Тема 8. Финансы предприятий

Тема 7. Кредитно- банковская система Российской Федерации

Методы стабилизации инфляции

Важнейшими формами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и конкретная денежная реформа. В каждой стране обязательно проводят антиинфля­ционную политику, используя при этом прямые и косвенные ме­тоды.

Прямые методы включают, во-первых, прямое регулирование государством финансовых процессов и воздействие на количе­ство денежной массы, во-вторых, государственное регулирование цен на товары и услуги, в-третьих, совместное с профсоюзами го­сударственное регулирование зарплаты, в-четвертых, государ­ственное воздействие на процессы внешнеэкономических отно­шений, что затрагивает внешнюю торговлю, ввоз и вывоз капитала, воздействие на валютный курс национальной валюты.

Косвенные методы связаны с регулированием денежной мас­сы на основе деятельности центральных и коммерческих банков страны: регулирование ЦБ учетной ставки КБ, воздействие на процессы рефинансирования последних, определение ЦБ обяза­тельных резервов КБ, операции ЦБ на валютном и открытом рынке ценных бумаг.

Тесты для самоконтроля:

1) Бюджетную классификацию следует определить как:

1. бюджетную политику;

2. процесс формирования бюджетов субъектов РФ;

3. группировку доходов и расходов бюджета;

4. контрольную функцию Министерства финансов.

2) К классификации доходов бюджетов РФ следует отнести:

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

1. чистую прибыль коммерческих предприятий;

2. золотовалютные резервы Центрального банка;

3. проценты, полученные банками за предоставление кредитов юридическим лицам.

3) Сокращение расходных статей бюджета на финансирование материального производства называется:

1. дефицитом;

2. профицитом;

3. секвестром;

4. стабилизацией.

4) К собственным доходам бюджетов территорий относятся:

дотации;

1. кредиты федерального бюджета;

2. закрепленные за территорией доли конкретных федеральных налогов;

3. трансферты из фонда финансовой поддержки регионов.

5) Экономическая классификация расходов бюджета включает одну из следующих позиций:

1. строительство производственных объектов;

2. кредиты международных финансовых организаций;

3. безвозмездные перечисления в бюджет;

4. внешний долг РФ.

Вопросы:

1. Развитие кредитно-банковской системы в РФ

Особенности становления и развития кредитно - банковской системы в РФ
История кредитно банковской системы прошла несколько этапов формирования. Структура кредитной системы РФ приближена к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Современная кредитная двухуровневая система практически сформирована:
1 уровень Центральный банк Российской Федерации.
2 уровень – коммерческие банки и другие финансово кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и другие функции.
Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно - расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активов в активах банков продолжает расти. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.

Проведение в России демократических реформ позволило возродить двухуровневую банковскую систему. Вместо Госбанка и его филиалов были созданы Центральный банк России и сеть акционерных коммерческих банков.
С 1991 по 2004 г. банковская система страны не выполнила ни одной инвестиционной программы за исключением банков, обслуживающих топливно-сырьевые монополии, относящиеся к нефтяной, газовой, угольной и другим подобным отраслям хозяйства.

Центральный банк предпринял попытку нормализовать работу коммерческих банков посредством их слияния и трансформации мелких и средних банков в филиалы крупных. С 1993 по 2004 г. число коммерческих банков сократилось с 37 тыс. до 1,8 тыс. но эта мера не принесла существенных результатов.
По экспертным оценкам Центрального банка, утечка капиталов за границу в 1995 – 2003 гг. составила более 240 млрд. долларов. В результате банковская система России впала в состояние хронического кризиса, не позволяющего обеспечить безналичные расчеты по депозитам с вкладчиками.

Первые признаки эффективного функционирования банков появились после августовского “дефолта” 1998 г. и создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Современное состояние банковской системы России могут быть классифицированы по самым разным признакам, в том числе:
1. по организационно – правовой форме (частный, государственный, муниципальный и т.д.);
2. по отдельным видам осуществляемых операций (инвестиционные, экспортно-импортные и. д.);
3. по отраслям и сферам, на которые ориентированны банки;
4. по размерам (крупные, средние, мелкие);
5. по социально – экономической роли (сберегательный, Агропромбанк и др.);
6. по рейтингу и т.д.

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России. Пользуясь представленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три группы небанковских кредитных организаций:
1. небанковские кредитные организации;
2. расчетные небанковские кредитные организации;
3. небанковские кредитные организации инкассации.

В новом нормативном акте Банка России четко сформулировал основания для отзыва и аннулирования у кредитных организаций лицензий на осуществления банковских операций.
Банк России активно работает над расширением инструментария на российском фондовом рынке, в частности он возобновил репо с коммерческими банками и восстанавливает рынок межбанковского репо.

В целях поддержки стабильности на валютном рынке и развития инструментария управления текущей ликвидностью Банка России продолжает проведения валютного свопа. Параметры сделок устанавливаются на ежедневной основе и могут оперативно изменяться в зависимости от ситуации на денежном и валютном рынке.

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в ближайшие годы предпринимателям потребуется расширить привлечения заемных средств по сравнению с нынешнем уровнем минимум в 1,5 – 2 раза в долларовом выражении. До того времени как завершится модернизация и вложенные средства начнут приносить отдачу, предпринимателям придается рассчитываться за счет новых кредитов. Это означает втягивание банков в финансирование “схем Понди” (финансовых пирамид) с соответствующим ростом рисков.

Условием создания устойчивости банковской системы может стать рост ее капитализация. Однако в банковском секторе формируется среднесрочная тенденция опережающего роста вкладов населения при одновременной стагнации денежных средств предприятий. Поскольку сбережения населения – это платный ресурс, а расчетные счета предприятий – фактически бесплатный ресурс. Одновременно сужается и другой источник капитализации банков – приток средств акционеров и пайщиков в уставные фонды.
Важную роль в решении этих очень сложных задач призвано сыграть реальное совершенствование банковской системы в интересах социально – экономического развития страны. Однако контрольная программы такого совершенствования до настоящего времени не разработана.

2 Центральный банк РФ
Неотъемлемым атрибутом кредитно - банковской системы государства является Центральный банк. Центральный банк – это банк, стоящий во главе кредитно-банковской системы и наделенный особыми полномочиями.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валютам; развитием и укреплением банковской системы; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления их расчетов.

Традиционно перед Центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2. банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
3. банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото - валютные резервы;

4. главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
5. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

При решении пяти задач Центральный банк выполняет три основные функции.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно - кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно - исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

Центральный банк осуществляет свои функции посредством осуществления банковских операций: активных и пассивных. К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот, прием вкладом коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала. К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой.

Независимость центрального банка представляет собой набор следующих структурных элементов.

Понятие и виды кредитной и банковской деятельности
Развитие форм и видов кредитной деятельности

Кредитную систему обычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово - кредитных институтов).
Кредитные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают различные формы кредита. Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Отметим, что кредитная система тесно связана с денежной, поэтому чисто говорят об их совокупности — денежно-кредитной системе.

Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово - кредитные институты), прежде всего банки.
Финансово - кредитные институты на страховом уровне подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты (кредитные организации). Все они являются примером того, насколько тесно переплетены денежная и кредитная системы.
Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются, как правило, государственными учреждениями.
Кредит выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита, которые различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента и сфере функционирования.

Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием, средством коммерческого кредита служит вексель. Впервые он стал использоваться в Италии в XII—XIII вв. Векселя делятся на простые и переводные. Простой вексель представляет собой вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель, или тратта – это письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо, выдающее переводной вексель, именуется трассантом; лицо, обязанное совершить платеж, — трассатом, а лицо, которому передается право получения денег, — ремитентом.

Объект переводного векселя — товарный капитал.
Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем, по банковскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). Размеры этого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств — банками, специальными кредитными учреждениями — заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал. Банковский кредит обслуживает и накопление капитала, превращая в него сбережения всех слоев общества.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредитов. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей.
Потребительский кредит предоставляется частным лицам. Его объектами являются обычно товары длительного пользования (мебель, автомобили, холодильники, телевизоры и др.), разнообразные услуги.

Потребительский кредит выступает в форме кредита коммерческого (продажа товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины) и банковского (предоставление ссуд кредитными учреждениями на потребительские цели). В ряде случаев банки заключают соглашения с магазинами, которые продают товары в кредит клиентам банков. При этом банки сразу оплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары, а покупатели постепенно погашают ссуду банка.

Максимальный срок потребительского кредита — три года. Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительный срок) ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилищ (ипотечный, жилищный кредит). В России потребительский кредит только начинает развиваться, прежде всего, в продаже автомобилей, приобретении и строительстве жилья.

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых и заемщиками, и кредиторами выступают государство и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через финансово - кредитные учреждения. Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов источником финансирования государственных расходов. Одновременно государство является кредитором, особенно низкорентабельных, но необходимых для воспроизводства отраслей (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Международный кредит — движение и функционирование ссудного капитала между странами. Кредитные отношения существуют не только внутри каждой страны, но и между государствами, их компаниями и банками как одна из форм международного движения капитала.

Кредит выполняет прежде всего перераспределительную функцию. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, домашних хозяйств, государства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату (в виде процента) во временное пользование. Через кредитный механизм ссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между отраслями хозяйства, устремляясь в те сферы, которые обеспечивают получение большей прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики.

Кредит выполняет также функцию экономии издержек обращения, частично через замещение наличных денег (векселями, банкнотами, чеками), а также через развитие безналичных расчетов (через банки и расчетные палаты) и ускорение обращения денег.

Специфической функцией современной рыночной экономики является использование кредита наряду с деньгами и дотациями как инструмента ее регулирования. Кредитное регулирование экономики — это совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала от источников к сферам приложения, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития.

Данной цели служит также государственный кредит.
В России при решении в настоящее время задач реструктуризации банковской системы предполагается более активное участие государства в этом процессе, в том числе стимулирование процесса кредитования банками реального сектора экономики. Данное направление развития кредитного регулирования предполагает сохранение отдельных крупных многофилиальных банков, которые могли бы выполнять функции проводников государственной структурной и инвестиционной политики в сфере кредитования, прежде всего агропромышленного производства (СБС-АГРО, включая Агробанк), а также в индустриальной и строительной сфере (Промстройбанк, банк «Российский кредит»).

Банковская деятельность в РФ
Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.
Информация о деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 апреля 2008г
· капитал–727,5млрд.руб.;
·прибыль–45,8млрд.руб.;
· чистая прибыль–36,1млрд.руб.;
· кредитный портфель (с учетом МБК) – 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета МБК) – 3 329,8 млрд. руб.;
· остаток средств на счетах физических лиц – 2 746,0 млрд. руб.;
· остаток средств юридических лиц – 1 414,3 млрд. руб.;
· филиальная сеть, ед.:
· территориальные банки – 17
· отделения – 784
· внутренние структурные подразделения – 19 551

Которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Основными результатами развития банковского сектора будут существенное повышение его роли в экономике Российской Федерации, рост финансовой устойчивости и обеспечение транспарентности. При этом показатели российского банковского сектора будут постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.

Прогнозируется, что при успешном осуществлении мероприятий, предусмотренных настоящим документом, к 1 января 2009 г. будут достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы:
активы/ВВП — 56—60 процентов;
капитал/ВВП — 7—8 процентов;
кредиты нефинансовым организациям/ВВП — 26—28 процентов.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы прироста основных показателей банковского сектора (активов, капитала, кредитов и депозитов) будут и впредь опережать темпы прироста валового внутреннего продукта, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться. Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих финансовых посредников.

С учетом предполагаемого роста реальных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, должны существенно увеличиться объемы кредитования малого бизнеса и населения, в том числе ипотечного кредитования. Реализация мероприятий по реформированию других сегментов финансового сектора экономики, в том числе пенсионной системы, системы медицинского страхования и др., также будет способствовать активизации операций кредитных организаций.
Важным условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков.

Прирост капитала банков будет обеспечен в основном за счет капитализации их прибыли, а также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных организаций по привлечению и размещению средств за счет внедрения системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.

В целях повышения требований к уровню капитализации кредитных организаций будут внесены изменения в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10 процентов. Указанное требование будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала) с 2007 года.
Одновременно с учетом требований, предъявляемых к банкам в Европейском сообществе, законодательно будет установлено требование к минимальному значению капитала действующих банков с 2007 года в размере 5 млн. евро. При этом по аналогии с решением, принятым в 1989 году Европейским сообществом, будет предусмотрено, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

К 2006 г. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась и по состоянию на 1.01.2007 составила 90.6% (на 1. 01. 2006 – 89.6%), а доля 5 крупнейших банков сократилась с 43.8 до 42.5%..
Количество кредитных организаций с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро увеличилось за 2006 год с 602 до 676, или на 12.3% (совокупный капитал этой группы кредитных организаций возрос на 38.4%), а их удельный вес в совокупном капитале банковского сектора повысился с 96.6 до 98%. Количество кредитных организаций, имеющих капитал более 5 млн. евро, как и прогнозировалось, превысило количество организаций, не соответствующих этому критерию, и на 1.01.2007 составило 56.9% от числа действующих (на начало 2006 года – 48%)

Вместе с тем наличие банковском секторе значительного числа средних и малых кредитных организаций обусловило невысокий уровень концентрации активов, кредитов и капитала в российской банковском секторе. Об этом свидетельствует динамика принятого в международной практике индекса Херфиндаля-Хиршимана. Так, индекс концентрации активов снизился с 0.085 на 1.01.2006 до 0.079 на 1.01.2007. концентрация кредитов нефинансовым организациям осталась на среднем уровне.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
- предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.)

Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.

Тесты для самоконтроля:

1) Разработчиком проекта федерального бюджета на предстоящий год (период) является:

1. Государственная Дума;

2. Центральный банк РФ;

3. Министерство финансов РФ;

4. аппарат советников Президента РФ.

2) Дефицит госбюджета имеет место, если:

1. государственные расходы превышают доходы, получаемые от налогов;

2. государственные расходы увеличиваются по сравнению с прошлым годом;

3. национальный долг уменьшается;

4. сокращаются налоги.

3) Задача: ВНП при полной занятости составлял бы 20 млрд долларов, но фактически он составляет 16 млрд долларов. Сумма налогов равна 10% от ВНП. Государственные расходы при этом – 1,8 млрд долларов.

1. дефицитен или нет бюджет?

2. как изменится сальдо бюджета при полной занятости?

4) Выберите правильный вариант ответа на следующее утверждение: покрытие дефицита бюджета усиливает инфляцию:

1. всегда;

2. зависит от способа покрытия дефицита бюджета;

3. зависит от уровня бюджетного дефицита;

4. данное утверждение неверно.

5) Обсудите возможности использования фискальной политики в качестве стабилизирующего фактора при различных концепциях бюджетной политики:

1. для бюджетной политики, целью которой является обязательное ежегодное балансирование бюджета;

2. для бюджетной политики, при которой бюджет балансируется в рамках экономического цикла;

3. для бюджетной политики, целью которой является стабилизация (уравновешивание) экономики в целом, а не исключительно бюджета

Вопросы:

1. Функции и сущность финансов предприятий

2. Принцип организации финансов предприятия

1. Функции и сущность финансов предприятий

Базовой ячейкой экономической системы в любой стране яв­ляется хозяйствующий субъект (юридическое лицо).

Преобладающую роль в государственной политике, принци­пах организации экономики, их функционировании и развитии играет тот или иной тип хозяйствующих субъектов.

В реальной рыночной экономике особую роль играют ком­мерческие организации.

Согласно ГК РФ юридическим лицом признается организа­ция, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвеча­ет этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимуще­ственные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде.

Помимо перечисленных признаков, юридическое лицо обяза­но иметь самостоятельный баланс.

В зависимости от целей их создания и деятельности юридиче­ские лица подразделяются на две большие группы:

1) коммерческие организации;

2) некоммерческие организации.

Основной целью коммерческих организаций является извле­чение прибыли с последующим распределением ее среди участ­ников.

Целью некоммерческих организаций является решение социальных задач, при этом если организация все же ведет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется среди участников, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей.

Одним из компонентов финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия являются денежные отношения, которые сопутствуют практически всем другим аспектам этой деятель­ности:

1) поставка сырья сопровождается необходимостью его опла­ты (авансовой, немедленной или отсрочкой);

2) продажа продукции — получение денежных средств в об­мен на поставленную продукцию;

3) уплата налогов предприятиями — пополнение денежными средствами бюджетов всех уровней;

4) погашение банковского кредита — движение денежных средств по счетам предприятия и т. д.

Все подобные денежные отношения реализуются в рамках фи­нансовой системы предприятия.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъекта хо­зяйствования по поводу формирования фактических и (или) по­тенциальных фондов денежных средств, их распределения и ис­пользования на нужды производства и потребления.

Применительно к предприятию основными функциями фи­нансов являются:

1) инвестиционно-распределительная, как правило, свой­ственна государственным финансам, когда аккумулирован­ные денежные средства распределяются в основном на нужды
потребления всех членов общества и финансирование госу­дарственных программ.

По отношению к хозяйствующему субъекту ее роль заключа­ется в распределении финансовых ресурсов внутри предприя­тия, способствующем наиболее эффективному их использова­нию;

2) фондообразующая (источниковая) — реализуется в ходе
оптимизации пассивной стороны баланса. Любое предприя­тие финансируется из нескольких источников (кредиты, зай­мы, взносы собственников и т. д.).

Как правило, данные источники не бесплатные, т. е. привле­чение любого из них предполагает расходы как плату за воз­можность пользования средствами.

Поскольку источников много и их стоимость различна, то предприятию необходимо выбрать наиболее оптимальную их комбинацию;

3) доходо-распределительная. Решающую роль в создании
и функционировании предприятия играют его собственники,
которые должны обосновать свое отношение к текущему по­ложению и будущему своей компании.

Это отношение в первую очередь касается дивидендной поли­тики, когда определенная часть ресурсов предприятия изыма­ется и выплачивается в виде дивидендов;

4) обеспечивающая; ее смысл определяется, во-первых, целе­вым предназначением предприятия; во-вторых, системой сло­жившихся расчетных отношений, здесь финансы предприятий как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственни­ков, количественно выражая эти интересы в виде прибыли и (или) дивидендов;

5) контрольная — проявляется в отслеживании, ритмичности и своевременности платежей в бюджет, в проведении аудита и в закономерности движения денежных средств.

2. Принцип организации финансов предприятия

Никакая организационная структура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс ее формирования и оптимизации протяжен во времени. Изменяя, совершенствуя и оптимизируя данную структуру, необходимо соблюдать ряд принципов:

1) принцип экономической эффективности. Его сущность
в том, что функциональная система, финансово-хозяйствен­ная деятельность любого предприятия неизбежно предполага­ет расходы.

Эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что все расходы оправданы прямыми и косвенными доходами;

2) принцип финансового контроля. Одним из важных спосо­бов контроля является проведение аудиторских проверок, т. е. осуществление независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и т. д.;

принцип финансового стимулирования. В рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повыше­ния эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятия в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказа­ния финансового характера;

4) принцип материальной ответственности. Сложившаяся система мер поощрения и критериев оценки деятельности каждого работника предприятия должна функционировать также на основе наложения материальной ответственности, сущность которой заключается в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценно­стями и их хранению и перемещению, должны «отвечать ру­блем» за неоправданный результат своей деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: