МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
НИКОЛАЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
“Утверждаю” проректор по учебной работе ___________________________ |
«___» _______ 2012 г. |
по дисциплине
«МАРКЕТИНГ»
для студентов отрясли знаний 0305 «Экономика и предпринимательство»
направления подготовки 6.030508 «Финансы и кредит»
6.030509 «Учет и аудит»
с учетом кредитно-модульной системы обучения
Кафедра экономики и предпринимательства
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры экономики и предпринимательства Протокол № 1 от «___» сентября 2012 г. Заведующий кафедры _____________ |
Разработчик, к.э.н. И.Н.Гончаров
2012 год
ВОПРОС 1 | Понятие о маркетинге как современной системе управления производством и реализацией товаров |
1. Понятие маркетинга 2. Четыре взгляда на маркетинг |
1. Слово маркетинг означает в переводе с английского языка активную работу, действие на рынке.
Маркетинг (по Котлеру) — вид человеческой деятельности по удовлетворению потребностей посредством обмена товарами.
Маркетинг – это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров с учетом рыночной ситуаций и изменения потребностей людей, с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей. Основной смысл маркетинга заключается в том, чтобы производить только то, что будет продаваться и покупаться, и не производить то, что не найдет своего покупателя.
2. Маркетинг следует рассматривать, как минимум, с четырех точек зрения:
• как идеологию современногобизнеса;
• как систему маркетинговых исследований;
• как управление маркетингом;
• как комплекс мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС).
При исследовании маркетинга с любой из этих точек зрения выявляются его две неразрывные стороны. Во-первых, это тщательное изучение рынка, спроса и потребностей, а во-вторых, — активное воздействие на рынок; на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Теория и практика маркетинга имеют в качестве основополагающего следующий тезис: "Производить то, что покупается, а не навязывать покупателям то, что хочется производить".
ВОПРОС 2 | Исторический очерк развития маркетинга в зарубежных странах |
1. Зарождение теории маркетинга 2. Дальнейшее развитие маркетинга |
1. Теория маркетинга зародилась в США на рубеже XIX и XX веков как реакция на обострение проблемы реализации товаров. Уже в начале ХХ века маркетинг выделился в особую дисциплину.
2. В дальнейшем ограниченная трактовка маркетинга как теории сбыта и рекламы стала преодолеваться. Значительную роль в этом сыграл кризис 1929 — 1933 годов, после чего маркетинг приобрел гораздо более комплексный характер.
Важным рубежом в истории маркетинга стали 50-е годы, когда его теория сомкнулась с теорией управления. Началось массовое использование маркетинга на практике, в частности, при коренной перестройке организационных структур крупных американских компаний ("Дженерал Электрик", "Дженерал Фудз", "Макдональдс", "Проктер энд Гембел", "Жилетт" и т. п.). Затем маркетинг получил широкое распространение в странах Западной Европы и Японии.
В 50 — 60-е года стратегия маркетинга исходила из изобилия сырьевых, энергетических и других природных ресурсов. В 70—80-е годы центральное место заняли проблемы издержек, экономии энергии, охраны окружающей среды.
ВОПРОС 3. | Принципы и цели маркетинга |
1. Принципы маркетинга 2.Качественные и количественные цели маркетинга |
1. Принципы маркетинга:
• удовлетворение рыночных потребностей;
• получение максимальной прибыли;
• объединение усилий различных подразделений фирмы единой целью;
• тщательный учет и рациональное использование ресурсов.
2. Цели маркетинга должны совпадать с целями фирмы, поднимать ее престиж и усиливать позиции на рынке.
Цели маркетинга базируются на его принципах. В маркетинге различают качественные и количественные цели.
К качественным целям относятся:
• положительное воздействие на занятость, рынок труда;
• поддержка образовательных, культурных и других программ;
• положительное влияние на хозяйственную конъюнктуру в своей стране и в экономике стран, импортирующих выпускаемую продукцию.
Количественные цели:
• увеличение объема прибыли;
• увеличение объема продаж в натуральных и денежных единицах;
• повышение производительности труда в расчете на одного работника;
• увеличение доли рынка.
ВОПРОС 4 | Задачи маркетинга |
1. Главная цель и задача предпринимательства 2. Основные задачи маркетинга. |
1. Главной целью и основной задачей предпринимателя, работающего в условиях рыночной экономики, является обеспечение прибыльности своего дела, рентабельности работы предприятия. В противном случае предпринимательством не стоит заниматься.
Но чтобы обеспечить рентабельность предприятия, нужно продавать свою продукцию с достаточной выгодой. А для этого нужно производить не то, что нравится или можно делать, а то, что найдет покупателя, готового заплатить соответствующую цену.
Таким образом, основной задачей предпринимателя является не то, чтобы продать уже произведенную продукцию, а то, чтобы произвести такую продукцию, которую будут покупать.
2. Практический маркетинг нацелен на решение следующих основных задач:
• обоснование необходимости производства той или иной продукции; соответствующая организация НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
• координация и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия;
• совершенствование методов реализации продукции;
• регулирование и перестройка всей деятельности фирмы.
ВОПРОС 5 | Виды маркетинга |
1. Факторы, по которым различают задачи маркетинга 2. Сводная таблица видов маркетинга в зависимости от состояния спроса 3. Виды маркетинга в зависимости от степени охвата рынка 4. Прочие виды маркетинга |
1. Задачи маркетинга различаются в зависимости от следующих факторов:
• сложившейся ситуации на рынке — в целом, в отдельных его секторах,
с точки, зрения его географического распределения и т. п.;
• динамики уровня спроса на тот или иной товар.
2. В зависимости от соотношения фактического и желаемого спроса выделяют следующие виды маркетинга:
Состояние спроса | Виды маркетинга и его задачи |
1. Большинство людей считают данный товар вредным, на рынке сложился “негативный” спрос на товар | 1. Конверсионный маркетинг. Устанавливает, почему покупатели испытывают неприязнь к товару и можно ли изменить это отношение путем переделки товара, снижения цен или более активного стимулирования сбыта. |
2. Отсутствие спроса | 2. Стимулирующий маркетинг. Создает спрос через увязку потребительских свойств товара с потребностями людей или через формирование условий для зарождения спроса. |
3. “Скрытый” спрос (спрос на несуществующие товары | 3. Развивающий маркетинг. Оценивает величину потенциального спроса и создает соответствующие спросу товары. |
4. Падающий спрос | 4. Ремаркетинг. Препятствует тенденции падения спроса путем изменения товарного предложения, улучшения обслуживания," активизации стимулирования спроса. |
5. “Нерегулярный” (колеблющийся) спрос | 5. Синхромаркетинг. Изыскивает способы сглаживания колебаний спроса с помощью гибких цен, системы скидок, стабильного товарного предложения. |
6. “Полноценный” спрос | 6. Поддерживающий маркетинг. Поддерживает существующий спрос. |
7. “Чрезмерный” спрос | 7. Демаркетинг. Снижает уровень спроса. |
8. “Нерациональный” спрос | 8. Антимаркетинг. Убеждает покупателя отказаться от вредных привычек путем антирекламы, повышения цен, ухудшения обслуживания. |
3. В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:
• микромаркетинг — имеет дело с маркетинговой деятельностью в рамках одной фирмы или по одной товарной группе;
• макромаркетинг - его предмет связан с деятельностью, охватывающей широкий ассортимент товаров и услуг, а также с деятельностью в рамках крупных отраслей, страны в целом или в глобальном масштабе.
4. Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:
• мерчендайзер - организация розничной торговли;
• бихейвиоризм - изучение покупательского поведения;
• консьюмеризм - изучение потребления у разных групп людей в количественном и качественном разрезах; разработка защиты прав потребителей.
ВОПРОС 6. Функции маркетинга