Этапы формирования организационной культуры
Выделяют следующие этапы формирования эффективной организационной культуры.
1. Выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей.
2. Изучение сложившейся организационной культуры. Определение степени соответствия сложившейся культуры принятой руководством стратегии развития организации, выявление позитивных и негативных ценностей.
3. Разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения.
4. Целенаправленные воздействия на организационную культуру с целью устранить проявление негативных ценностей и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии.
5. Оценка успешности воздействия на организационную культуру и внесение необходимых изменений.
Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, привносят в нее элементы другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, т.к. последняя влияет на интенсивность проявления определенных образцов поведения.
Сила культуры организации определяется тремя характеристиками:
- «толщина» культуры;
- степень разделяемости культуры членами организации;
- ясность приоритетов культуры.
«Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.
Сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние на поведение персонала в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура может быть препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.
Для поддержания организационной культуры организация может использовать следующие методы (см. рисунок 4.6).
Рисунок 4.6 – Методы поддержания организационной культуры
1. Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях руководители и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, примут второй вариант.
3. Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются работниками подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.
4. Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может укрепляться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие бо́льшее значение для отдельных руководителей и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.
5. Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. Важно чтобы в кадровой политике были четко установлены принципы и критерии принятия на работу, служебно-профессионального продвижения и увольнения. То, из чего исходит организация, регулируя кадровые процессы, должно быть согласовано с основными ценностями организационной культуры и известно работникам.
6. Организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды, становящиеся частью организационной истории, но также через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения (таблица 4.2). Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры.
Таблица 4.2 - Типы организационных обрядов
Тип обряда | Пример (обряд по поводу...) | Возможные последствия |
Обряд продвижения | завершения базового обучения, переподготовки и т.п. (торжественное вручение дипломов) | Обеспечивает вхождение в новую роль |
Обряд ухода | увольнения или понижения в должности, работе (объявление на доске) | Сокращает власть и статус |
Обряд усиления | выявления лучшего поведения (конкурсы, соревнования) | Усиливает власть и статус |
Обряд обновления | развития социальных отношений и повышения их эффективности (объявление на заседании о делегировании полномочий) | Изменение стиля работы руководства |
Обряд разрешения конфликта | достижения договоренности, компромисса, введения конфликта в законные рамки (объявление на пресс-конференции о начале и конце переговоров) | Открытие начала переговоров, снижение напряженности в коллективе |
Обряд единения | признания существующего положения удовлетворительным (празднование юбилеев на работе) | Поддерживает чувство общности, соединяющее работников вместе |