Автоматизированное решение регламентных статистических задач

Статистические информационные системы в органах государственной статистики

Автоматизированное решение задач с использованием типовых процедур обработки. Рассмотрим технологию решения регламентных статистических задач на примере типовых процедур обработки статистической отчетности.

Процедура 1. Подготовка к работе с ЭОД. Происходит загрузка пакета программ и массивов информационного фонда ЭОД (каталоги, словари, справочники и др.) и при необходимости осуществляется корректировка отдельных его элементов.

Процедура 2. Подготовка первичной информации к обработке. Осуществляется визуальный контроль и подготовка форм первичных статистических отчетов к обработке, связанная с подсчетом контрольных чисел. Процедура выполняется только на региональном (районном) уровне.

Процедура 3. Ввод и запись первичной информации. Данные первичных статистических отчетов вводятся в ПЭВМ, осуществляются все виды контроля с выдачей протокола ошибок и корректировка введенной информации. Далее она объединяется с данными каталога в единый массив и копируется для дальнейшей обработки.

Процедура 4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных отчетов. Происходит формирование промежуточных итоговых числовых матриц и осуществляется предварительная печать сводных отчетов, при которой не используются текстовые наборы данных (справочники, словари и др.). Далее проводится контроль отчетов, и в случае корректировки первичных данных выполняется повторный счет, контроль и предварительная печать отдельных сводных отчетов (во многих ЭОД имеется возможность корректировки сформированных результатных числовых матриц без пересчета). Затем сводные отчеты печатаются в полностью оформленном виде.

Процедура 5. Подготовка сводных отчетов для передачи на вышестоящий уровень. Осуществляется запись на носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или в виде сводных отчетов, полученных в процессе реализации процедур 3 и 4, а также печать справки о передаваемой информации. Затем носители, итоговые распечатки сводных отчетов, а также контрольные и справочные сведения о передаваемой информации отправляются почтой на вышестоящий уровень.

Процедура 6. Подготовка к объединению массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня. Поочередно, для каждого из полученных носителей, выдаются справочные сведения об информации, осуществляется контроль балансовой и логической увязки сводных отчетов и, в случае необходимости, корректировка и повторная их запись по каждой объединяемой территории.

Процедура 7. Объединение массивов со сводными отчетами, полученных с нижестоящего уровня. Происходит предварительное накопление таблиц (без расчета) с объединяемых носителей, расчет и печать сводных отчетов по всем разрезам обработки, а также контроль балансовой и логической их увязки. При необходимости производится их корректировка и повторная печать, формирование и печать сводных отчетов по территории в целом и выдача справочных данных о структуре сводной информации на носителях.

Процедура 8. Обработка и получение сводных отчетов, отчетность по которым не централизована. Эта процедура выполняется во многих ЭОД на федеральном уровне и предусматривает прием сводных отчетов ряда министерств, отчетность которых не централизована в органах государственной статистики. В этом случае осуществляются: прием сводных отчетов по этим министерствам, подготовка их к вводу в ПЭВМ, запись с контролем и корректировкой, а также их распечатка.

Информация по нецентрализованным министерствам, полученная в результате этой процедуры, записывается на носители, которые используются наряду с носителями, полученными с нижестоящего уровня, при выполнении описанной выше процедуры 7.

Процедура 9. Получение сводных отчетов для местных руководящих органов. Операция выполняется на региональном (районном или межрегиональном) уровнях. На этих уровнях происходит формирование промежуточных числовых матриц с данными специальных (не входящих в централизованную обработку) сводных отчетов для местных руководящих органов и их печать.

Во многих ЭОД проводится дополнительная разработка первичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в процессе реализации процедуры 3, с целью получения сводных отчетов (например, по административным районам) и их печать.

Специальные сводные отчеты, а также сводные отчеты, полученные в результате дополнительной обработки передаются местным руководящим органам.

Рассмотренные выше типовые процедуры полностью реализуют процесс обработки статистической отчетности на всех уровнях СИС в виде следующих макротехнологий.

Для регионального (районного) уровня:

Процедура 1 – Процедура 2 – Процедура 3 – Процедура 4 – Процедура 5 – Процедура 9.

Для межрегионального уровня:

Процедура 1 – Процедура 3 – Процедура 4 – Процедура 6 – Процедура 9 – Процедура 7 – Процедура 5.

(Процедуры 3, 4, 6 и 9 выполняются отдельно для каждой обрабатываемой территории)

Для федерального (регионального) уровня:

Процедура 1 – Процедура 3 – Процедура 4 – Процедура 8 – Процедура 6 – Процедура 7.

(Процедура 6 повторяется для каждой объединяемой территории).

При дополнении перечня процедур процедурой передачи данных по каналам связи получается полный их набор. На базе различных сочетаний этих процедур создается системная технология решения любой регламентной статистической задачи.

Автоматизированное решение задач с использованием АРМ экономиста-статистика. В настоящее время при решении регламентных задач средствами ЭОД широко применяются автоматизированные рабочие места (АРМ) экономиста-статистика, обеспечивающие более эффективную организацию труда экономистов за счет автоматизации многообразных функций и непосредственного доступа к информационным ресурсам персональных ЭВМ, установленных непосредственно на рабочем месте экономиста.

Наиболее массовое распространение на региональном и районном уровнях СИС получил АРМ "Пермстат".

Рассматриваемое АРМ предназначено для обработки первичной отчетности как в монопольном, так и в сетевом режимах. Первичные отчеты в АРМ "Пермстат" представляются в виде электронных таблиц, а результатная информация может быть получена в форме сводных, аналитических материалов и графиков.

В АРМ "Пермстат" реализованы следующие функции:

  • ввод данных в ППЭВМ с первичных отчетов;
  • арифметический и логический контроль вводимых данных;
  • корректировка информации;
  • расчет данных по задаваемым формулам;
  • накопление данных и их хранение по годам и периодам;
  • логико-математическая обработка информации для получения статистических материалов по запросам;
  • формирование сводных отчетов с выдачей на экран, на печать, а также на носители;
  • группировка данных по характеристикам предприятий (организаций) и по показателям;
  • подведение итогов как за текущий год, так и во временном разрезе;
  • построение графиков и диаграмм по показателям сводных отчетов;
  • создание и редактирование образа формы, идентичного первичному отчету, а также образа сводных отчетов по запросу пользователей;
  • передача выходных материалов пользователям по каналам связи.

Диалог пользователей с персональной ЭВМ в АРМ "Пермстат" организован по принципу "меню", в состав которого включаются следующие модули: настройка, классификаторы, отчеты, своды, редактирование, сервис, помощь.

В модуле "Настройка" пользователь определяет нужный ему раздел из перечня классов учетной документации (сектор экономики, отдел статистики), а также год для работы с данными соответствующего года.

Модуль "Классификаторы" представлен списком классифика­торов, используемых для формирования сводных отчетов в виде группировок по значениям кодов этих классификаторов (ОКПО, СООГУ, СОАТО, ОКОНХ и др.). В режиме предусмотрены два вида поиска классификаторов: по ключу (быстрый поиск) и по контексту.

С помощью модуля "Отчеты" осуществляется ввод, контроль и запись данных первичной отчетности, поступающих от предприятий и организаций. При входе в данный режим на экране появляется перечень отчетов, подлежащих вводу по определенному сектору экономики. Затем данные за отчетный период вводятся в электронные таблицы в соответствии с определенным списком предприятий и организаций, отчитывающихся по данной форме.

В процессе ввода производится проверка правильности введенной информации с использованием арифметического и логического контроля по формулам, задаваемым экономистами. В результате контроля образуется файл протокола, содержащий информацию об обнаруженных ошибках, который можно просмотреть на экране или распечатать. После анализа ошибок отчеты могут быть откорректированы.

В этом модуле можно также рассчитать итоговые или средние значения для каждого показателя формы по заданной группе отчетов. Введенные отчеты можно поместить в файл, предназначенный для передачи на вышестоящий уровень системы РОССТАТА.

Модуль "Сводки" предназначен для формирования сводных отчетов за соответствующий период времени из первичных отчетов. Меню программы получения сводных отчетов показано на рис. 4.1. В сводные отчеты могут быть выбраны любые показатели по усмотрению пользователей, а также с ними могут быть совершены самые разнообразные расчеты.

Рис. 4.1. Меню программы получения сводных отчетов

АРМ "Пермстат" позволяет производить автоматическую группировку данных при получении сводок. Данные могут группироваться по качественным признакам (атрибутивный ряд), по количественным признакам (вариационный ряд), по годам (динамический ряд).

Атрибутивный ряд предназначен для просмотра данных по предприятиям и итогов по группировкам.

Вариационный ряд включает итоги по всем показателям текущего периода с учетом заданного качественного ранжирования какого-либо показателя.

Динамический ряд используется для просмотра данных по предприятиям и итогов по группировкам, а внутри каждой группировки – по годам. Тем самым можно проследить изменения показателей в заданном временном интервале от одного отчетного периода к другому.

Для получения сводок данные могут группироваться как с нарастающим итогом с учетом данных прошлых периодов, так и без нарастающего итога.

Общий алгоритм формирования сводок выглядит следующим образом:

· последовательно выбираются данные из различных первичных отчетных документов;

· осуществляется их обработка с использованием задаваемых формул;

· устанавливается вид группировки данных;

· формируются итоговые данные.

АРМ "Пермстат" предусматривает графические отображения полученных сводок. Графики можно строить по любым выбранным показателям сводки, используя столбцовую, наложенную, линейную, круговую и другие виды диаграмм.

В модуле "Редактирование" создаются справочники классов и форм первичной отчетности, а также выполняется проектирование электронных образов форм первичных и сводных отчетов.

В электронной таблице информация может быть представлена постоянным текстом или переменным значением, которое бывает как числовым, так и символьным. Числовые значения могут рассчитываться по различным формулам, а также с нарастающими итогами.

В процессе создания новой электронной таблицы требуется ввести ее заголовок, изобразить шапку, присвоить соответствующие номера колонкам и строкам, ввести наименования показателей, заложить расчетные формулы контроля, присвоить номера показателей каждому значению таблицы.

В процессе редактирования электронной таблицы предусматривается правка шапки и строк, изменение ширины колонок, а также формул расчета и контроля, вставку и удаление строк и колонок.

В модуле "Сервис" предусмотрены следующие функции: индексирование, копирование, восстановление и сжатие информации, а также выборка данных из классификаторов.

Наконец, модуль "Помощь" служит для разъяснения выполнения различных операций в АРМ.

В результате работы АРМ "Пермстат" получаемая сводная информация может быть выведена на печать, записана на носители, а также передана в виде файла по каналам связи на вышестоящие уровни системы РОССТАТА и в органы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: