда и тем самым, как "демону" Максвелла, открыть именно те дверцы, которые ведут к получению синергетического эффекта.

Наряду с совершенствованием организации труда источником синергетического эффекта выступают и совершенствование организации производства, и совершенствование организации управления.

Закон синергии часто называют основополагающим законом организации. И это вовсе не случайно. Именно благодаря его проявлению организация становится четвертым фактором производства, что достаточно убедительно демонстрируют приведенные выше примеры. Основательность закона синергии определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высоких значений синергетического эффекта.

Закон наименьших, как его характеризует А. Богданов, «громадного жизненного и научного значения», сформулирован им следующим образом: "Суммарная устойчивость комплекса по отношению к данной среде есть, очевидно, сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействиям". Другими словами, "структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью". Этот общеорганизационный закон относится к любым видам целостных образований в природе и в обществе. Наглядным примером проявления закона наименьших является элементарная цепь, состоящая из звеньев неодинаковой прочности. Она выдерживает тот вес, который выдержит наиболее слабое в отношении прочности ее звено. Точно так же логическая цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает ударов критики.

Важно учесть, что, как правило, система подвергается неравным и неравномерным воздействиям в разных своих частях. Так, в примере с цепью ее верхние звенья должны выдерживать, кроме подвешенной тяжести, еще и вес всех нижних звеньев, что может иметь решающее значение

Поэтому «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент».

Менеджер может целые годы правильно и целесообразно вести дело, поддерживая своевременными и умелыми действиями устойчивость организации, но в один «прекрасный» момент ослабление внимания или некомпетентность при принятии решения может привести к краху организации. Этим, собственно, и определяется ограниченность организации «авторитарного типа».

Она характеризуется тем, что выживание всей системы всецело зависит от интеллектуальных возможностей лидера.

Закон наименьших относительных сопротивлений определяет, в частности, и судьбу социальных систем, их сохранение, их частичное или полное разрушение среди столь разнообразных и сложных, столь изменчивых в социальной среде воздействий.

Закон самосохранения гласит, что любая реальная физическая (организованная) система стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.

В словаре С. Ожегова самосохранение трактуется как стремление сохранить свою жизнь, обезопасить себя от чего-нибудь. Стремление сохранить свою жизнь в подлинном смысле этого слова свойственно системам, относящимся к классу живых. Живыми называются системы обладающие биологическими функциями, такими, как рождение, смерть и воспроизводство. Иногда понятия "рождение" и "смерть" связывают с неживыми системами при описании процессов, которые как бы похожи на жизненные, но не характеризуют жизнь в ее биологическом смысле. Так, понятие "жизненный цикл" применимо к товарам, технологиям и т.д. Понятно, что приложение закона самосохранения к живым и неживым организациям имеет свои особенности. Но и для живых организмов различного уровня сложности механизм реализации закона самосохранения различен. Мир растений, мир животных, человек и социальные организации - каждый из этих уровней иерархии систем различен по сложности и по-своему утверждает объективный и общий характер закона самосохранения.

Живые организмы являются сложно организованными. Неживые системы проявляют свойства либо простых организованных, либо сложных неорганизованных систем. Сложность живых систем - результат эволюции и действия закона естественного отбора. Поведение организаций неживой природы согласно второму началу термодинамики обусловлено возрастанием энтропии, характеризующей меру беспорядка системы. Но все системы стремятся к равновесию. Равновесие неживых систем связано с достижением максимального уровня энтропии. Равновесное состояние живого организма предполагает непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне, непрерывное противодействие разупорядочивающим факторам.

Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость - это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения.

Под понятием "жизнь" большинство ученых сейчас подразумевает процесс существования организмов, состоящих из больших органических молекул и способных самовоспроизводиться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.

Все живые организации осуществляют этот обмен. Они все открытые системы, то есть для них существуют другие, связанные с ними системы, которые оказывают на них воздействие и на которые они тоже влияют.

Как показывают наука и практика, воздействие факторов внешней среды имеет для наблюдаемой организации в подавляющем большинстве случаев отрицательные последствия. Результатом этих воздействий является отклонение живой системы от тех параметров характеристик внутренней среды, при которых жизнь только и возможна. Чтобы жить дальше, необходимо выжить.

Понятие "выживание" в различных отраслях знаний имеет одинаковый или близкий смысл. Выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. У. Эшби считает это свойство организации основным критерием эффективности ее функционирования. Организация считается "хорошей", если она делает систему устойчивой относительно некоторого состояния равновесия.

Понятие "выживание" в различных отраслях знаний имеет одинаковый или близкий смысл. Выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. У. Эшби считает это свойство организации основным критерием эффективности ее функционирования. Организация считается "хорошей", если она делает систему устойчивой относительно некоторого состояния равновесия.

Все системы, в общем-то, стремятся к равновесию. Но большинство из них его не достигают. Поэтому, переходя из любого состояния к состоянию равновесия, система переходит от большего числа состояний к меньшему. Она как бы совершает выбор в том чисто объективном смысле, что некоторые состояния ею отвергаются (те, которые она покидает), а некоторые сохраняются (те, в которые она переходит).

Переход к равновесию тривиален в простом маятнике, потому что состояние равновесия представлено одной точкой в пространстве. Такое неизменное состояние, в которое система неизбежно возвращается и в котором при отсутствии возмущений она остается неограниченно долго, является как бы абсолютным равновесием в теоретическом смысле (ибо, как подчеркнуто выше, большинство систем динамичны и абсолютного равновесия покоя не достигают никогда). Подвижным равновесием характеризуется, например, состояние автоматического светофора. Ни одно из состояний в отдельности равновесным в этом случае не является, но замкнутое преобразование в целом тоже можно считать своеобразным равновесием.

Фиксированные состояния неизменного или подвижного равновесия в основном характерны для технических систем, хотя немало примеров аналогичных состояний можно найти и в живой природе. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например в стабильности кадрового состава, поддержании уровней запасов, финансов, объема производства и т.д. Однако живым системам больше свойственно движение по некоторой восходящей линии, то есть такое развитие, когда система практически не возвращается к каким-то прошлым равновесным состояниям. Но и в этом случае допустимо применять понятие равновесия, если система стабильно развивается по известному закону. Так, S-образная кривая - типичная кривая роста, отражающая процессы в природе. Мы можем наблюдать ее в биологической сфере или в экономике, везде, где имеет место рост. Если предприятие увеличивает свое присутствие на рынке, объем производства, численность работающих и их квалификацию, то можно считать, что предприятие находится в состоянии равновесия.

С ростом и развитием организации связана проблема динамического равновесия. Ответ на вопрос, какой вид равновесия - статическое или динамическое, зависит от рассматриваемых связей и уровня анализа. Предприятие находится в статическом равновесии, если его структура со временем не меняется. При динамическом равновесии структура организации меняется.

Пусть некая система находится в каком-то состоянии, позволяющем ей выполнять определенные функции. Оно соответствует внешним условиям, в которых работает система. Можно построить график, показывающий изменение результатов функционирования данной системы за определенный отрезок времени, а потом его экстраполировать (сплошная линия и ее пунктирное продолжение). Такое положение может быть охарактеризовано как статическое равновесие. Но как мы знаем, кривая роста склонна к насыщению. Поэтому состояние статического равновесия для предприятия рыночной экономики сменяется некоторой равновесной траекторией развития системы (рис. 4.3). В этом случае рост и развитие мы уже связываем с динамическим равновесием, то есть с изменением структуры.

Предположим, что условия вдруг изменились. Новым условиям соответствует и новое нормальное состояние, то есть одну равновесную траекторию S1, сменяет другая равновесная траектория S2. Желательно перевести систему в это новое состояние. Для этого нужна информация, во-первых, о новом состоянии и, во-вторых, о том, как может быть осуществлен перевод системы в это состояние.

Важным аспектом равновесия, связанным с выживанием, является устойчивость.

Системы функционируют, как правило, в условиях непрекращающихся воздействий внешней среды. К ним добавляются и всевозможные внутренние "неполадки". Поэтому достижение сложной системой точно определенного состояния равновесия и пребывание в этом состоянии в течение длительных промежутков времени - это, скорее, исключение, чем правило, это предел, к которому чаще всего удается лишь приблизиться. И даже приближение к этому пределу требует от системы многих качеств, которые в комплексе можно определить как устойчивость системы. Таким образом, устойчивость — это способность сис­темы функционировать в состояниях, по меньшей мере, близких к равновесию, в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий. Ясно, что устойчивость представляет собой обязательное свойство кибернетических систем, поскольку равновесие понимается в широком смысле и, по сути, смыкается с целенаправленностью.

Понятие устойчивости относится и к структуре, и к функциям системы. При этом устойчивость структуры первична по отношению к устойчивости функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: