Сертификация услуг

В настоящее время число объектов сертификации в сфере услуг существенно расширяется. В 1997 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года №1013 в Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, были включены услуги торговли.

Введение в действие «Правил сертификации услуг розничной торговли» (утверждены постановлением Госстандарта России от 22.08.2000 №61, зарегистрированы Минюстом России 21.09.2000 за №2386, опубликованы в «Российской газете» 12.10.2000) дало возможность продолжить работу по защите прав потребителей при приобретении ими товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья.

В Правилах определены структура и состав участников Системы сертификации услуг розничной торговли и установлен порядок проведения обязательной сертификации.

Правила предназначены для участников сертификации, в том числе для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги розничной торговли на территории Российской Федерации. Сертификация услуг розничной торговли, оказываемых иностранными фирмами, действующими на территории России, должна проводиться также в соответствии с этими Правилами.

Перечень услуг розничной торговли, подлежащих обязательной сертификации, содержит услуги по реализации товаров:

а) в магазинах разных типов;

б) в мелкорозничной сети;

в) через торговые автоматы.

При сертификации услуг по реализации товаров в магазинах разных типов оцениваются следующие аспекты:

- безопасность технологического процесса оказания услуги: приемки товара, его предпродажной подготовки, транспортировки, размещения в торговом зале и реализации. Оцениваются также соблюдение условий и режимов хранения товаров, сроков их годности, метрологическое обеспечение процесса реализации товаров и соблюдение правил безопасности эксплуатации оборудования;

- соответствие условий обслуживания требованиям пожаро-, электро- и взрыво безопасности, а также санитарно-гигиеническим нормам;

- соответствие обслуживающего персонала требованиям безопасности по медицинским показателям;

- соответствие квалификации исполнителей требованиям безопасности при оказании услуг;

- наличие достоверной и необходимой информации о безопасности реализуемых товаров (маркировки, сведений о технической документации на товар, о проведении сертификации и т.д.);

- соблюдение требований охраны окружающей среды.

При обязательной сертификации осуществляется подтверждение соответствия нормативным документам, санитарным правилам и нормам, строительным нормам и правилам, Правилам продажи отдельных видов товаров и другим документам, содержащим обязательные требования к услугам розничной торговли.

В соответствии с Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 августа 1997 года №17), сертификация услуг проводится по схемам 1, 2, 4, 5, 6 и 7.

Правилами обязательной сертификации предусматриваются четыре схемы в зависимости от размера торговой площади и типа предприятия (схемы 1,2,4,5). Введение сертификации услуг розничной торговли позволит торговым предприятиям осуществлять свою деятельность в рамках требований действующих нормативных документов и законодательных актов и повышать их конкурентоспособность.

Схему 1 применяют при сертификации услуг по реализации товаров в мелкорозничной торговой сети, то есть тех услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (обслуживающего персонала).

Схему 2 применяют при сертификации услуг по реализации товаров преимущественно в продовольственных магазинах с торговой площадью до 1000 м2 (типа «Универсам»,«Гастроном», «Продукты», специализированных продовольственных магазинах), в непродовольственных магазинах с торговой площадью до 2500 м2 (типа «Домторговли», «Промтовары», «Комиссионный», специализированных непродовольственных магазинах), а также в магазинах типа «Товары повседневного спроса». При сертификации по этой схеме оценивают технологический процесс, мастерство исполнителя и условия обслуживания.

По схеме 4 сертифицируются услуги по реализациитоваров в непродовольственных магазинах с торговой площадью более 2500 м2, в универмагах с торговой площадью более3500 м2 и гипермаркетах, а также в универсамах с торговой площадью более 1000 м2. Оценку предприятия по этой схеме проводят с учетом взаимосвязи типа предприятия с состоянием и стабильностью функционирования его материально-технической базы, уровнем информационного, методического, организационного и метрологического обеспечения, качеством и условиями торгового обслуживания, степенью профессионального мастерства и медицинскими показателями (для продовольственных магазинов) обслуживающего персонала.

Схему 5 применяют при сертификации услуг по реализации потенциально опасных товаров преимущественно в крупных продовольственных и непродовольственных магазинах (домах торговли, универмагах, гипермаркетах). Эту схему применяют также при наличии документально оформленных систем качества на услуги.

Схемы б и 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие услуг установленным требованиям. При добровольной сертификации эти схемы не применяются.

Схему б применяют при сертификации услуг, выполняемых в небольших объемах и оказываемых по индивидуальным заказам (продажа мебели по индивидуальным заказам, комплектование и продажа подарочных наборов, продажа одежды с подгонкой по фигуре, выполнение заказов для социально незащищенных слоев населения), а также в специализированных магазинах с торговой площадью до 50 м2.

Схему 7 применяют при наличии документально оформленных систем качества на услуги домов торговли и универсамов. По этой схеме оценивают систему качества предприятия торговли на соответствие прилагаемым к декларации документам, в том числе учредительным. К декларации прилагаются: заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на реализуемые товары; акты проверок надзорных органов за текущий период; перечень оборудования, установленного на предприятии; штатное расписание и должностные инструкции персонала. В декларации о соответствии исполнитель услуг в лице руководителя предприятия (организации) заявляет, что оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

При сертификации независимо от схемы органы по сертификации должны руководствоваться «Правилами продажи отдельных видов товаров» (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55).

Орган по сертификации рассматривает акты и протоколы проверки и при положительных результатах принимает решение о выдаче заявителю сертификата и лицензии на применение знака соответствия, а при отрицательных - отказывает в выдаче сертификата.

Формы документов по сертификации услуг розничной торговли должны соответствовать требованиям Правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе».

Руководящим органом Системы является Госстандарт России. Функции центрального органа Системы (ЦОС) выполняет Департамент государственной торговой инспекции и внутренней торговли Российской Федерации. В состав ЦОС входят Комиссия по апелляциям, Совет Системы и Методический центр, действующий на базе Научно-исследовательского и маркетингового центра Минэкономразвития России.

Основной составляющей Системы являются органы по сертификации услуг розничной торговли, аккредитованные в установленном порядке в Системе ГОСТ Р и проводящие сертификацию при наличии лицензии, выданной Госстандартом.

В соответствии с «Номенклатурой продукции и услуг (работ)», в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, в Правила включена услуга по реализации товаров (код ОКУН 121101).

Проведение сертификации обязательно как для юридических, в том числе иностранных, так и для физических лиц, оказывающих услуги в сфере розничной торговли на территории РФ.

Для обеспечения работ по обязательной сертификации этого вида услуг были разработаны и введены в действие следующие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» и ГОСТ Р 51305-99 «Услуги розничной торговли».

Процедура сертификации проводится в несколько этапов. Вначале исполнитель услуги (предприятие розничной торговли) подает в любой аккредитованный орган по сертификации заявку с указанием наименования предприятия и его типа. К заявке должны быть приложены уставные и организационные документы, заключения органов санэпиднадзора и госпожнадзора и другая документация, подтверждающая безопасность оказываемой услуги. В течение 15 дней со дня регистрации заявки орган по сертификации принимает решение о проведении или отказе в проведении сертификации. Причинами отказа могут быть наличие заключений или актов (справок) органов государственного контроля и надзора о несоответствии услуг требованиям безопасности. Оплата работ проводится в соответствии с Правилами по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг» (утверждены постановлением Госстандарта России от 23.08.99 №44). После оплаты орган по сертификации приступает к оценке соответствия услуги установленным требованиям. Оценку проводит комиссия из аттестованных экспертов, состав которой (не менее трех человек) утверждается руководителем органа по сертификации. Введение сертификации услуг розничной торговли позволит улучшить качество обслуживания покупателей и усилить защиту их прав, так как на сертифицированных предприятиях гарантируется безопасность оказываемых услуг для жизни, здоровья покупателей и охраны их имущества. Предприятия, сертифицировавшие свои услуги, станут конкурентоспособными в рыночной среде и смогут рассчитывать на доверие покупателей, что будет способствовать их экономической стабильности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: