В ресурсах

Методы и методики определения потребности

Предприятия ресурсами

Целью анализа качества снабжения предприятия ресурсами является поиск резервов улучшения закупочной деятельности предприятии за счет:

- снижения затрат на приобретение и доставку ресурсов;

- повышения равномерности и ритмичности снабжения ресурсами;

- устранения случаев простоя предприятия в связи с недопоставкой необходимых ему ресурсов;

- предъявления поставщикам ресурсов обоснованных претензий по качеству поставок ресурсов;

- установление хозяйственных отношений с наиболее надежными поставщиками ресурсов;

- своевременное реагирование на изменения потребностей рынка

и др.

Важными показателями качества снабжения предприятия ресурсами являются равномерность и ритмичность снабжения.

Равномерность снабжения – поступление продукции потребителю одинаковыми по размеру партиями через равные промежутки времени.

Ритмичность снабжения – поступление продукции потребителю в согласованных по размеру партиях и в сроки, оговоренные в договоре купли-продажи.

2.3.3. Определение потребности предприятия в ресурсах

Под потребностью в МР понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.

Существуют три вида закупки:

(1) прямая постоянная закупка - приобретаемое изделие закупается неоднократно;

(2) модифицированная постоянная закупка – изделие было модифицировано или оно отсутствует там, где его закупали раньше

(3) закупка с новой задачей – изделие либо полностью изменено, либо требуется новое изделие; здесь необходимо знать технические характеристики данного изделия.

Для определения потребности в МР в логистике чаще всего используются три метода (рис.2.4):

(1) детерминированный – для расчета вторичной потребности в МР при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;

(2) стохастический – для расчёта ожидаемой потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;

(3) эвристический – для расчета потребности на основе опыта работников.

Рис.2.4. Методы и методики определения потребности в ресурсах

Наиболее распространенной методикой определения потребности в МР является календарный метод планирования MRP –систем.

Методика планирования материальных потребностей (Material Requirements Planning - MRP). Ее применяют при зависимом спросе, т.е. спросе, который зависит от спроса на специфическую ГП. Исходными данными для расчета являются:

- производственный график (что должно быть сделано и когда);

- спецификация (ведомость применяемых материалов);

- данные о наличии материалов на складе предприятия;

- количество материалов в заявке на их поставку;

- период времени, необходимый на получение ресурсов.

Процедура определения потребности в обобщенном виде представлена на рис.2.5.

Рис.2.5. Определение потребности в обобщенном виде

(обобщенная процедура MRP)

2.3.4. Задача «сделать или купить»

( MOB – Make or Buy )

После определения потребности в материальных ресурсах и прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим.

Для принятия такого решения необходимо сопоставить затраты на закупку и на собственное производство по каждому виду МР и достижимый уровень качества.

В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика. Необходимо также учесть затраты на оформление заказа, транспортировку, страхование и упаковку, складирование, обработку (переработку, сортировку и т.п.), оплату персонала, связанного с закупками. Затраты на собственное производство состоят из стоимости сырья, энергии, рабочей силы, хранения и накладных расходов.

Если подходить к решению этой проблемы комплексно, то задачу следует сформулировать в виде трех вопросов:

(1) Исходя из общей стратегии организации, какую цель она должна ставить перед собой при решении дилеммы «сделать или купить»?

(2) На какие дополнительные затраты может пойти фирма при закупках извне (в процентах от стоимости готовой продукции или услуги)?

(3) При прочих равных условиях, выгодны ли закупки товара или услуги на стороне?

2.3.5. Определение метода закупок ресурсов

Выбор метода закупок ресурсов зависит от значительного количества факторов. Однако среди них можно выделить два основных:

(1) объем партии закупаемых ресурсов;

(2) периодичность закупки ресурсов (рис.2.6).

Данные на рис.2.6 позволяют выделить пять основных методов закупок ресурсов:

Закупка ресурсов одной партией предполагает поставку ресурсов крупной партией за один раз.

Закупка ресурсов мелкими фиксированными партиями предусматривает договоренность между поставщиком и потребителем на поставку определенного количества ресурсов несколькими партиями в определенном промежутке времени.

Рис.2.6. Основные методы закупок ресурсов

Закупка ресурсов по котировочным ведомостям обычно практикуется для поддержания конкуренции среди поставщиков и снижения цен на ресурсы.

Закупка ресурсов по мере необходимости состоит в следующем. Выбрав поставщика и получив от него согласие на поставку необходимых ресурсов, предприятие направляет ему заказ на поставку данных ресурсов, в котором указывается, что заказанный объем поставок является приблизительным в течение определенного интервала времени.

Закупка ресурсов с заказом на поставку применяется главным образом для получения ресурсов, используемых потребителями нечасто, когда нет возможности получать их по мере необходимости.

2.3.6. Определение количества прямых и эшелонированных каналов концентрации ресурсов

Доведение ресурсов до конечных потребителей осуществляется с помощью торговых и логистических посредников, образующих каналы концентрации (распределения) и движения ресурсов. Различают прямые, эшелонированные и смешанные каналы концентрации (распределения) ресурсов.

Прямые каналы связаны с перемещением продукции и услуг без участия посреднических организаций. Они обычно используются поставщиками и потребителями, которые действуют на ограниченных рынках.

Эшелонированные каналы связаны с перемещением продукции и услуг от изготовителя к торговым посредникам, а от них – к потребителю.

Смешанные каналы имеют характерные черты прямых и эшелонированных каналов концентрации ресурсов.

2.3.7. Выбор поставщиков ресурсов

Одной из основных в закупочной логистике является проблема выбора поставщика.

Алгоритм выбора поставщика можно укрупненно представить в виде блок-схемы (рис.2.8).

Анализ поставщиков конкретного вида (ассортимента) МР и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определенным набором критериев. К числу важнейших критериев выбора поставщика относятся:

(1) качество поставляемых МР и качество обслуживания;

(2) надежность поставок;

(3) финансовые условия;

(4) возможности (способности) удовлетворять определенным требованиям фирмы-производителя;

(5) географическое расположение (дислокация) поставщика;

(6) сопутствующие сервисные услуги и др.

Качество поставляемых МР должно удовлетворять требованиям соответствующих стандартов, технических регламентов, которые заранее оговорены в договорах на поставку и отражены, как правило, в сертификатах.

Надежность поставщика определяет его способность удовлетворять в течение длительного промежутка времени (иногда сравнимым с жизненным циклом ГП) требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР.

Рис. 2.7. Алгоритм выбора поставщика МР

Следующую группу критериев оценки поставщика составляют финансовые условия: цена поставляемых МР; способность поставщика предоставлять рассрочку платежа; поставка МР в кредит; ценовые скидки, например, кумулятивные скидки (бонусы) за многократные заказы МР у одного и того же поставщика.

Большое значение при выборе поставщика имеют его возможности или способности удовлетворять определенным требованиям потребителей. Сюда относятся производственные мощности, используемое технологическое оборудование, складская система и дистрибуционная сеть поставщика, наличие возможностей доставки МР в больших количествах, уровень организации и контроля за поставками и т.п.

Расстановка приоритетов при выборе поставщика зависит от большого числа факторов и, прежде всего, от маркетинговой и логистической стратегий фирмы-производителя. Укрупненно все критерии можно свести к трем основным: цена, качество, сервис (надежность) поставок МР.

2.3.8. Размещение и отсылка заказа на закупку

Анализ и выбор поставщика ведут к размещению заказа. Размещение заказа на закупку предусматривает заполнение формы заказа. Условия, включаемые в заказ на закупку, регулируют отношения между покупателем и поставщиком.

Заказ на закупку – это часть юридического контракта между потребителем и поставщиком.

Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской почтой.

2.3.9. Контроль выполнения и экспедирование заказа

После того как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и (или) ускорять выполнение заказа.

Контроль выполнения заказа – стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязанности по срокам доставки.

Экспедирование заказа – это своего рода давление на поставщика, с тем чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил его доставку в случае отставания от графика. Если поставщик не способен выполнить условия соглашения, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем.

2.3.10. Получение и проверка товаров

Важное значение имеют приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.

Основными целями функции получения и контроля товара являются:

· гарантия получения заказа;

· проверка качества;

· подтверждение получения заказанного количества

товара;

· отправка товара в его следующее место назначения – на склад, в отдел контроля или отдел использования;

· оформление документации на получение и регистрацию

товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: