Лекция 2. Отечественный и зарубежный опыт

Резюме

В области качества на базовых уровнях пирамиды качества

Формы общественного признания достижений

Рис. 4. Пирамида качества

Таким образом, в организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности организации. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества (рис. 4), отображающей влияние качества на общество в целом.

Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. На сегодняшний день формы общественного признания достижений в области качества хорошо известны (табл. 1).

Таблица 1

  № Уровень иерархии Объект управления Компоненты объекта управления Базовый механизм управления качеством Форма общественного признания
  Качество продукции Готовая продукция Ø Качество изделия Ø Качество сервиса Контроль соответствия Сертификат соответствия на продукцию
  Качество деятельности (производства) Производство Ø Качество оборудования Ø Качество технологии Ø Качество производственных процессов Ø Качество условий труда Ø Качество (квалификация) рабочего Система качества Сертификат соответствия на систему качества
  Качество фирмы (организации) Фирма Ø Качество системы управления Ø Качество оснащенности фирмы Ø Качество руководителей Ø Качество персонала Всеобщее управления качеством (TQM) Премии качества
  Всеобщее качество (качество общества) Общество Ø Качество культуры Ø Качество политико-правовой системы Ø Качество экономической системы Ø Качество информации Ø Качество науки и техники Ø Качество жизни - -

Реалии современного рынка таковы, что ценовая конкуренция все чаще уступает место неценовой конкуренции и одному из ее видов - конкуренции качества. Основу конкурентоспособности сегодня составляет не просто высокое, но еще и стабильное качество продукции (услуг).

Под качеством продукции понимают совокупность характеристик, присущих продукции, системе, процессу выполнять требования заказчика и других заинтересованных сторон.

До возникновения промышленного производства продукция создавалась отдельными лицами или небольшими группами часто в рамках одной семьи. Ремесленники-одиночки осуществляли все функции управления качеством как административные, так и технические. Они знали запросы потребителей, планировали их удовлетворение, определяли ассортимент.

По мере роста промышленности, усложнения техники и организационных форм стало возрастать и значение проблемы качества. Управленческую деятельность в сфере планирования, контроля и использования пришлось разделить между несколькими лицами, хотя владелец и сохранял контроль над ключевыми решениями, такими как установление качественных норм, оценка результатов и проведение важнейших мероприятий.

Появление крупных предприятий привело к возникновению технических специалистов, что позволило решить затруднения технического порядка, однако оказалось невозможным преодолеть трудности в области управления качеством, вызванные разрозненностью операций по управлению качеством. Вместо разработки единой системы планирования и контроля в рамках всего предприятия, каждый отдел преследовал свои цели и устанавливал свою систему контроля, была нарушена координация между различными подразделениями, и постоянно возникали взаимные трения. Вместо удовлетворения требований потребителей происходило усиление контроля, однако, его единственной задачей было выявление брака. Необходимо же предупреждать брак, проводить анализ причин его появления, а значит управлять качеством.

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих, будь то 100 %-ный или выборочный контроль. Качество продукта после того, как завершен процесс производства, не может быть изменено в результате контроля так же, как качество и надежность продукции не могут быть повышены лишь путем выбраковки некачественных изделий.

Управление качеством имеет дело со всей системой производства. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он ни возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества. Управление качеством продукции означает действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Процесс управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам - поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества.

Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия, и руководство предприятия принимает необходимые решения.

Заключительный этап в управлении качеством - реализация мероприятий, которые направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса.

После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и цикл управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.

После этого поставщик получает информацию с рынка или от заказчика о качестве поставленной продукции.

Таким образом, управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят:

Ø взаимодействие с внешней средой,

Ø политика и планирование качества,

Ø обучение и мотивация персонала,

Ø организация работы по качеству,

Ø контроль качества,

Ø информация о качестве,

Ø разработка мероприятий,

Ø принятие решений и реализация мероприятий.

Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Постоянное усложнение выпускаемой продукции и производственных процессов в современных организациях обусловило необходимость построения специальной системы для управления качеством - системы качества, представляющей собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Вопросы самоконтроля

1. Что называется качеством?

2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качество»?

3. Что представляет собой качество продукции?

4. Какие причины обуславливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции?

5. Назовите этапы процесса «создания качества».

6. В чем заключается значение управления качеством на современном уровне?

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: