В налоговых и финансовых службах регионального уровня используются серверные сети и трехуровневая клиент-серверная модель обработки данных

Рис. 5. Схема информационных потоков между основными участниками бюджетного процесса

В бюджетной системе, которая функционально связана с налоговыми учреждениями решением задачи формирования доходной и расходной частей бюджета, основным инструментальным прикладным программным средством является программный комплекс «Бюджет», который обеспечивает информационные связи с Федеральным казначейством, налоговыми органами, банками, распорядителями кредитов, подчиненными финансовыми органами городов и районов и т. д. Программный комплекс «Бюджет» имеет единую БД и единый пользовательский интерфейс. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами представлена на рис. 6.

Рис. 6. Схема взаимодействия программного комплекса «Бюджет» с различными службами

Программный комплекс «Бюджет» охватывает следующие структурные подразделения финансового органа [22].

Бухгалтерия. Реализуются следующие функции:

· учет фактических доходов и расходов бюджета по первичным документам (выписки, платежные поручения, соглашения о взаимозачетах, акты налоговой инспекции, акты приема-передачи ценных бумаг и т. д.);

· работа с отчетами распорядителей кредитов (ведомость списания кассовых расходов);

· накопление информации подчиненных субъектов;

· взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

· автоматизированная обработка электронных выписок из банка;

· автоматизированное формирование бухгалтерской отчетности.

Бюджетный отдел. Реализуются следующие функции:

· работа с бюджетом и росписью бюджета;

· работа с реестром уведомлений;

· формирование уточненного плана и плана финансирования;

· формирование распоряжений на финансирование.

Отдел государственных расходов. Реализуются следующие функции:

· работа с планом доходов;

· изменение доходной части;

· проведение взаимозачетов;

· формирование прогнозов доходов и т.д.

Программный комплекс «Бюджет» построен по модульному принципу.

Одним из программных модулей комплекса является «Исполнение Бюджета», который позволяет решать следующие задачи [22]:

· осуществлять непосредственный контроль динамики поступления и расходования бюджетных средств;

· прогнозировать динамику поступления средств с цель осуществления планирования и корректировки ассигнований из бюджета;

· проводить наблюдения за движением средств, поступающих через банки в виде налогов в бюджет;

· осуществлять распределение доходов между федеральным бюджетом, бюджетами национально-государственных и административно-территориальных образований;

· осуществлять распределение доходов между бюджетополучателями, контроль поступления и расходования средств;

· передавать информацию о динамике поступлений доходов в федеральный и местные бюджеты из региона в вышестоящие подразделения финансовых органов и т. д.

Модуль «Налоговые зачеты» позволяет решать следующие задачи [22]:

· формирование налогового зачета;

· регистрация налогового зачета;

· проведение погашенных налоговых зачетов;

· формирование визуальных и печатных форм по налоговым зачетам.

В ходе проектирования федерального бюджета работники Министерства финансов РФ используют автоматизированную информационную систему «Финансы», которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах.

АИС «Финансы» является территориально распределенной системой и обслуживает информационные потребности не только Министерства финансов, но и Федерального казначейства. АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.

АИС «Финансы» включает в себя ряд функциональных подсистем (рис. 7).

Рис. 7. Функциональные подсистемы АИС «Финансы»

Подсистема «Бюджетный процесс» позволяет решать следующие задачи:

· планирование и прогнозирование показателей по статьям бюджета на предстоящий год;

· подготовку бюджетных статей к рассмотрению и утверждению;

· отслеживание выполнения бюджетных показателей;

· формирование отчетных регистров об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год.

Подсистема «Доходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

· автоматизация расчетов планируемых и прогнозируемых показателей доходной части бюджетов на всех уровнях управления;

· бухгалтерский учет доходов с выявлением возможных возвратов и зачетов переплат налогов в бюджет;

· формирование отчетов о кассовом исполнении бюджетов и др.

Подсистема «Расходная часть бюджета» позволяет решать следующие задачи:

· автоматизация исполнения федерального бюджета;

· распределение в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

· создание в среде АИС «Финансы» реальных условий для осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию и соблюдения лимитов наличности, которые устанавливаются для каждого бюджетополучателя.

Подсистема «Государственное кредитование» позволяет решать следующие задачи:

· автоматизация планирования государственного долга и учета операций по его погашению;

· информационное обеспечение эмиссии ценных бумаг;

· информационное обеспечение разработки валютно-кредитной политики и кредитных отношений с иностранными государствами и т. п.

Подсистема «Финансовый контроль бюджета» позволяет решать следующие задачи:

· автоматизация процессов информационно-аналитической экспертизы и оценки решений в области финансово-бюджетной деятельности;

· автоматизация контроля расходования рублевых и валютных финансовых ресурсов;

· автоматизация проверки соблюдения финансовой дисциплины,

· выявления причин возможных отклонений.

Подсистема «Финансирование отраслей народного хозяйства» позволяет решать следующие задачи:

· автоматизация планирования финансовых показателей на следующий бюджетный период;

· автоматизация учета выделенных средств по отраслям народного хозяйства.

На уровне Министерства финансов АИС «Финансы» охватывает следующие задачи [22]:

· расчет вариантов проекта бюджета;

· учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета;

· свод проекта расходов на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств;

· расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку;

· учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку;

· свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации;

· расчет выплаты ежемесячных пособий на детей по регионам;

· свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств;

· ведение реестра ценных бумаг;

· обработка и анализ статистической информации по промышленности, анализ финансового состояния промышленности;

· обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту;

· обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу;

· обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательству;

· обработка и анализ информации по торговым предприятиям и организациям;

· свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

· анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;

· учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам;

· ведение реестра владельцев крупных ценных бумаг;

· ведение реестра архивных дел;

· ведение реестра инвестиционных институтов.

На уровне территориальных финансовых органов реализуются [22]:

· автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета»);

· автоматизированная система финансовых расчетов (АИС «Финансы»);

· формирование сводных годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании;

· программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг»;

· автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования.

В рамках территориальных органов федерального казначейства:

· проводится анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье «Неналоговые доходы»;

· реализуется комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения федерального бюджета»;

· финансируются расходы федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства;

· реализуется автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК).

АИС «Финансы» обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах. Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств.

В результате создания и внедрения АИС «Финансы» достигаются:

· сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации;

· повышение оперативности обработки информации;

· повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и контроля их получения и использования;

· повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами;

· повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета;

· углубленный анализ динамики расходных и доходных статей бюджета;

· оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета.

Процесс планирования и исполнения территориального бюджета состоит из тех же этапов, что и процесс планирования и исполнения федерального бюджета [22].

В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации внедрены и эксплуатируются автоматизированные информационные системы. Примером подобной АИС является «Автоматизированная система составления и исполнения бюджета» (АССИБ).

Принципы построения автоматизированной системы управления:

· интеграция разрозненных информационных потоков и функций управления в единую систему;

· создание комплекса принципиально новых функций стратегического и оперативного управления бюджетным процессом в муниципальном образовании;

· обеспечение планирования и прогнозирования резервов доходов и расходов бюджета;

· переход от интуитивного к аналитическому управлению развитием муниципальных образований.

Автоматизированная информационная система управления бюджетом муниципального образования может состоять из следующих функциональных подсистем [22]:

· планирование, прогнозирование доходной части бюджета МО;

· распределение расходной части бюджета МО;

· формирование сводных документов МО по бюджету и их анализ;

· управление дефицитом, резервами и бюджетом развития МО;

· оперативное управление программами развития экономики на территории МО;

· расчет и анализ показателей социального и экономического развития МО;

· регулирование децентрализованных бюджетов поселков и сел на территории МО;

· оперативное управление в условиях кризисов и чрезвычайных ситуаций на территории МО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: