Механизм управления прибылью предприятия

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия.

Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные акты этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятия в разных формах. К числу основных форм относятся:

- налоговое регулирование;

- регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов;

- регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд;

- регулирование минимальных размеров заработной платы и др.

2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере усугубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико- экономических расчетов, балансовый, экономико - статистические, экономико - математические, сравнения и другие методы, используемые в процессе анализа, планирования и контроля прибыли.

Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления.

-3-

Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельности является операционный анализ, осуществляемый по схеме: «издержки - объем продаж - прибыль». Система этой взаимосвязи позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. В отличие от внешнего финансового анализа (по данным официальной бухгалтерской отчетности) результаты внутреннего (операционного) анализа составляют коммерческую тайну предприятия. С помощью операционного анализа можно решить широкий спектр управленческих задач, а именно:

1. Оценить прибыльность производственно - торговой деятельности

2. прогнозировать рентабельность фирмы на основе показателя «запас финансовой прочности»

3. оценить предпринимательский риск, связанный с данным предприятием

4. выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния

5. оценить результаты начального периода функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций, осуществляемых для расширения основного капитала

6. разработать наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров.

Ключевыми элементами операционного анализа выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем производства (реализации товаров), порог рентабельности и запас финансовой прочности

Практически они связаны с понятием маржинального дохода (МД). Он характеризует результат от реализации товаров после возмещения переменных издержек (ПИ).

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называется эффектом производственного рычага
Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1-% ом росте выручки от реализации продукции. Очевидно, что чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага. Таким образом, для достижения оптимальных финансовых результатов, необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их рациональной структуры. Выбор наиболее подходящего для конкретных экономических условий варианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия.

Эффект производственного рычага проявляется в силе его воздействия. Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:

СВПР = МД/П,

где СВПР - сила воздействия производственного рычага, которая показывает, во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль

МД - маржинальный доход

П - прибыль предприятия

Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием.

На практике встречаются следующие варианты:

1. Маржинальный доход (МД) = 0. В данном случае выручка от реализации покрывает только переменные издержки, то есть предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.

2. 0 < МД < постоянных издержек, если выручка от реализации покрывает переменные издержки и часть постоянных

3. МД = постоянным издержкам, если выручки от реализации достаточно, чтобы компенсировать все издержки (переменные и постоянные). При этом предприятие не имеет прибыли (она равна нулю)

4. МД > постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от реализации покрываются не только все издержки, но и формируется прибыль (прибыль >0).

Эффект производственного рычага (ЭПР) выражается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие данного эффекта связано с неодинаковым влиянием переменных и постоянных издержек на финансовый результат при изменении объема производства (продаж).

Если порог рентабельности пройден (прибыль > 0), то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и сила воздействия производственного рычага (СВПР) падает. Наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек в суммарных затратах усиливает действие производственного рычага на данное предприятие.

СВПР характеризует степень предпринимательского риска, связанного с предприятием.

Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей постоянных издержек может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предприятие с более высокой их долей в суммарных издержках.

Запас финансовой прочности = Фактическая выручка от реализации - пороговая выручка от реализации

Запас финансовой прочности ЗФП (процент) = ЗПФ (в стоимостном выражении): фактическая выручка от реализации х 100

Запас финансовой прочности свидетельствует о том, на сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без серьезной угрозы для своего финансового положения, то есть сохранить свою платежеспособность и финансовую устойчивость на прежнем уровне.

Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных издержек в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Наоборот, предприятие с высокой их долей вынуждено в значительно большей мере опасаться падения объемов производства и продаж.

В случае снижения выручки от реализации (за счет уменьшения объема производства) СВПР характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход, то есть показатель производственного рычага по модулю ниже единицы. Увеличение выручки на таком предприятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. Напротив, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, поскольку аналогичный рост объема продаж вызовет более интенсивное снижение убытков.

Операционный анализ показывает также чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта товаров, в частности, отвечает на вопрос: на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли? Ответ на данный вопрос связан со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не роста массы прибыли, а ее сохранение в заданных предприятием параметрах, обеспечивающих оптимальное соотношение между производственными и социальными выплатами и величиной налоговых платежей. Часто эти ограничения не соответствуют даже максимально возможному уровню прибыли.

В основу анализа чувствительности положен объем производства, который обеспечивает исходный финансовый результат при изменении одного из следующих показателей: постоянных издержек, переменных расходов и цену за единицу изделия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: