double arrow

Поддержание организационной культуры


Этапы формирования организационной культуры

Выделяют следующие этапы формирования эффективной организационной культуры.

1. Выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей.

2. Изучение сложившейся организационной культуры. Определение степени соответствия сложившейся культуры принятой руководством стратегии развития организации, выявление позитивных и негативных ценностей.

3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения.

4. Целенаправленные воздействия на организационную культуру с целью устранить проявление негативных ценностей и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии.

5. Оценка успешности воздействия на организационную культуру и внесение необходимых изменений.

Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, привносят в нее элементы другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, т.к. последняя влияет на интенсивность проявления определенных образцов поведения.




Сила культуры организации определяется тремя характеристиками:

- «толщина» культуры;

- степень разделяемости культуры членами организации;

- ясность приоритетов культуры.

«Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.

Сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние на поведение персонала в организации.

Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура может быть препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.

Для поддержания организационной культуры организация может использовать следующие методы (см. рисунок 4.6).


Рисунок 4.6 – Методы поддержания организационной культуры

1. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.

2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях руководители и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, примут второй вариант.



3. Моделирование ролей, обучение и тренировка.Аспекты организационной культуры усваиваются работниками подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.

4. Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может укрепляться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие бо́льшее значение для отдельных руководителей и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.



5. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. Важно чтобы в кадровой политике были четко установлены принципы и критерии принятия на работу, служебно-профессионального продвижения и увольнения. То, из чего исходит организация, регулируя кадровые процессы, должно быть согласовано с основными ценностями организационной культуры и известно работникам.

6. Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды, становящиеся частью организационной истории, но также через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядамотносятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения (таблица 4.2). Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры.

Таблица 4.2 - Типы организационных обрядов

Тип обряда Пример (обряд по поводу...) Возможные последствия
Обряд продвижения завершения базового обучения, переподготовки и т.п. (торжественное вручение дипломов) Обеспечивает вхождение в новую роль
Обряд ухода увольнения или понижения в должности, работе (объявление на доске) Сокращает власть и статус
Обряд усиления выявления лучшего поведения (конкурсы, соревнования) Усиливает власть и статус
Обряд обновления развития социальных отношений и повышения их эффективности (объявление на заседании о делегировании полномочий) Изменение стиля работы руководства
Обряд разрешения конфликта достижения договоренности, компромисса, введения конфликта в законные рамки (объявление на пресс-конференции о начале и конце переговоров) Открытие начала переговоров, снижение напряженности в коллективе
Обряд единения признания существующего положения удовлетворительным (празднование юбилеев на работе) Поддерживает чувство общности, соединяющее работников вместе






Сейчас читают про: