Субъекты аграрной политики

Продовольственная безопасность

Цели и задачи аграрной политики

Субъекты аграрной политики

Тема 5. Субъекты и цели аграрной политики

Субъекты аграрной политики условно подразделяются на три группы: государство в лице Министерства сельского хозяйства и других связанных государственных органов, негосударственные субъекты в лице сельскохозяйственных производственных формирований, а также различных политических и общественных организаций, и надгосударственные субъекты в лице международных организаций и объединений, занимающихся вопросами сельского хозяйства.

Государственное регулирование аграрного сектора представляет собой систему рычагов и стимулов, с помощью которых государство обеспечивает устойчивое развитие агропромышленного производства. Сфера и границы этого регулирования должны, с одной стороны, определяться национальными интересами, с другой, не входить в противоречие с условиями рыночной конкуренции.

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан является центральным органом государственного управления сельским хозяйством республики. В рамках проводимой государственной аграрной политики оно разрабатывает государственные программы развития сельского хозяйства, осуществляет подготовку законодательных и нормативных документов по аграрным вопросам, содействует разгосударствлению, приватизации сельскохозяйственной собственности и постприватизационному развитию новых агроформирований, координирует работу по техническому и энергетическому оснащению села, химизации и мелиорации, содействует внедрению в производство достижений науки и техники, определяет приоритетные направления сельскохозяйственных научных исследований, содействует в организации подготовки кадров, осуществляет государственный контроль за качеством продукции и т.д. На местах решения Министерства реализуют областные и районные управления сельского хозяйства, государственные акционерные компании и иные формирования.

Государственное регулирование отраслей агропромышленного комплекса имеет количественные и временные границы. Количественные границы определяются возможностями государственного бюджета, финансовыми ресурсами самих сельских товаропроизводителей, количеством и возможностями иностранных инвесторов, заинтересованных во вложении своего капитала в наше сельское хозяйство. Временные рамки определяют имеющиеся и возможные в будущем ресурсы, объемы которых могут значительно колебаться. Поэтому необходимо принимать во внимание, что чем долгосрочнее программа, тем ниже коэффициент ее реализации.

При структурировании функций государства возможно использование основных функций менеджмента, или управления фирмой: планирование, организация, мотивация и контроль. Государственное регулирование должно начаться с определения направлений, форм и методов регулирования, планирования и прогнозирования их реализации. Вторая функция – организация, то есть определение и формирование исполнителей, различных институциональных структур и распределение между ними общих задач. Третья функция – мотивация, то есть государство должно выработать систему экономических и политических стимулов, чтобы заставить исполнителей действовать в заданном направлении. Сюда относятся вопросы ценообразования, налогообложения, финансирования, кредитования, страхования, социального развития. В условиях рыночной экономики наиболее действенным является именно экономический стимул. И последняя, четвертая функция государства – контроль, который включает предварительную регламентацию деятельности субъектов аграрного рынка путем формирования законов, постановлений и других официальных документов, сравнение достигнутого состояния экономики с запланированными показателями, внесение поправок в экономическую политику. К этой функции также относится контроль за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, за качеством продовольствия, осуществлением надзора за землеустройством, защитой растений и ветеринарным благополучием.

Основными задачами государственного регулирования агропромышленного производства в рамках аграрной политики являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства;

обеспечение продовольственной безопасности государства;

улучшение продовольственного обеспечения населения;

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями производства;

сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;

защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрный сектор экономики всегда являлся объектом регулирования государства. С начала 90-х годов с началом реформирования экономики государственными органами республики был выработан ряд законодательных актов для поддержки развития сельского хозяйства. Это Законы Казахской ССР «О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса Казахской ССР

Государственная поддержка отраслей АПК республики носит регулирующий характер и направлена на выравнивание межотраслевого диспаритета. Меры этой поддержки разделяются на имеющие общий характер и специальные. Меры общего характера – это, во-первых, финансирование следующих мероприятий:

диагностики, мониторинга и борьбы с особо опасными болезнями животных и растений;

лабораторного и фитосанитарного анализа подкарантинной продукции;

сортоиспытания сельскохозяйственных культур;

оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;

хранения зерна государственных резервов;

сохранения и развития информационной системы АПК;

проведения прикладных научных исследований;

во-вторых, льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей, отсрочки выплат бюджетных долгов.

Специальные меры, направленные на поддержку конкретных отраслей и производств носят возмездный характер и предназначены для финансово устойчивых хозяйствующих субъектов рынка. Это:

закуп зерна в государственные ресурсы;

кредитование лизинга сельскохозяйственной техники, кредитование местных бюджетов на проведение весенне-полевых и уборочных работ;

кредитование системы сельских кредитных товариществ;

привлечение внешних займов для кредитования отраслей АПК;

тарифная политика при регулировании экспортно-импортного режима.

Одной из важнейших функций государства в настоящее время является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие аграрной сферы. Определенная законодательная база в этом плане в республике создана. Так, в статье 18 Закона Республики Казахстан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указано, что для инвесторов, вкладывающих средства в развитие сельского хозяйства, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о государственной поддержке прямых инвестиций, может применяться следующая система льгот и преференций:

1) государственные натурные гранты;

2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 процентов основной ставки, а также на последующий период, до 5 лет, понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 процентов основной ставки;

3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов

прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса как важнейшей сферы экономики должно основываться на определенных специфических принципах. В экономической литературе определены следующие принципы:

- принцип рационального аграрного протекционизма;

- принцип программно-целевого регулирования и поддержки, предполагающий разработку обоснованных долгосрочных прогнозов;

- принцип гарантированной государственной поддержки устойчивого развития АПК;

- гибкий, дифференцированный подход в зависимости от форм собственности и эффективности хозяйствования и т.д.;

- принцип мотивационной направленности государственного регулирования и поддержки АПК;

- принцип максимально эффективного использования материальных и финансовых ресурсов государства и предпринимательских структур.

Таким образом, стабилизация и экономический рост аграрного сектора экономики невозможны без государственного регулирования. Однако необходимо ограничивать такое вмешательство в зависимости от экономической ситуации на рынке. Государственное регулирование не должно противоречить развитию рыночных отношений в агропромышленном комплексе, напротив, должно способствовать вхождению сельхозтоваропроизводителей в рыночную экономику. В настоящее время оно должно быть направлено на формирование эффективных субъектов рыночных отношений в лице предпринимателей, фермеров, рациональных хозяйственников, реальных собственников средств производства; на поддержание устойчивого предложения сельскохозяйственных товаров; на формирование устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье; на формирование и поддержку системы цен, обеспечивающих равновесие на аграрном рынке; на создание инфраструктуры АПК. Аграрная экономика должна активно регулироваться государством.

На формирование основных направлений аграрной политики большое влияние оказывают так называемые негосударственные субъекты. Первичные товаропроизводители (крестьянские (фермерские) хозяйства, товарищества, акционерные общества, производственные кооперативы) для реализации своих интересов могут создавать различные политические и хозяйственные формирования. Такими в Казахстане являются Ассоциация крестьянских хозяйств, Аграрная партия Казахстана, Зерновой Союз Казахстана и другие союзы и объединения.

Основные методы их воздействия на формирование аграрной политики – это лоббирование своих интересов через своих представителей в парламенте и правительстве, открытые выступления в средствах массовой информации, съезды и собрания с привлечением общественности и прочее.

К надгосударственным субъектам аграрной политики в рамках СНГ

относятся ЕврАзЭС, Таможенный союз. Большое влияние на формирование форм и методов аграрной политики оказывают ВТО и другие международные организации.

Определенное влияние на развитие рыночных отношений в аграрном секторе экономики республики оказывают такие организации, как Азиатский Банк Развития, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Американское Агентство по международному развитию (ЮСАИД), Международный Банк Реконструкции и Развития.

Надгосударственным субъектом аграрной политики в области регулирования земельных отношений и землеустройства является Межгосударственный Научный Проблемный Совет стран-участников СНГ. В задачи Совета входит анализ состояния и перспектив земельной политики, научного обеспечения земельных отношений, вопросов формирования земельного рынка, развития землеустройства, земельного кадастра, мониторинга земель, системы информационного обеспечения земельной реформы в современный период.

Достижение реальных целей аграрной политики возможно при взаимодействии всех ее субъектов и взаимоучете их интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: