Неценовые факторы спроса. Эффект дохода и эффект замещения

Эффект дохода и эффект замещения

Аргументы, объясняющие действие закона спроса

Поддержание сбалансированности спроса и предложения

Основное требование закона стоимости

1. Рынок функционирует в соответствии со своими объективными, не зави­сящими от воли людей законами — спроса и предложения, стоимости.

Сущность закона спроса и предложения состоит в том, что на рынке между спросом и предложением устанавливается динамическое равно­весие. Нарушать это равновесие волевым, административным путем без негативных последствий для экономики никому не удавалось.

2. Основное требование закона стоимости заключается в том, чтобы об­мен товаров осуществлялся на основе общественно необходимых затрат труда на их производство. Какие затраты общественно необходимы, а какие — нет, определяет только рынок в ходе взаимодействия на нем производителей и потребителей того или иного товара. Если покупатель на рынке купил данный товар по определенной цене, то, значит, он признал его полезность и, следовательно, признал не­обходимость определенного количества и качества труда, затраченно­го на производство данного товара. В таком случае товар приобрел сто­имость.

3. Рыночная экономика считается сбалансированной, если соблюдается равновесие:

Д Ч С = Т Ч Ц,

где:

Д – количество денег, находящихся в обращении;
С – скорость обращения этих денет;
Т – количество товаров, поступивших на рынок;
Ц – цены этих товаров.

Это равенство постоянно нарушается и постоянно восстанавливается за счет изменения его составляющих. Чаще всего таким корректирую­щим рычагом выступают цены. Это объясняется тем, что цены элас­тичнее других составляющих рынка.

ВОПРОС 11. Действие закона спроса.

Неценовые факторы спроса

1. Аргументы, объясняющие действие закона спроса:

• элементарные наблюдения (факты), которые подтверждают, что люди покупают больше дешевых товаров, чем аналогичных, но более дорогих;

принцип убывающей полезности, который гласит, что каждая последующая
единица товара приносит все меньше пользы для ее потребителя; однако
при снижении цены на данный товар желание приобрести его усиливается;

• эффект дохода и замещения.

2. Эффект дохода имеет место, когда снижается цена на определенный товар и покупатель имеет возможность купить его больше, не отказывая себе в прежнем потреблении других.

Эффект замещения имеет место, когда цена на товар снижается и покупа­тель имеет возможность приобрести его больше вместо аналогичных других.

3. К неценовым факторам относятся следующие:

экономические факторы — экономический строй общества, объем и струк­тура товарного предложения, денежные доходы населения, распреде­ление семей по уровням денежных доходов, уровень розничных цен и соотношение между ценами и различиями товаров, объем производ­ства в подсобных и личных фермерских хозяйствах;

социальные факторы — социальный строй общества, общественные фон­ды потребления, структура населения по профессии и его распределе­ние по месту жительства (в городах и сельской местности), уровень образования и культура населения, национальные, религиозные, мест­ные, традиционные, привычки;

демографические факторы — численность населения, прирост населе­ния, половозрастной состав, миграция;

природные — климат, количество осадков, рельеф местности;

эстетические факторы- внешний вид товаров, упаковка, вкусы по­требителей;

психологические — взгляды, традиционные привычки, предубеждения, характер людей, темпераменту численность населения, психология вос­приятия различных образов;

мода — временное господство вкусов в различных слоях общества (осо­бенно в одежде, обуви).

ВОПРОС 12. Влияние экономической среды на формирование

спроса

1. Что должен знать предприниматель, планируя свой выход на внешний рынок

2. Страны с экономикой натурального типа хозяйства

3. Страны-экспортеры сырья

4. Промышленно развивающиеся страны

5. Промышленно развитые страны

1. Планируя выход на внешний рынок, предприниматель должен изучить эко­номику интересующей его страны. Следует отметить, что привлекатель­ность страны в качестве экспортного рынка определяется двумя харак­теристиками, одна из которых — структура национального хозяйства. Хозяйственная структура данной страны определяет ее Потребности в товарах и услугах, уровень доходов различных слоев общества, заня­тость населения. Существующие страны могут быть классифицированы по четырем типам хозяйственных структур:

• страны с экономикой натурального типа хозяйствования;

• страны-экспортеры сырья;

• промышленно развитые страны;

• промышленно развивающиеся страны.

2. Страны с экономикой натурального типа хозяйства. В рамках данного типа, экономики практически все население занимается простейшим сель­скохозяйственным и ремесленным производством. Большую часть произ­веденного они потребляют сами, а остальное напрямую обменивают на простые товары и услуги. В этой экономике для, иностранного экспортера имеются весьма ограниченные возможности. Среди стран с подобной системой хозяйствования можно назвать Бангладеш и Эфиопию.

3. Страны-экспортеры сырья. Такие страны богаты одним или несколь­кими видами природных ресурсов, но обделены другими факторами производства. Большую часть средств они получают за счет экспорта своих ресурсов. Примером могут служить Чили (олово и медь), Заир (каучук) и Саудовская Аравия (нефть).

Подобные, страны являются хорошими рынками для сбыта оборудова­ния по добыче и первичной переработке сырья/инструментов, вспомо­гательных материалов, погрузочно-разгрузочного оборудования, грузо­вых автомобилей и других транспортных средств. В зависимости от численности постоянно проживающих в стране иностранцев и благосостояния местных элит они могут явиться также рынком для сбыта това­ров широкого потребления западного типа и предметов роскоши.

4. Промышленно развивающиеся страны. В рамках промышленно развивающейся экономики обрабатывающая промышленность дает от 10 до 20% валового национального продукта страны. Примером таких стран могут служить Египет, Филиппины, Индия, Бразилия. По мере развития об­рабатывающей промышленности такая страна все больше полагается на импорт текстильного сырья, стали и изделий тяжелого машинострое­ния и все меньше — на импорт готовых текстильных изделий, бумаж­ных товаров, автомобилей.

Индустриализация вызывает появление нового класса богачей и неболь­шого, но постоянно растущего среднего класса, которым требуются товары новых типов; причем часть потребностей можно удовлетворить только за счет импорта.

5. Промышленно развитые страны. Они являются основными экспортера­ми готовых промышленных изделий, торгуют ими между робой, а так­же вывозят их в другие страны с иными типами хозяйствования в об­мен на сырье и полуфабрикаты. Большой размах и многообразие производимых товаров и услуг делают промышленно развитые страны с их внушительным средним классом самым привлекательным рынком сбыта. К таким странам относят Соединенные Штаты Америки, страны Западной Европы, Японию, другие развитые страны мира.

ВОПРОС 13. Влияние характера распределения доходов в

стране на формирование спроса

Еще один важный показатель, влияющий на формирование спроса на данном рынке, — это характер распределения доводов в стране. На распре­делении доходов сказываются не только особенности хозяйственной струк­туры страны, но и особенности ее политической системы. С точки зрения характера распределения доходов маркетинг выделяет пять видов стран:

• страны с очень низким уровнем семейных доходов;

• страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов;

• страны с очень низким и очень высоким уровнями семейных доходов;

• страны с низким, средним и высоким уровнями семейных доходов;

• страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.

вопрос 14. Потребности как социально-экономическая

категория


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: