Источники финансирования

Глава 8 Управление источниками долгосрочного финансирования

Литература

Ответы и решения

Вопросы и задания к главе 7

1. Ставка процента по кредиту 36% годовых, по депозиту - 20%; инфляция 24% годовых. Покупатель желает расплатиться за товар на сумму 100 тыс.руб. векселем с оплатой через 3 месяца.

На какую сумму он должен выписать вексель?

Какую сумму Вы получите в банке, если учтете вексель немедленно?

Разницу покупатель тут же отдаст Вам наличными.

Выгодна ли эта операция в целом покупателю? (Какова сегодняшняя стоимость его настоящих и будущих затрат?)

2. Составьте прогноз движения денежных средств при следующих условиях:

Магазин закупает в месяц по 1000 шт. коробок порошка по цене 50 руб. за шт. Прогноз продаж на январь, февраль и март соответственно 700, 900 и 1100 коробок по 60 руб/шт.. Продажа за наличные с немедленной оплатой, но 10% товара реализуют разъездные агенты, которые сдают деньги 1 числа следующего месяца. Оплата оптовых закупок производится с отсрочкой на 1 мес. На 1 января остаток денежных средств составлял 20000 руб.

1. Вексельную сумму рассчитывают исходя из ставки по депозиту. За 3 месяца при 20% годовых это составит 5%, т.е. вексельная сумма должна быть на 5% больше стоимости товара. Это 105 тыс.руб.

За 3 месяца до погашения банк даст при учете этого векселя на 36/4 = 9% меньше вексельной суммы, т.е. 96, 33 тыс.руб.

Покупатель добавит наличными недостающие до 100 тыс. 3,67 тыс. руб. Но спустя три месяца он еще должен заплатить по векселю 105 тыс. Сегодняшняя стоимость этой суммы при уровне инфляции 24% на 6% меньше номинальной и составляет 99 тыс. руб.

Таким образом, 99+3,67 > 100, покупателю выгоднее сразу заплатить наличными. Если бы не было условия о доплате наличными, то оплата векселем была бы выгодна покупателю, т.к. 99<100.

Примечание. При острой нехватке наличности покупатель может согласиться на такой способ расчета, если рассчитывает на будущие поступления и еслиубыток от того, что у него не будет этих материалов, превышает 2,67 тыс. руб.

2. См. табл. 10

Таблица 10. Прогноз движения денежных средств

  Январь февраль март
Прогноз продаж, шт      
План закупок, шт.      
       
Прогноз продаж, руб.      
План закупок, руб.      
       
Остаток на начало месяца      
Приток денежных средств:      
выручка магазина      
выручка разъездных агентов      
Отток денежных средств:      
закупки      
Чистый приток (отток)      
Остаток на конец месяца      

1. Барнес Д. Управление операциями. – М, МИМ ЛИНК, 1999

2. Комаха А. Эффективное управление кредиторской задолженностью \\ Из материалов журнала "Финансовый директор" (Киев), https://www.kareta.com.ua;

3. Техника Эффективного Менеджмента \\Carana Corporation\USAID\РЦП, https://www.aup. ru, 2002;

4. Лытнев О. Курс лекций «Основы финансового менеджмента» - 2000, https://www. cfin.ru

5.


Различают два типа источников финансирования – собственные и заемные. К собственным относятся взносы учредителей, средства, полученные от продажи акций предприятия, безвозмездно полученные фонды целевого назначения, различные фонды и резервы, созданные за счет прибыли предприятия, накопленная сумма амортизационных отчислений и нераспределенная прибыль.

К заемным источникам относятся кредиты банков и других организаций, средства, полученные от продажи облигаций данного предприятия и кредиторская задолженность.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

Следующим этапом в ходе разработки политики использования финансовых ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов.

Таблица 11. Ключевые различия между видами источников средств

Признак Тип капитала
собственный Заемный
Право на участие в управлении персоналом Право на получение части прибыли и имущества Срок возврата капитала Снижение налогооблагаемой прибыли Дает По остаточному принципу Не установлен нет Не дает Первоочередное Установлен условиями договора есть

Из табл.11 видно, что структура капитала оказывает влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Уставный капитал изначально формируется как основа стартового капитала, необходимого для создания предприятия. При этом владельцы или участники предприятия формируют его ис­ходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для выполнения той деятельности, ради которой оно создается. Фонды собственных средств, представляющие собой по сути отложенную к распределению прибыль, формируются либо вынужденно (например, резервный фонд), либо осознанно — владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более вы­годное размещение капитала, чем изымание прибыли и направление ее на потребление или в другую сферу бизнеса.

Средства инвесторов. Так как процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа привлечения средств. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный, капитал, может превратиться в капитал, переданный новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Несмотря на "дороговизну" и проблематичность привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией, действительно рассчитан на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита, будет превышать необходимый к уплате процент. Банки, хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления. В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры упущенной выгоды от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:

монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);

различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;

маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

Временно привлеченные средства образуются на предприятии, как правило, в результате временного лага между получением товарно-материальных ценностей и их оплатой. Ни одно предприятие не может обойтись без кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: