Товары | Еди-ницы изме- рения | Базисный период | Отчетный период | |||||
цена за едини- цу в августе (р0), тыс. руб. | количе- ство реали- зован- ных товаров в авгу- сте (q0), тыс. руб. | общая стои- мость реали- зован- ных товаров в про- шлом месяце- ав- густе (р0q0), (гр.1х гр.2.), тыс. руб. | цена за едини- цу в сентяб- ре (р1), тыс. руб. | количе- ство реали- зован- ных товаров в сен- тябре (q1), тыс. руб. | общая стои- мость реали- зован- ных товаров в от- четном месяце- сен- тябре (q1 р1) (гр.4х гр.5.), тыс. руб. | общая стои- мость реализо- ванных товаров в отчет- ном ме- сяце - сентябре в базис- ных це- нах (р1q1) (гр.1х гр.5), тыс. руб. | ||
А | Б | |||||||
Яблоки | ц | 2,5 | 20,0 | 50,0 | 2,0 | 25,0 | 50,0 | 62,5 |
Капуста | т | 6,0 | 420,0 | 2520,0 | 5,0 | 600,0 | 3000,0 | 3600,0 |
Мясо | ц | 8,0 | 10,0 | 80,0 | 7,5 | 12,0 | 90,0 | 96,0 |
Итого | 2650,0 | 3140,0 | 3758,5 |
Для решения этой задачи рассчитаем агрегатный индекс физического объема товарооборота.
|
|
Из примера ясно, что непосредственно складывать количество проданных товаров нельзя и поэтому необходимо измерить количество каждого товара в денежной оценке, то есть определить стоимость проданных яблок, капусты и мяса.
Всё реализованные товары в обоих периодах должны быть выражены в одинаковых (сопоставимых) ценах базисного периода. Это необходимо, чтобы исключить влияние ценового фактора, т.е. влияние цен.
Формула, по которой вычисляется индекс физического объема, имеет вид:
где q — индексируемая величина; р — веса индекса.
Числитель этого индекса — товарооборот отчетного периода (сентября) по ценам прошлого периода (августа), а знаменатель - товарооборот прошлого базисного периода (августа).
Разность между числителем и знаменателем этого индекса (∑ q1p0 - ∑ q0p0) показывает абсолютное изменение стоимостного объема товарооборота за счет увеличения количества реализованных товаров.
Определяем индекс физического объема:
Полученный индекс показывает, что физический объем товарооборота в отчетном периоде (сентябре) увеличился по сравнению с базисным периодом (августом) на 41,6%, или прирост товарооборота за счет увеличения количества реализованных товаров составил в абсолютной сумме 1108,5 тыс. руб. (3758,5 - 2650,0).
Теперь определим влияние второго фактора - изменение цен - на общий стоимостной объем товарооборота. Для решения этой задачи исключаем влияние изменений количества проданного товара. В этом случае мы должны взять одинаковое количество реализованных товаров за два сравниваемых месяца, но можно взять веса либо отчетного (q1), либо базисного (q0) периодов.
|
|
Правильным будет, если при исчислении агрегатного индекса цен в качестве весов взять количество реализованных товаров отчетного периода, так как индекс цен с весами текущего периода используется в отношении тех товаров, которые реализуются в отчетном периоде.
Назначение индекса цен заключается в том, чтобы показать отношение не прошлого к настоящему, а настоящего к прошлому. Поэтому индекс цен должен показывать, как изменялись цены в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Для этого нужно найти отношение фактической выручки за товары в сентябре к той сумме, которую выручили бы за них, если бы продавали по ценам августа.
Индекс цен рассчитывается по следующей формуле:
В этом индексе индексируемой величиной будут цены (р), а весами - количество реализованных товаров в отчетном периоде (q1)
Индекс цен в этом случае будет равен:
Индекс показывает общее снижение цен по трем товарам на 16,5% (100-83,5).
Индекс цен позволяет определить и абсолютную величину экономии, полученной населением от снижения цен, как разность между знаменателем и числителем индекса цен (∑ p0q1 - ∑ p1q1).
В нашем примере экономия составит 618,5 тыс. руб. (3140,0 - 3758,5).
Отсюда можно сделать вывод, что население уплатило в сентябре за все три товара 3140,0 тыс. руб., а если бы цены не изменились и остались бы на уровне прошлого периода (августа), то за это же количество оно уплатило бы 3758,5 тыс. руб.
Итак, общий прирост стоимостного объема товарооборота Ipq в сентябре по сравнению с августом в сумме 490,0 тыс. руб. сложился под влиянием двух факторов: за счет увеличения физического объема товарооборота, т.е. количества реализованных товаров, на сумму 1108,5 тыс. руб., а за счет снижения цен он сократился на 618,5 тыс. руб.
В статистике более употребительным является индекс цен с весами текущего периода, вследствие того, что экономический смысл имеет выявление изменения цен на товары, реализованные в текущем периоде, а не те товары, которые были проданы в прошлом периоде.