double arrow

ТЕМА 11 ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ

Рис. 5. Расчеты с использованием банковских платежных карт

Рис. 4. Расчеты чеками

1. Заявление на выдачу чеков и платежное поручение на сумму лимита чеков

2. Перечисление средств со счета плательщика на специальный чековый счет

3. Выдача чеков и чековой идентификационной карточки

4. Выписка чека и передача его получателю

5. Инкассирование чека

6. Пересылка чека и реестра чеков в банк-эмитент

7. Списание средств со специального (чекового) счета

8. Перечисление средств

9. Зачисление средств на счет получателя

10. Извещение получателя о зачислении средств

В соответствии с банковскими правилами на территории России применяются два вида чеков:

· лимитированные (денежные средства плательщика депонируются на специальном счете, предназначенном только для оплаты по чекам);

· гарантированные (оплата по чеку происходит с расчетного счета плательщика, а при их отсутствии за счет овердрафта).

Несомненным достоинством чека для получателя является то, что чек – гарантированная форма расчетов. Получая чек, чекодержатель уверен, что оплата будет произведена. С точки зрения плательщика, достоинство чека состоит в том, что оплата товара происходит в момент его получения. Иными словами, чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не желает отдавать деньги до получения товара, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Кроме того, при расчетах чеками поставщик полностью может обезопасить себя от сомнений по поводу сроков расчета с покупателем и ускорении оплаты. Чек удобен также при расче­тах во всех случаях, когда изначально неизвестен продавец.

Недостатком данной формы расчетов для плательщика является необходимость депонирования денежных средств на счете для получения чеков, что задерживает оборот денег и может привести к финансовым затруднениям. Для получателя существует определенный риск получить поддельный чек, который банк не оплатит.

10.3 Банковские платежные карты

Мировая история платежных карт насчитывает уже несколько десятков лет. В России первые платежные карты были выпущены в 1989 году, но по-настоящему массовыми они стали еще через десять лет. Внедрение банковских карточек в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт это - удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций - повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке. Платежные карты выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя чековые книжки и наличные банкноты.

С точки зрения технических возможностей банковские карты можно классифицировать на магнитные и микропроцессорные.

Магнитная карта является только отражением банковского счета владельца: ее магнитный индикатор содержит лишь информацию об имени владельца и номере его счета в банке. Поэтому при расчетах с использованием этой карты каждый раз необходимо обращаться к центральному компьютеру для получения информации о наличии на счете необходимой для оплаты товаров (работ, услуг) суммы денег (режим on-line).

Микропроцессорная карта (смарт-карта) предоставляет намного больше возможностей для манипуляций деньгами, находящимися на счете. Дело в том, что такая карточка содержит микропроцессор (чип) - маленький квадратик или овал на лицевой стороне, в памяти которого содержится вся информация о банковском счете ее владельца: о количестве денег на счете, максимальном размере суммы, которую можно снять со счета единовременно, об операциях, совершенных в течение дня. Все это благодаря микропроцессору, главным достоинством которого является его высокая способность при постоянстве памяти надежно сохранять и использовать большие объемы информации. Микропроцессорная карточка способна работать в режиме off-line, что не требует обращения при каждом необходимом случае к банку или компании, где открыт счет владельца карты.

Таким образом, микропроцессорная карта - на порядок более совершенное платежное средство, нежели магнитная. Благодаря своим техническим характеристикам, смарт-карта не только надежнее защищена от подделки, но и предполагает более широкий набор возможностей по оперированию счетом: помимо получения денег через банкомат ее владелец может перевести средства с карточного счета на депозитный или иной, правда, в пределах того банка, который эмитировал карточку.

К числу неудобств, возникающих при использовании микропроцессорной карты, можно отнести, во-первых, отсутствие единой унифицированной системы обслуживания этих карт и во вторых - высокая себестоимость производства микропроцессоров. Поэтому, несмотря на высокий уровень их защиты от подделок и несанкционированного доступа к счету владельца карты, издержки банков на внедрение карточек с памятью на микросхеме слишком высоки, что несколько ограничивает их распространение.

По видам субъектов, для которых предназначены платежные карты, принято выделять личные и корпоративные карты. Владельцем платежной карты может быть как физическое лицо, имеющее в банке-эмитенте личный счет, так и юридическое лицо, которому открывается счет корпоративный. Наиболее распространены личные карты, выдаваемые физическим лицам. Корпоративная карта выдается юридическим лицам и предназначена для управления счетом юридического лица. Выдается она банком-эмитентом или организацией-распространителем отдельным сотрудникам фирмы, правомочным пользоваться ее средствами, а потому на корпоративной платежной карточке кроме названия фирмы выбивается имя пользователя, так что применять ее может только один человек, которому при оплате товаров, работ или услуг придется подтвердить свою личность. Фирма может открывать карточки для нескольких своих сотрудников, причем ограничений на количество открываемых карточек внутри одной фирмы не существует.

В настоящее время, выпуск и применение банковских карт регламентируется Положением ЦБРФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24 декабря 2004 г. № 266-П. Данный документ распространяется на банки и РНКО, которые выпускают собственные карты и/или совершают операции с картами выпущенными другими лицами (в том числе, не являющимися кредитными организациями).

В соответствии с этим документом, банковские карты являются видом платежных карт. Под банковской картой понимается - инструмент безналичных расчетов, предназначенный для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у банка-эмитента. Физическое лицо, распоряжающееся своей картой или картой юридического лица, именуется держателем карты.

Кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт.

Под эмиссией банковских карт понимается выдача кредитной организацией банковских карт на основании заключенных договоров с клиентами. Кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов:

- расчетных (дебетовых) карт,

- кредитных карт,

- предоплаченных карт.

Расчетная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций ее держателем в пределах установленного эмитентом расходного лимита за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете или кредита, предоставляемого ему банком-эмитентом в соответствии с договором банковского счета (овердрафт).

Расчетные (дебетовые) карты для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выпускаются банками и РНКО, для физических лиц – только банками.

Кредитная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Кредитные карты выпускаются только банками, они могут быть предназначены для любых лиц.

Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются банком-эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.

Предоплаченные карты выпускаются банками и РНКО только для физических лиц.

Эмиссия банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц осуществляется кредитной организацией на основании договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт. Эмиссия расчетных карт и кредитных карт, предназначенных для совершения операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью кредитной организации, осуществляется на основании распоряжения единоличного исполнительного органа кредитной организации.

Кредитная организация вправе осуществлять на территории Российской Федерации распространение платежных карт - выдачу банковских карт других кредитных организаций - эмитентов и платежных карт эмитентов - иностранных юридических лиц, не являющихся иностранными банками. Такие кредитные организации называются распространителями. Распространение осуществляется на основании договоров с эмитентами платежных карт.

На территории Российской Федерации кредитные организации могут осуществлять эквайринг - расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и/или выдачу наличных денежных средств держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций. Такие кредитные организации называются эквайрерами.

Понятие эквайринга включает в себя обслуживание банками организаций сферы торговли и услуг, в том числе магазинов, гостиниц, ресторанов, туристических фирм, пунктов проката автомобилей, где в качестве платежного средства принимаются банковские карты различных систем. Суть эквайринга заключается в том, что какой-либо банк оказывает торговым и сервисным предприятиям услугу, позволяющую им принимать к оплате банковские карты. При этом банк одновременно предлагает и виды обслуживаемых карт. Помимо того, что банк устанавливает в пунктах платежа специальную аппаратуру для использования банковских карт, он адаптирует к этой технологии кассовые аппараты, обеспечивает различные способы авторизации карт. Банк, осуществляющий эквайринг, берет на себя инкассацию платежных документов (чеков) и перечисляет денежные поступления на счет магазина, ресторана, гостиницы, то есть той организации, за чьи товары или услуги клиенты расплачивались пластиковыми деньгами.

Разветвленная сеть организаций принимающих для оплаты банковские карты, банков-эмитентов, банков-распространителей и банков-эквайреров требует наличия специализированных организаций осуществляющих обмен информацией между указанными участниками. Такие организации называются процессинговыми центрами, а их деятельность процессингом.

Процессинговый центр - юридическое лицом или его структурное подразделение, осуществляющее сбор, обработку и рассылку участникам расчетов – кредитным организациям информации по операциям с платежными картами. Функции процессингового центра могут выполняться одной из кредитных организаций.

Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт осуществляется кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией. Внутрибанковские правила утверждаются органом управления кредитной организации, уполномоченным на это ее уставом, и должны быть обязательны для всех сотрудников кредитной организации.

Условия получения и обслуживания платежных карт в кредитных организациях (эмитентах или распространителях) различны. Единого перечня документов, представляемых в банк для получения платежной карты, не существует - каждым банком он определяется самостоятельно. Обязательным является заполнение бланка заявления, содержащего подробные сведения о будущем владельце карточки. Для получения кредитной карточки в ряде случаев необходима кредитная история - сведения о полученных и возвращенных кредитах за определенный промежуток времени.

При выдаче карта должна пройти персонализацию. Персонализация - процедура нанесения на платежную карту и (или) запись в память микропроцессора, на магнитную полосу платежной карты информации, предусмотренной правилами участников расчетов. Персонализация сопровождается присвоением клиенту персонального идентификационного номера (ПИН).

Клиенты совершают операции с использованием расчетных и кредитных карт по банковским счетам, открытым на основании договоров банковского счета, предусматривающих совершение операций с использованием соответствующих карт. При совершении клиентом - физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с физическим лицом не заключается.

По одному счету клиента могут совершаться операции с использованием нескольких расчетных карт, кредитных карт, выданных банком-эмитентом клиенту. По нескольким счетам клиентов могут совершаться операции с использованием одной расчетной карты или кредитной карты, выданной банком-эмитентом клиенту.

Предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных карт, кредитных карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на банковские счета клиентов. Исполнение обязательств по возврату предоставленных денежных средств и уплате по ним процентов осуществляется клиентами в безналичном порядке путем списания или перечисления с банковских счетов клиентов, а также наличными деньгами через кассу или банкомат для клиентов - физических лиц.

Конкретные условия предоставления денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных карт, кредитных карт, порядок возврата предоставленных денежных средств, а также начисления и уплаты процентов по указанным денежным средствам могут определяться в договоре с клиентом.

Круг операций, совершаемых с применением банковских карт, зависит от вида клиента. Существует различие между операциями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Клиент - физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

1) получение наличных денежных средств в рублях или иностранной валюте на территории России;

2) получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами России;

3) оплата товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в рублях на территории России, а также в иностранной валюте - за пределами территории России;

4) иные операции в рублях, в отношении которых не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

5) иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства.

Клиент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет с использованием расчетных карт, кредитных карт следующие операции:

1) получение наличных денежных средств в рублях для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью (в том числе, для оплаты командировочных и представительских расходов) на территории России;

2) оплата расходов в рублях, связанных с хозяйственной деятельностью (в том числе, командировочных и представительских расходов) на территории России;

3) иные операции в рублях на территории России, в отношении которых не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

4) получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории России для оплаты командировочных и представительских расходов;

5) оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории России;

6) иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства.

Операции по расчетным и кредитным картам могут осуществляться по банковским счетам открытым как в рублях, так и в иностранной валюте. Клиенты могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета, в порядке и на условиях, установленных в договоре банковского счета. В таком случае кредитная организация проводит конверсионную операцию и перечисляет полученную валюту по назначению без зачисления на счет клиента.

По предоплаченным картам счета не открываются и, следовательно, физические лица проводят по ним операции за счет средств в рублях или иностранной валюте внесенных в кредитную организацию. При этом вносимая валюта также может не совпадать с валютой платежа.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковском счете при совершении клиентом операций с использованием расчетной карты клиенту в пределах лимита, предусмотренного в договоре банковского счета, может быть предоставлен овердрафт для осуществления данной расчетной операции при наличии соответствующего условия в договоре банковского счета.

Кредитные организации при осуществлении эмиссии расчетных карт, кредитных карт могут предусматривать в договоре банковского счета, кредитном договоре условие об осуществлении клиентом операций с использованием данных карт, сумма которых превышает:

- остаток денежных средств на банковском счете клиента при отсутствии права на овердрафт;

- лимит предоставления овердрафта;

- лимит предоставляемого кредита, определенный в кредитном договоре.

Расчеты по указанным операциям могут осуществляться путем предоставления клиенту кредита в порядке и на условиях, предусмотренных договором банковского счета или кредитным договором.

За оказываемые услуги кредитные организации взимают комиссионное вознаграждение (за безналичные расчеты, за конвертацию валюты, за эквайринг) и штрафные санкции (за несвоевременное погашение кредита). Кроме того, для обеспечения платежеспособности карты могут устанавливаться размеры неснижаемых остатков средств на карточном счете и лимиты дневной выдачи наличных по карточке. Одновременно, договором может быть предусмотрено начисление процентов на остаток средств на счете клиента.

При совершении операций с использованием платежной карты кредитная организация обязана идентифицировать ее держателя в соответствии законодательством о противодействии легализации преступных доходов.

Перед совершением операции платежная карта, как правило, подлежит авторизации. Авторизация – процедура получения разрешения на использование платежной карты, которое дается ее эмитентом или распространителем. Она заключается в проверке расходного лимита или лимита кредитования, а также факта блокировки карты.

Порядок расчетов с применением банковских платежных карт в самом общем виде может быть проиллюстрирован следующей схемой:

1. Заявление на получение карты

2. Открытие счета клиента

3. Персонализация карты

4. Выдача карты клиенту

5. Предъявление карты для оплаты

6. Авторизация карты

7. Изготовление платежных квитанций

8. Передача информации в процессинговый центр

9. Передача информации в банк-эмитент

10. Списание средств со счета клиента

При совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Эти документы являются основанием для осуществления расчетов по операциям и (или) служат подтверждением их совершения. Они составляются в количестве экземпляров, установленном внутрибанковскими правилами или правилами участников расчетов.

Документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие реквизиты:

- идентификатор банкомата (электронного терминала);

- вид операции;

- дата совершения операции;

- сумма операции;

- валюта операции;

- сумма комиссии (если имеет место);

- код авторизации;

- реквизиты платежной карты;

- дополнительные реквизиты, установленные правилами участников расчетов или внутрибанковскими правилами.

Документ бумажном носителе дополнительно должен содержать подпись держателя платежной карты и подпись кассира. При составлении указанных документов в электронной форме могут использоваться аналоги собственноручной подписи.

Если документ по операциям с использованием платежной карты составляется без осуществления процедуры авторизации, но при этом возникает обязательство эмитента перед эквайрером по исполнению этого документа, код авторизации в нем не указывается.

Перечисленные выше реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом клиента, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), пунктами выдачи наличных, банкоматов и их банковскими счетами.

Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является реестр платежей или электронный журнал.

Реестр платежей по операциям с использованием платежных карт - документ или совокупность документов, содержащих информацию об операциях, совершаемых с использованием платежных карт за определенный период времени, составленных процессинговым центром, и предоставляемых в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

Электронный журнал - документ или совокупность документов в электронной форме, сформированные за определенный период времени при совершении операций с использованием банкомата и (или) электронного терминала.

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра платежей или электронного журнала.

10.4 Межбанковские расчеты

При рассмотрении форм безналичных расчетов в стороне был оставлен вопрос о том, как банки проводят расчеты между собой по поручениям клиентов (межбанковские расчеты).

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов, открытых в Банке России (централизованные расчеты);

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях (прямые корреспондентские отношения);

3) счетов участников расчетов, открытых в расчетных небанковских кредитных организациях (межбанковский клиринг);

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации (межфилиальные расчеты).

При любом варианте межбанковские расчеты осуществляются в соответствии с законодательством, банковскими правилами и договором банковского счета (корреспондент­ского счета).

Под корреспондентским счетом понимается банковский счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним банком по поручению и за счет другого банка. При заключении корреспондентского договора определяются счета для проведения расчетов, валюта счета, правила и порядок перевода средств, порядок пополнения счета и другие условия проведения платежей. Платежи по корсчетам осуществляются в пределах остатка средств на счете, либо с превышением этого остатка за счет предоставленного кредита (овердрафта).

Для извещения владельца корреспондентского счета о выполнении расчетных операций ему направляется авизо (с итал. — извещение). Авизо оформляется в качестве специального документа или в виде копии расчетных или бухгалтерских документов. Авизо включают или к ним прилагаются расчетные документы, послужившие основанием для совершения операции. Передача расчетных документов от банка-отправителя платежа допускается как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

При передаче информации на бумажных носителях банк-отправитель платежа составляет сводное платежное поручение, к которому прилагаются экземпляры расчетных документов. Неотъемлемой частью сводного платежного поручения является опись прилагаемых расчетных документов. При передаче информации по каналам связи банк-отправитель платежа составляет электронные расчетные документы, заверенные электронной цифровой подписью и содержащие реквизиты, необходимые для проведения операций по корсчетам, а также все реквизиты платежных поручений плательщиков.

Подтверждением от банка-исполнителя о проведении расчетных операций служит выписка по счету. Договором о корреспондентских отношениях может быть предусмотрено направление подтверждения банком-исполнителем платежа банку-отправителю о проведении каждой расчетной операции.

Наиболее распространенным видом межбанковских расчетов являются централизованные расчеты через расчетную сеть Банка России. Под расчетной сетью Банка России понимается совокупность подразделений банка, имеющих самостоятельный баланс и осуществляющих расчетное и/или кассовое обслуживание клиентов и проводящих расчетные и/или кассовые операции от своего имени.

Расчетная сеть Банка России является важнейшей составляющей платежной системы страны, через которую проходит основная масса денежных средств. В нее входят два Центральных операционных управления Банка России (ОПЕРУ при ЦБРФ), десятки головных расчетно-кассовых центров (ГРКЦ), сотни районных и межрайонных расчетно-кассовых центров (РКЦ), полевые учреждения Банка России – всего более 1100 подразделений. Там обслуживаются все кредитные организации и тысячи других клиентов.

Для осуществления расчетов через расчетную сеть Банка России кредитная организация открывает в РКЦкорреспондентский счет. При этом заключается договор корреспондентского счета и представляются необходимые документы. Филиалу кредитной организации по месту его нахождения может быть открыт корреспондентский субсчет.

Корреспондентский счет банка, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет организации, но с учетом специфики деятельности банка. На этом счете хранятся собственные средства банков, через него проходит широкий круг операций: расчетно-кассовое обслуживание клиентуры банка; перечисление и взыскание денежных средств по поручениям клиентов, расчеты банка по обязательным платежам; операции по межбанковским займам и депозитам; хозяйственные операции самого банка и т. д.

Все платежи с корреспондентского счета банка осуществляются в пределах остатка средств на этом счете на начало операционного дня. Нормальным положением является наличие кредитового сальдо, которое образуется в результате превышения поступлений на счет над суммой платежей с него. Банки обязаны обеспечивать свое­временное поступление на свой счет средств в размерах, необходимых для проведения платежей. В противном случае на корсчете может образоваться дебетовое сальдо (отрицательный остаток). По существу, это означает, что РКЦ прокредитовал банк на сумму дебетового сальдо. Поэтому РКЦ прекращает дальнейшие платежи с корсчета банка, а все поступления направляет на погашение дебетового сальдо.

С целью идентификации участников расчетной сети Банка России применяется система девятизначных банковских идентификационных кодов (БИК). Строение указанных кодов отражено в таблице 10.2.

Таблица 10.2

Строение банковского идентификационного кода (БИК)

Номера цифр Значение
1,2 Код Российской Федерации (04)
3,4 Код субъекта Федерации (22 – Нижегородская область)
5,6 Номер подразделения Банка России
7 – 9 Условный номер банка (000 – РКЦ, 001 – ГРКЦ, 002 – иное подразделение Банка России, 050-999 – кредитная организация или ее филиал)
1 – 9 БИК

Централизованные расчеты осуществляются в основном через систему электронных платежей. Порядок проведения электронных платежей зависит от уровня технической оснащенности участников расчетов, степени интегрированности их в каналы связи Банка России.

Если технические условия позволяют, то кредитная организация на основании платежных документов своих клиентов и по своим собственным операциям готовитэлектронный платежный документ (ЭПД). Обмен ЭПД между кредитными организациями и РКЦ осуществляется пакетами, включающими один или несколько ЭПД. Каждый пакет защищаетсяэлектронной цифровой подписью отправителя. Ответственность за содержание реквизитов ЭПД несет кредитная организация. Списание средств со счета плательщика и зачисление этих средств на счет получателя в подразделениях расчетной сети Банка России осуществляется программным способом.

Подготовленный в кредитной организации пакет ЭПД передается в РКЦ с применением специальных програм­мно-технических средств защиты средствами телекоммуникаций или спецсвязью на магнитном носителе. Допускается передача платежных документов на бумажном носителе. В этом случае ЭПД формируются в РКЦ путем ввода реквизитов принятых платежных документов.

При получении ЭПД на магнитном носителе в РКЦ они проверяются, и распечатывается в двух экземплярах реестр электронных платежей. Первый экземпляр возвращается отправителю вместе с магнитным носителем. Второй экземпляр регистрируется в журнале регистрации пакетов документов. Реестр представляет собой выходную форму, содержащую опись ЭПД. Он используется в качестве документа операционного дня. Все поступающие от кредитных организаций ЭПД помещаются в электронный архив и хранятся в течение срока, определенного для хранения бумажных документов.

ЭПД, прошедшие контроль реквизитов, программно проверяются на возможность оплаты с корреспондентского счета банка. При отсутствии средств на корсчете ЭПД к исполнению не принимаются, о чем извещается банк, или помещаются во внутридневную очередь отложенных платежей до момента поступления средств на корсчет.

Прошедшие контроль ЭПД сортируются по регионам-получателям, и в адрес РКЦ-получателя формируется пакет ЭПД. Передача в РКЦ-получатели осуществляется средствами телекоммуникаций по установленному графи­ку. Переданные ЭПД помещаются в картотеку к соответствующему счету для последующей квитовки подтверждениями.

Подтверждение должно быть получено от РКЦ-получателя не позднее следующего за отправкой рабочего дня. По принятым подтверждениям формируются реестры сквитованных электронных платежей. На общую сумму сквитованных за день ЭПД по каждому РКЦ-получателю оформляется мемориальный ордер, на основании которого суммы проводятся по учету.

В РКЦ-получателе по полученным пакетам ЭПД производится проверка электронной цифровой подписи, структурный контроль пакетов ЭПД, логический контроль реквизитов ЭПД, создаются пакеты подтверждений для РКЦ-отправителей. В зависимости от результатов контроля производится зачисление средств на соответствующие счета или оперативное выявление и устранение причин задержек платежей.

В РКЦ-получателе или в кредитной организации (если предусмотрена передача ЭПД средствами телекоммуникаций) на основании полученных ЭПД распечатываются их бумажные копии. Копии ЭПД оформляются подписями бухгалтерского работника и контролера с проставлением штампа и календарного штемпеля даты проводки документа по лицевому счету клиента.

Как уже отмечалось, расчетные операции банки могут проводить путем прямых корреспондентских отношений (через корреспондентские счета, открытые в других банках). Взаимоотношения банков по осуществлению таких расчетных операций строятся на основании договора о корреспондентских отношениях. Сторонами в этих отношениях носят название банк-респондент и банк-корреспондент.

Банк-респондент – кредитная организация (филиал), открывшая корреспондентский счет (НОСТРО) в другой кредитной организации. Банк-корреспондент – кредитная организация (филиал) открывшая корреспондентский счет (ЛОРО) другой кредитной организации и выполняющая по этому счету операции, предусмотренные договором.

Существуют два вида корреспондентских счетов:

1) счет ЛОРО («Ваш счет у Нас») - счет, открытый банком-корреспондентом банку-респонденту, по которому перечисляются и зачисляются средства.

2) счет НОСТРО («Наш счет у ВАС») – счет, открытый в банке-респонденте.

Списание средств с корсчета ЛОРО производится в соответствии с поручением банка-респондента, за исключением случаев списания средств со счета без распоряжения владельца, предусмотренных законом или договором. Поручением банка-респондента является платежное поручение, составленное этим банком и которое является основанием для проведения операции по счету ЛОРО. К платежному поручению также прилагаются расчетные документы плательщиков.

Банк-корреспондент осуществляет операцию по счету ЛОРО при условии, что сумма поручения банка-респондента не превышает остатка средств на счете, характер операции соответствует договору, законодательству и нормативным актам Банка России. Так, банки не вправе перечислять через эти счета налоги и другие обязательные платежи. В случае возникновения необходимости банк-корреспондент может предоставить банку-респонденту кредит на основании дополнительного договора. Поручения банка-респондента, которые не могут быть исполнены по его счету, должны быть возвращены ему банком-корреспондентом в день получения этих поручений.

Межбанковские расчеты могут осуществляться не только путем списания (зачисления) денежных средств по банковским счетам, но и в результате клиринга.

Межбанковский клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств участников расчетов.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширить сферу безналичного оборота. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты. Организация межбанковского зачета различна в зависимости от статуса участников взаимных зачетов, организационных структур, проводящих зачет, способа проведения, технологии зачета и других обстоятельств.

Одним из вариантов межбанковского клиринга являются межбанковские расчеты через РЦИ, которые используются в расчетной сети Банка России. Наряду с этой формой клиринга, в межбанковских расчетах используются расчетные небанковские кредитные организации (РНКО). Основными целями создания РНКО являются ускорение и оптимизация межбанковских расчетов, а также повышение их достоверности и надежности.

Клиринговая организация должна обеспечивать надежную многоуровневую защиту данных от несанкционированного доступа, ненадлежащего использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения. Прием, передача данных по каналам связи производится с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты, способов шифрования данных.

Одним из направлений развития банков является создание развитой филиальной сети. Учитывая, что филиал банка не является юридическим лицом и головная кредитная организация представляет консолидированный отчет, расчетные операции филиалов имеют определенные особенности.

Кредитная организация вправе открыть на имя филиала следующие счета для осуществления расчетных операций с предоставлением ему права распоряжения этими счетами и отражения операций по этим счетам на его балансе:

- корреспондентский субсчет в РКЦ по его месторасположению;

- счета межфилиальных расчетов в головной организации, а также в любом из филиалов кредитной организации.

С использованием счетов межфилиальных расчетов кредитная организация может проводить внутрибанковские расчеты. По счетам межфилиальных расчетов филиалы банков могут проводить платежи по всем операциям, разрешенным головному банку лицензией. Открытие и закрытие этих счетов осуществляется по распоряжению руководителя головного банка.

Порядок проведения расчетных операций по этим счетам должен обеспечить соблюдение следующих условий:

- составление ежедневного сводного баланса по банку;

- каждый филиал (участник расчетов) должен иметь во внутрибанковской расчетной системе уникальный номер (этот номер используется при построении лицевых счетов межфилиальных расчетов);

- должна быть установлена процедура идентификации каждого участника расчетов (обмен карточками с образцами подписей и печатей, аналоги собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т. д.);

- выверка расчетов должна производиться ежедневно на основании выписок по счетам.

Для проведения платежей клиентов филиал-отправитель платежа составляет поручение и вместе с экземплярами расчетных документов клиентов (или их электронными копиями) направляет по назначению избранным маршрутом и способом передачи информации. В филиале-исполнителе платежа полученные средства зачисляются на счета клиентов.


Для осуществления банковской деятельности, проведения кредитования и других активных операций банки должны сформировать определенные финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы банков формируются в результате проведения имипассивных операций.

Всю совокупность пассивных операций можно разделить на три группы. Первая группа связана с формированием и развитием собственных средств (капитала) банка. Сюда относится создание и увеличение уставного капитала, отчисления от прибыли в резервные и специальные фонды. Вторая группа пассивных операций представляет собой кредиты и займы, полученные банками, прежде всего - от других банков. Третью группу составляют операции по привлечению банками свободных финансовых ресурсов других лиц. Поэтому финансовые ресурсы банка в зависимости от источника их формирования, способа получения делятся на собственные, заемные и привлеченные средства (см. таблицу 11.1).

Таблица 11.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: