Этап ознакомления с новым языковым и речевым материалом.
Основная часть урока.
Организация начала урока, фонетической и речевой зарядки.
Исследовательские умения.
Умения культуры педагогического общения.
1. соблюдение этикетных норм общения, педагогического такта;
2. тип общения с преподавателями, учителями школы, сокурсниками, учащимися, умение адаптировать речь в зависимости от конкретных условий общения: новизна ситуации, недостаточная языковая подготовка и др. (авторитарность, демократичность, общение-дистанция, общение-заигрывание);
3. требовательность к себе, коллегам, учащимся;
4. точность и своевременность выполнения заданий.
1. умение осуществлять самоанализ, рефлексию;
2. умение анализировать уроки, внеклассные мероприятия, методы, приемы, используемые учителями и сокурсниками, оценивать их эффективность;
3. критически оценивать различные методические концепции, заложенные в УМК, учебно-методические рекомендации, разработки и материалы;
|
|
4. проводить научно-исследовательскую работу по избранной теме или проблеме: экспериментирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование, опытную работу, обобщение опыта работы учителей и т.д.
в) Оценка поэтапного проведения урока ИЯ студентом-практикантом.
- Готов ли класс к занятиям?
- Когда и как учитель ознакомил учащихся с основными задачами урока?
- В какой форме проводилась речевая или фонетическая зарядка, какова их цель и связь с последующими этапами урока?
- Использовалась ли наглядность при проведении зарядки?
- Какой характер носила зарядка: управляемый или самостоятельный?
- Сколько новых звуков, звукосочетаний, букв, слов, словосочетаний (ЛЕ), грамматических явлений, модельных фраз вводилось на уроке (много, мало)?
- Правильно ли были выбраны способы семантизации на данном уроке (контекст, наглядность, синонимы, антонимы, перевод, конкретная ситуация)?
- Как учитель проверял понимание учащимися нового учебного материала (показ предмета по картинке, выполнение действия, вопросы, перевод)?
- Какие виды наглядности использовались на уроке (предметы, муляжи, аппликации для фланелеграфа, картины, аудио и видео материалы)?
- Как учитель поддерживал внимание класса в целом и внимание отдельных учащихся?
- Как контролировалось усвоение нового материала: фонетики, лексики, грамматики? Употреблялись ли новые ЛЕ в разноструктурных предложениях?
- Создал ли учитель необходимую мотивацию для использования новых грамматических явлений, модельных фраз в речи? Какими способами /ситуации, раздаточный материал без языковых опор, картинки простые, ситуативные, серии картин, комплексные картинные таблицы, диафильмы, видеофильмы и др./?
|
|
- Была ли четкой и целенаправленной формулировка коммуникативных задач?
- Были ли трудности в усвоении нового материала? Какие пути их преодоления вы можете предложить?
- Какие режимы работы использовались при отработке нового материала?
- Была ли четкой и целенаправленной формулировка заданий к упражнениям?
- Этап применения.
а) Работа над развитием умений говорения в диалогической и монологической форме.
- Какие виды диалогов использовались на данном этапе урока /учебный, управляемый, по образцу, данному учителем, самостоятельный/?
- Использовались ли аудиовизуальные средства на данном этапе? С какой целью: для стимулирования начала диалога, для подсказки содержания диалога, для соблюдения логики изложения и т.д.?
- Как исправлялись допущенные ошибки?
- Какие виды монологических высказываний использовались на данном уроке /связное высказывание по схемам, микромонолог по образцу, по ситуации, по теме, передача своими словами прослушанного или прочитанного текста и др./?
- Были ли на данном уроке самостоятельные высказывания учащихся /по новой картине, по ситуации, по теме, передача своими словами прослушанного или прочитанного текста/?
- Уделял ли учитель внимание правильности фонетической стороны речи учащихся /интонация, логическое ударение ритм и т.д./?
- Как учитель поддерживал интерес учащихся на данном этапе?
б) Работа над развитием умений аудирования.
- Как предъявлялся аудиоматериал на уроке (речь учителя, звукозапись)?
- Были ли даны предваряющие задания, какие?
- Что выяснял учитель в ходе контроля: точность понимания всего текста или понимание общего содержания прослушанного?
- Испытывали ли учащиеся трудности при аудировании? Почему?
- Какие пути преодоления возникших трудностей вы можете предложить?
в) Работа над развитием умений чтения.
- Четко ли была определена целевая установка для чтения?
- На каком материале отрабатывалась техника чтения вслух (на основе образца, самостоятельное чтение разноструктурных моделей, по аналогии, на основе звукобуквенного анализа, методом целых слов и предложений, чтение тематических текстов и др.)?
- Каково соотношение индивидуального и хорового чтения на уроке?
- Как исправлялись ошибки в чтении?
- Какие упражнения выбрал учитель для проверки понимания прочитанного, их методическая целесообразность?
г) Работа над развитием умений письма.
- Использовалось ли письмо на уроке как средство обучения или велась работа над развитием письма как целевого умения?
- Каково соотношение письменных и устных форм работы на уроке?
- Велась ли работа над обучением технике письма: каллиграфии, графике, орфографии?
- Велась ли работа над обучением письму; над какими видами письменных работ (диктант, изложение, сочинение, заполнение анкет и формуляров, написание письма, составление плана, выписывание цитат из текста и т.д.)?
- Как осуществлялся контроль письменных заданий? Проводилась ли работа над ошибками?
д) Работа над страноведческим и лингвострановедческим материалом.
- Страноведческая направленность урока: каков объем страноведческого и лингвострановедческого материала на уроке?
- При работе над какими видами речевой деятельности используется страноведческий и лингвострановедческий материал?
- Используется ли на уроке лингвострановедческий комментарий, какие его виды /предтекстовый, послетекстовый и т.д./ и на каком языке /родном, иностранном/?
- Используется ли на уроке лингвострановедческий справочник, словарь?