Становление и развитие российского федерализма

Особенности федерации в России

Федерализм в России находится в стадии становления. Обусловлено это тем, что у России нет собственного опыта подлинных федеративных отношений: большую часть сво­ей истории Россия де-юре (до 1918 г.) или де-факто (в со­ветский период) была унитарным государством. Тем не менее элементы федерализма в России были.

Идеи самоуправления закреплялись еще в Русской Прав­де, Новгородской и Псковской судных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., актах Петра I и т.п. В процессе расширения Российской империи входящие в состав России народы и территории (княжества, ханства, царства, губернии и пр.) сохраняли возможность самоуправ­ления и достаточно широкую степень автономии.

В конституционных проектах декабристов уже содер­жатся оформленные идеи и концепции федерации («рес­публика многонациональной федерации славянских и не­которых соседних государств Центральной и Южной Европы», «конституционная монархия, состоящая из феде­ративных территорий», и т.п.).

Обострение национальных отношений в России в конце XIX-начале XX вв. предопределяет расширение антиим­перского движения, появление различных платформ поли­тических партий и расширение идеи перехода к федерации с созданием областных и национальных автономий.

Пришедшие к власти в 1917 г. большевики к федерации относились отрицательно («...федерация вредна, федера­ция противоречит принципам социал-демократии в их при­менении к русской действительности...»), однако ход исто­рии достаточно быстро изменил их взгляды, и именно при советской власти (в 1918 г.) Россия впервые де-юре стала федеративным государством. Переход к федерализму рассматривался как единственный способ остановить распад бывшей Российской империи.

Российская федерация изначально носила не договорный или конституционно-договорный (как федерация СССР), а конституционный характер: федерация в России была про­возглашена, учреждена, а не явилась следствием доброволь­ного объединения различных территорий и народов. В янва­ре 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принимает Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая учредила Россию как федерацию советских нацио­нальных республик. Позднее федеративная форма террито­риального устройства закрепляется в Конституции 1918 г. и во всех последующих российских конституциях. Субъекта­ми федерации в советский период развития являлись только республики (в том числе автономные республики), хотя пре­дусматривалось наличие в составе федерации отдельных территорий (автономных областей, автономных округов) с особым национальным составом, бытом, традициями, кото­рые также принимали участие в работе федеральных орга­нов власти. Примечательно, что по Конституциям СССР 1937 и 1977 гг. автономные республики РСФСР имели не­посредственное фиксированное представительство в одной из палат – Совете национальностей Верховного Совета СССР. Таким образом, представители большей части состав­ных частей РСФСР (краев и областей) от участия в решении общефедеральных вопросов были отстранены. Количество, состав, названия автономных республик России неоднократ­но (нередко произвольно) изменялись.

Начало 90-х гг. XX в. отмечено в истории российского федерализма как так называемый «парад суверенитетов». В Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. подтверждена необходимость существенного расширения прав автономных республик. В 1991 г. четыре из пяти авто­номных областей (Адыгейская, Горно-Алтайская, Карача­ево-Черкесская и Хакасская), входившие в состав краев, провозгласили себя республиками; Еврейская автономная область, сохранив свое наименование, вышла из состава Хабаровского края; Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области; появились проек­ты образования новых республик на основе некоторых кра­ев, областей (Уральской, Дальневосточной и др.).

После распада СССР в 1991 г. стал реальным и распад Российской Федерации. В значительной степени его пре­дотвратил Федеративный договор 1992 г. Данный Договор представлял собой фактически синтез трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и группами субъектов федерации: во-первых, республиками; во-вторых, краями, областями, городами федерального значения; в-третьих, автономной областью и автономными округами. Федеративный договор вошел как составная часть в Конституцию РФ 1978 г., что предопределило его юридическую силу, значение и место в правовой системе государства. Однако Федеративный дого­вор не мог разрешить все негативные тенденции в россий­ских внутрифедеративных отношениях прежде всего пото­му, что закреплял неравноправие различных субъектов федерации, а это не могло удовлетворить представителей большей части субъектов – краев и областей. Кроме того, Договор подписали не все регионы, в частности, Татар­стан, Чечено-Ингушская Республика, многие субъекты РФ подписали его с оговорками. В настоящее время Федера­тивный договор юридически не отменен, упоминания о нем содержатся в действующей Конституции РФ, однако его значение и место в правовой системе принципиально изменились: в соответствии с ч. 1 разд. 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ положения До­говора действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, большая часть положений Федера­тивного договора сегодня фактически не действует, и этот Договор стал не столько действующим правовым актом, сколько историческим документом.

Дальнейшее развитие федеративных отношений в Рос­сии осуществляется на основе Конституции РФ 1993 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: