Вопросы. 1. Дуликов Д.З. Социальные аспекты КДД за рубежом

Литература

1. Дуликов Д.З. Социальные аспекты КДД за рубежом. М., 1999.

2. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1998.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М., 1998.

4. Панорама культурной жизни зарубежных стран. Информационный сборник. М., 2000-2002.

1.2. Современные социокультурные процессы в странах Западной Европы

ХХ век называют атомным, но вторая его половина характерна гуманитарными поисками и открытиями в области человековедческой науки, разработкой социальных, педагогических, культурных, релаксаторских технологий; религиозно-духовными исканиями и интеграционными процессами в области культуры, информации. Создана уникальная коммуникативная система всемирной связи – Интернет. Возникают международные структуры, играющие важную роль в формировании новой планетарной этики: ЮНЕСКО (при ООН), Комитет по культурным связям (при Европейском Союзе), Международный союз работников культуры, туризма, спорта, Всемирный информационный Центр, Всемирная ассоциация работников досуга

За последние двадцать лет во всех странах департаменты по культуре реорганизованы в самостоятельные Министерства культуры, курирующие туризм, спорт, досуг, народное творчество, искусство. Действует солидная база подготовки социальных педагогов, социальных аниматоров, менеджеров досуга и туризма, парковых рекреаторов. В англоязычных странах открыты более 50 академий досуга, которые координируют научную и практическую деятельность профессиональных работников и добровольцев-любителей, выполняющих многие виды культурно-досуговых услуг: от отрывания входных билетов до работы рекламными агентами, гидами, экскурсоводами, что позволяет учреждениям культуры экономить до 75% средств и использовать их на развитие. «Опора на интеллигенцию» - первая строка в Уставах большинства Домов культуры, музеев, библиотек.

Совместными усилиями государства и общественности созданы престижные Центры культуры: Дж. Кеннеди в Нью-Йорке, Гетти в Лос-Анжелесе, Жоржа Помпиду в Париже, Сервантеса в Мадриде, Друнене в Амстердаме и др. Они имеют не только внутреннее, но и мировое социально-культурное значение, т.к. являются эталоном организации свободного времени всех социальных групп располагают широкомасштабным культурно-просветительным потенциалом.

Культурный центр Гетти открыт в 1997 году. В строительство вложено – 1 миллиард долларов, площадь – 44 га, расположен на красивейшем горном массиве Санта-Моника, возвышаясь над Лос-Анжелесом, хотя это - аристократическая часть города, и учреждение считается элитарным, а его сотрудники прилагают максимум усилий, чтобы оно было доступно для всех социальных групп. Девиз – «Гетти – центр всегда Ваш». Мотивы расширить круг своих посетителей могут быть разными, от меркантильных до возвышенных, но результаты убеждают:

- во многих провинциях открыты филиалы (Центры исполнительских видов искусств, народные филармонии, танц-холлы, семейные клубы, дискотеки, театральные любительские студии, кантри-клубы);

- проводятся бесплатные представления, выставки, встречи со знаменитостями;

- организуются фестивали, конкурсы, биеннале и др. формы демонстрации народного творчества.

Стратегия Центра основывается: на изучении зрительских интересов, разнообразии пробных, «пилотных» программ, которые носят образовательный, культурно-просветительный, пропагандистский характер; на маркетинговых кампаниях, способных заинтересовать, привлечь посетителя. Масса справочников, путеводителей, способствующих доступности, открытости, необходимой информации по потреблению культурных ценностей.

В структуру центра входят музеи, художественные галереи (пять двухэтажных павильонов), Центральный сад, беседки, фонтаны, трамвайная дорога до вершины горы, танцевальные залы, кафе, бары, гостиница. Центр тесно взаимодействует со школами, молодежными движениями, религиозными организациями.

Культурный Центр Сервантеса в Мадриде открыт в 1999 году как штаб по пропаганде испанской культуры в своей стране и за ее пределами. В разных уголках планеты действуют около 50 его филиалов (в т.ч. в Москве в 2001 году). Девиз Центра: «Культура неделима», и подтверждается это манифестацией искусства через активные формы работы с посетителями, иностранными туристами; вот одна из программ:

- Мемориальная выставка испанских живописцев – Веласкеса, Гойи, Пикассо (Пабло Пикассо – гордость нации создал 38000 произведений, прожив 91 год, в т.ч. 1185 картин, 7089 рисунков, 1128 скульптур, более 3200 изделий из керамики, 18000 гравюр, 7000 литографий, 11 гобеленов) и др.

- Экспозиция, посвященная выдающемуся композитору Мануэлю де Фалья (1876-1946). На ее основе проходят в течение года лекции – диалоги известных музыкантов, художников, композиторов, журналистов; выступления М. Кабалье, К. Каррераса, Х.Иглесиаса, Рафаэля, танцовщиков фламенко; камерных коллективов.

- Тематические выставки экспонаты эпохи «Дягилевских сезонов» в Европе, «Русская культура и ее деятели», «Дебюсси», «Равель» и т.п.

Открытие после 2-летнего ремонта Парижского Центра Ж. Помпиду было ознаменовано выставкой мирового изобразительного искусства под общим названием «Праздничный день». Отсюда - тональность экспозиций. Зрителям не только рассказывают и показывают, их веселят, вовлекают в игру, аттракцион, их «пугают», с ними шутят, вступают в диалог. Огромный социально-культурный комплекс включает: бесплатную библиотеку, лекторий, выставочные, концертные, кинозалы, национальный музей современного искусства, театральные подмостки, художественные студии для детей и взрослых. Французы подсчитали: человечество говорит на 5651 языке и диалекте, поэтому культура – действенный язык народной дипломатии.

Интеграция и взаимодействие национальных культур рождают такие формы, как: Международные Дни искусств (День Театра – 27 марта, День Танца – 25 апреля, День Музыки – 2 октября, День Кино – 27 августа); традиционные фестивали и конкурсы: Венский оперный, Авиньонский театральный, эстрадной песни «Евровидение» и «Сан-Ремо», кинофестивали – Каннский, Берлинский, Московский, Венецианский. Создан уникальный эстрадно-симфонический оркестр «Филармония наций», пропагандирующий лучшую музыку всех времен и народов (Бах, Бетховен, Гайдн, Лист, Дворжак, Шопен, Чайковский, Шостакович, Гершвин, Бернстайн, Вебер).

Знаком времени стали такие международные проекты, как «Десятилетие всемирной культуры» (1988-1998), «Десятилетие культур народов Крайнего Севера (2000-2010), 2000 год – Всемирный год Культуры», «Звезды мира – детям», «Молодежь планеты за культуру мира», «Всемирные молодежные компьютерные игры» и т.п. Культурная миграция породила особую породу туристов-фанатов, которые едут, чтобы увидеть своих кумиров в таких известных шоу, как вручение Национальных премий («Оскар», «Глобус», «Гремми» – США, «Буккер» – Британия), шоу «Стена» - Германия, «Золотой клоун» – Монте-Карло, карнавалы Латинской Америки, «Октоберфест» - Бавария, фестиваль Тюльпанов – Голландия, а также гастрольные турне звезд кино, театра, эстрады, цирка, чемпионаты по всем видам спорта и т.п. Возникло такое направление, как «культурный туризм».

Диапазон досуговых услуг стремительно расширяется, трансформируясь в такие понятия, как «развивающийся досуг», «интеллектуальный досуг», «образовательный досуг», «спортивный досуг», «туристический досуг», «электронный», «виртуальный» и даже «космический досуг»; «досуговая терапия», «гуманитарная культура», альтруистская волонтерская, благотворительная, социально-культурная деятельность.

Знаменитый Дворец Фестивалей в Каннах не только привлекает тысячи поклонников на свой престижный кинофестиваль; в его стенах проводится разнообразные социально-культурные программы, фестивали народного творчества и национальной культуры, как отечественной, так и зарубежной. Особое место в режиме его работы составляет популяризация культурного наследия России.

Парижский театр Мольера - это не только Храм театрального искусства, особенно привлекающий поклонников классического репертуара, но и культурно-просветительский Центр открытого типа, сочетающий в себе разнообразные формы клубной и массовой работы по пропаганде высокого искусства. Одна из традиционных программ каждого года – «Дом поэзии». Весь год посвящается выдающемуся поэту, какой бы национальности он ни был. Так, 1999 год посвящался 200-летию А.С.Пушкина и включал:

- встречи с переводчиками пушкинского творчества;

- спектакли о нем и по его произведениям;

- вечера романса;

- «Кинопушкиниана» - фестиваль киноэкранизаций всех студий мира;

- оперные постановки;

- поэтический вечер Аллы Демидовой;

- театр одного актера Сергея Юрского;

- «Пушкинская осень», серия литературно-музыкальных вечеров с участием исполнителей из России.

Христианский культурный центр «Источник» в Рабате (Марокко), несмотря на малочисленность христиан (30 000 по стране, 2500 в столице), имеет прекрасную репутацию во всем мире. В направления его работы входят:

- документально-исследовательское;

- историко-архивное;

- библиотечно-информационное (библиотека с фондом в 40000 экз.);

- бесплатные консультации по христианской культуре (научные, юридические, библиографические);

- богословские беседы, лекции, выставки;

- встречи с историками, экспертами по христианскому, арабскому и исламскому праву.

Главным принципом является открытость, плодотворный диалог культур на базе современных научно-гуманитарных знаний, а главным условием - умение услышать каждого в межконфессиональных разногласиях.

В настоящее время зарубежные научные публикации уделяют большое внимание проблемам развития и сохранения национальных культур (культурная идентичность, релевантность и т.д.). В них исследуются история вопроса, варианты решения проблемы в условиях глобализации. Ученые культурологи стран ЕС считают, что культурная идентичность не является чем-то застывшим, стабильным. Она выстраивается на основе двух тенденций в развитии современного социума. С одной стороны - это объединение народов и культур, с другой – сохранение, защита и поддержка самобытности каждой отдельной нации и культуры. Безусловно, что главная задача, стоящая перед европейскими странами заключается в гармонизации отношений между этими направлениями развития.

Суть культурной идентичности французский культуролог Ж. Фарши в книге «Конец культурной идентичности?» сводит к двум понятиям – «гармонии и открытости», которые должны способствовать взаимопроникновению и обогащению европейской культуры в целом. В своем труде Ж. Фарши затрагивает несколько таких тем, как защита авторского права, расширение занятости в индустрии культуры, сохранение самобытности культур ЕС, тенденции развития досуга западноевропейцев. Изучение динамики культуры западные ученые осуществляют с учетом глобализационных процессов, происходящих в современном мире в век информационных технологий.

С проблемой сохранения культурной идентичности связана и проблема развития современного досуга. В настоящий момент, становясь более доступным широким социальным слоям и группам населения, досуг ориентируется на современный «культурный рынок, где интересы потребителя определяют культурное предложение». Тенденция 70-х годов проводить свой досуг в домашних условиях у жителей западной Европы продолжает развиваться. Она обусловлена, прежде всего, сокращением рабочего и увеличением свободного времени. Необходимо учитывать и унификацию культурного потребления, когда в разных странах смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же музыкальные записи. При общем повышении жизненного уровня в семейном бюджете происходит процесс сокращения расходов на предметы первой необходимости (продукты питания, одежда, оплата жилья) за счет увеличения расходов на поддержание здоровья и культурно-досуговую деятельность. Так, из 170 млрд. франков, потраченных французами в 1994 году на проведение досуга, 75% расходов пришлось на приобретение новой техники, связанной с использованием цифровых технологий.

Самым популярным досуговым времяпровождением во всех западноевропейских странах остается просмотр телепередач. Использование цифровых технологий позволяет увеличить не только количество передающих каналов, но и обеспечить высокое качество изображения. По данным социологических исследований, проведенных ЕС в 1995 году среди западноевропейских стран, Германии стала лидером по числу демонстрировавшихся в течение года телевизионных художественных фильмов как немецкого, так и зарубежного производства. Второе место в рейтинге приоритетных досуговых занятий занимает прослушивание радиопередач как информационных, так и музыкальных (дома, в автомобиле, общественном транспорте и др.).

Использование цифровых технологий дает новые перспективы в сфере проведения досуга. Причем, проведение досуга в домашних условиях вызвана, прежде всего, экономическими причинами. Дорогостоящая аудио и видеоаппаратура, спутниковое и кабельное телевидение требует меньших финансовых затрат, чем проведение досуга вне дома. Характеризуя, динамику ЕС необходимо особо отметить возрастающее влияние американской культурной модели на европейские культуры. Такое воздействие США в сфере культуры вызвано гегемонией этой страны в геополитической, экономической и военной сферах, поэтому решение проблемы сохранения культурной идентичности возможно при объединении усилий политиков, культурологов, юристов, специалистов в области национальных отношений. «Символ культурного империализма» США в наибольшей степени ощущается в сфере кинопроизводства и кинопроката. Европейская киноиндустрия явно уступает американской по объемам выпускаемой кинопродукции, финансовому и техническому обеспечению.

В 1996 году на кинорынках Греции, Бельгии и Португалии доля национальной кинопродукции составила только 8%, на кинорынке Франции – 60%. Закономерно, что в греческих, бельгийских и португальских кинотеатрах идут фильмы американского производства.

Американские компакт-диски, компьютерные программы и игры практически используют все страны ЕС. В Великобритании и Франции в 1995 году было продано только 45% компакт-дисков отечественного производства. Социологи отмечают, что в последние годы в некоторых странах наблюдается рост продаж компакт-дисков отечественного производства благодаря введению специальных квот, защищающих отечественного товаропроизводителя.

Крупнейший французский мыслитель XIX в. граф Сен-Симон, уже тогда чувствовавший перспективу развития взаимоотношения европейских стран, предсказывал, что настанет день, когда все народы Европы ощутят потребность урегулирования имеющихся общих проблем; осознанно отдавая им приоритеты перед национальными интересами, наступит «золотой век» взаимопонимания между народами.

Надежды европейцев на единую Европу с общим рынком товаров и людских ресурсов, направленные на свободное перемещение культурных ценностей продолжают развиваться и в наши дни. 1 ноября 1993 года после подписания двенадцатью государствами Маастрихтского договора был создан Европейский Союз. Через два года в него вошли Австрия, Финляндия и Швеция. Проблемы ЕС носят многоуровневый характер и далеко не исчерпываются только вопросами экономики, хотя, безусловно, от ее успешного развития напрямую зависит состояние образования и культуры в каждой стране. В настоящий момент рассматриваются комплексные программы взаимодействия стран не только на политическом и экономическом, но и на культурном уровне. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры досуга и культурного туризма, причем понимание культурной политики каждой страны через призму «национального» сегодня в основном рассматривается как «неоправданное». В западной Европе фокус все более смещается в сторону регионов и даже городов, как ключевых единиц, имеющих наибольшее культурное значение.

Так, культурная программа ЕС на 2000 г. призвана была способствовать следующим целям:

- взаимное знакомство с культурой и историей европейских народов;

- транснациональное распространению культуры;

- охрана культурного наследия;

- учет экономической и общественной роли культуры;

- признание культуры в качестве фактора экономической и социальной интеграции;

- облегчение доступа к культмероприятия как можно большего числа граждан.

Особое внимание уделяется понятиям «культурной идентичности», «релевантности», а также проблемам сохранения региональных особенностей, развитие которых способствует активизации чувства уверенности и гордости, без которых невозможна самореализация.

1. Роль культуры и досуговой деятельности в современном обществе.

2. Характеристика основных центров культуры зарубежных стран.

3. Интеграционные процессы в культуре и социокультурной сфере.

4. Каковы основные тенденции развития национальных культур стран Европейского Союза.

5. Охарактеризуйте современные социокультурные процессы в странах Западной Европы.

6. Развитие инфраструктуры досуга и культурного туризма в современном социуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: