double arrow

Морской транспорт


Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях.

Каботаж – судоходство между портами одной страны. Большой каботаж осуществляется между портами различных морей (например, судоходство между портами Баренцева и Охотского морей). Малый – между портами одного или смежных морей (например, судоходство по Чёрному морю между Новороссийском и Туапсе).

Преимущества морского транспорта: возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнего оборота; небольшие первоначальные вложения в транспортные пути; низкая себестоимость перевозки (морские пути не требуют много затрат на содержание и большого числа занятых; себестоимость перевозок почти в два раза ниже, чем железнодорожным и более чем в 20 раз, чем автомобильным транспортом); большая производительность, чем у остальных видов транспорта (наибольшая грузоподъёмность); незначительные затраты энергии благодаря гладкости пути; почти неограниченная пропускная способность; высокий уровень механизации перегрузочных работ. С НТП происходило совершенствование морских транспортных средств (например, у контейнеровозов большая грузоподъёмность и степень безопасности).




Грузоподъёмность – максимальная масса груза, которую транспортное средство способно в определенных условиях поднять в один приём, переместить или перевезти.

Недостатки морского транспорта: низкие скорости; некоторая зависимость от погодно-климатических условий; необходимость создания дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации; возможные экологические проблемы при перевалке грузов.

Технология работы морского транспорта:

1. линейная – закрепление судов за определёнными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, возможность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных работ (например, пассажирские суда, паромы);

2. рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласованному с заказчиками;

3. фрахт – разовые сдачи в наём для отдельных перевозок во внешней торговле без перехода права собственности. Фрахт – плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, г.о. морским. Фрахтование – заключение договоров на международные перевозки грузов или пассажиров.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта: у береговых причалов, плавучими причалами (понтонами), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в акваторию порта), у рейдов, у мест якорной стоянки судов. К ведущим проблемам морского транспорта относятся повышение скорости судов; модернизация старых типов подвижного состава и создание новых; модернизация портов; развитие системы «река – море», «Ро-Ро» и т.д.



В состав торгового флота входят суда разного типа в зависимости от характера перевозки грузов. Классификация подвижного состава (флота) морского транспорта: специальный, пассажирский, грузовой (сухогрузы, наливные), спортивный, промысловый, вспомогательный (землечерпалки, буксиры, ледоколы, паромы…), плавания (неограниченного морского, ледового, «река – море»).

Российская Федерация – морская держава. Её территория омывается 12 морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Протяжённость морских границ составляет 38,8 тыс. км. Общая протяжённость морских судоходных линий, эксплуатируемых Россией, оценивается в настоящее время более чем в 1 млн. км. Морской транспорт имеет огромное значение для внешних связей страны с зарубежными государствами и для связи с отдалёнными районами Сибири и Дальнего Востока, имеющими выход к морям.

Морские порты обеспечивают бесперебойную работу отраслей промышленности. За 2010 г. через морские порты России было перевезено основных экспортных грузов в млн. т: металлов – 67,2; угля – 27,5; лесных грузов – 12,8; минеральных удобрений – 6,2. Контейнерная революцияпривела к увеличению транспортировки генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) контейнерными линиями.



Изменения геополитического положения России снизили возможности морского транспорта во внешнеэкономической деятельности, так как большая часть крупных портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов осталась вне пределов её территории.

Морской торговый флот дореволюционной России, а затем и Советского Союза был одним из крупнейших в мире, занимая по общему тоннажу и объёму грузооборота 5–7 места. Распад СССР серьезно подорвал роль морского транспорта России и в каботажных, и в экспортных перевозках.

Накануне распада СССР 3/4 суммарного грузооборота морского транспорта страны приходилось на грузы России, а более 2/3 грузов обрабатывалось в более удобных и лучше оборудованных портах союзных республик (в основном на Украине, в Эстонии, Латвии и Литве). Именно в эти порты направлялась большая часть союзных капиталовложений на новое строительство и реконструкцию береговых сооружений. Так, например, строительство одного лишь Новоталлинского торгового порта, лучшего на Балтике по оборудованию, обошлось в 2,4 млрд. долларов. Значительны и расходы на сооружение нефтеналивного порта в Вентспилсе (куда был проложен нефтепровод из России), современных портовых терминалов в Клайпеде, Лиепае, Риге. Помимо утраты Россией в результате распада СССР наиболее удобных и современных морских портов, она лишилась и большей части торгового флота. Использование Россией морских портов бывших союзных республик сопряжено с дополнительными финансовыми затратами и таможенными неудобствами.

В настоящее время Россия располагает 44 морскими торговыми портами. Однако производственные мощности портов не позволяют в полной мере обеспечить потребности страны. Большинство портов обрабатывает как внешнеторговые, так и внутренние (вследствие каботажа) грузы. Доля международных грузов в различных портах отличается.

Россия среди других морских держав занимала в 2007 г. 30 место (из 151 страны) по тоннажу флота, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом. Но фактически – по общему тоннажу всего контролируемого флота (с учетом судов российских судовладельцев под «удобными» флагами) – наша страна находится на 13-м месте в мире, сразу после Великобритании, Дании и опережает Италию и Турцию.

Основными проблемами морского флота России по-прежнему остаются:

1. ежегодное снижение тоннажа национального флота России;

2. минимальное участие отечественного флота в перевозках внешнеторговых грузов России;

3. высокий средний возраст судов под российским флагом;

4. ежегодная регистрация вновь построенных для российских судовладельцев судов под иностранные флаги (более 97%).

Средний возраст судов под флагом Российской Федерации составляет более 25,2 года, а под иностранными флагами – 9,4 года. Сравнительный анализ возрастных характеристик мирового и российского флота показывает, что средний возраст судов под российским флагом практически по всем назначениям судов превышает данные по мировому флоту. Средний возраст судов в мире – 10-12 лет. Следовательно, отечественный флот довольно старый. По данным ООН, риск неблагополучной перевозки многократно возрастает с увеличением возраста судна. Так, если риск для судна возрастом до 10 лет принять за единицу, то для судна возрастом свыше 20 лет риск составляет от 100 до 200 единиц. Таким образом, должно было быть списано 50% флота. Минтрансом России проводится активная политика по обновлению морского транспортного флота.

Важную роль в перевозках грузов морским транспортом занимает Дальневосточный бассейн. На его долю приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов морским транспортом России. Дальневосточный бассейн – самый большой по площади бассейн России. Его площадь – 4859 км2 – превышает площади Балтийского и Северного бассейнов, вместе взятых. Перевалка грузов в этом бассейне за 2010 г. составила 118,1 млн. т. По грузообороту она занимает 2-е место.

Моря Тихого океана – Берингово, Охотское, Японское имеют важное значение для связи с зарубежными странами Азиатско-Тихоокеанского региона и для каботажных перевозок между портами Дальнего Востока. Большая протяжённость морского побережья и слабое развитие других видов транспорта повышают роль морского транспорта для этого района. Основные грузы, перевозимые по морям Тихого океана – рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, оборудование, продовольственные товары. Растёт доля контейнерных грузов. Крупные порты дальневосточных морей – Владивосток, Находка, Восточный, Нагаево, Петропавловск-Камчатский, Зарубино, Посьет, Советская Гавань.

Комбинированная паромная переправа через Татарский пролив соединяет порт Ванино с Холмском (о. Сахалин). Она вступила в строй 1973 г. Изначально на линии Холмск-Ванино курсировали несколько мощных ледокольных паромов. На палубе парома уложено четыре железнодорожных пути общей длиной 420 м. Вагоны на палубу подаются локомотивами. Кроме вагонов, на пароме можно перевозить автомобили, тракторы и другую колёсную технику. Посадка пассажиров производится через бортовые отверстия (лацпорты) в корпусе парома. Ходовое время от порта Ванино до Холмска составляет примерно 9 ч.

Новая паромная линия сообщением Сакаиминато (префектура Тоттори, Япония) – Донхэ (провинции Кангвон, Республика Корея) — Владивосток открыта в 2009 г. Придумали японцы, поддержали Россия и Корея. Этот уникальный логистический проект связывает Владивосток, Японию и Корею. За двое суток можно объехать сразу три государства, а заплатить за это меньше, чем за перелёт из Владивостока в Енаго. Туризм – одна из основных направлений, по которым паром будет работать.

Дальнейшее наращивание мощностей портов Тихоокеанского бассейна будет способствовать укреплению экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Роль Черноморско-Азовского бассейна во внешнеторговом грузообороте снижена. На его долю приходится менее 1/3 отправляемых грузов морским транспортом. Перевалка грузов в этом бассейне за 2010 г. составила 180,3 млн. т. Морские пути этого бассейна связывают РФ с европейскими, азиатскими и африканскими государствами. Благодаря незамерзаемости Чёрного и Азовского морей плавание здесь осуществляется почти в течение всего года. Основные перевозимые грузы: нефть и нефтепродукты, уголь, руды и металлы, лес и строительные материалы, продовольственные и промышленные товары, оборудование и машины. Велико значение каботажных перевозок в осуществлении экономических связей между портами Северного Кавказа, Закавказья и Украины. Здесь находится самый крупный в России по грузообороту, более 117 млн. т в 2010 году (в основном экспорт нефти), порт Новороссийск. Важными портами также являются: Туапсе, Таганрог, Кавказ, Ейск и Темрюк.

В 2009 г. была открыта железнодорожная паромная переправа между российским портом Кавказ и болгарским портом Варна. Железнодорожная морская переправа «Кавказ – Варна» уже в 2009 году сможет напрямую пропустить через себя 500 тыс. тонн грузов, в том числе и нефть, минуя Украину. Фактически паром сможет переправлять весь объём грузов, который идет сейчас через Украину из Болгарии в Россию. Потенциальный же объем перевозок – около 150 тыс. тонн в месяц, или около 2 млн. тонн в год. Предполагается, что в месяц будет совершаться 4-5 рейсов. Само паромное сообщение, организованное в рамках соглашения между Россией и Болгарией, предусматривает дальнейшее развитие смешанных железнодорожно-паромных грузовых перевозок через порты «Кавказ» (Керченский пролив в Краснодарском крае) и «Варна».

С целью увеличения внешнеторгового товарооборота предполагаются развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на побережье Черного и Азовского морей в пределах территории РФ. Однако развитие здесь портового хозяйства входит в противоречие с другой важной функцией черноморского и азовского побережий – рекреационной.

Балтийский бассейн важен в осуществлении морских связей России со странами Западной Европы и Америки. По грузообороту он занимает 1-е место. В морских портах этого бассейна в 2007 г. было перевалено 209,5 млн. тонн грузов, что составило 46,5% оборота всех морских портов России. Наибольшие объёмы грузов были перевалены через Большой порт Санкт-Петербург и Приморск – по 57 млн. тонн. По Балтийскому морю осуществляются малокаботажные перевозки между портами России – Санкт-Петербург и Калининград и портами государств Балтии. Основные вывозимые грузы – нефть, лес, уголь, нефть, металлы, машины, зерно. В импорте преобладают машины, оборудование, промышленные и продовольственные товары. Крупные порты: Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Усть-Луга, Калининград.

Паромная линия Усть-Луга – Балтийск пришла на смену ранее действующей (с 2001 по 2007 годы) линии Санкт-Петербург – Калининград – порты Германии. Грузовая вместимость судна 1950 линейных метров. Это возможность одновременной загрузки 110 автопоездов или 370 легковых автомобилей или 85 железнодорожных вагонов. Благодаря переходу в новые порты линия способна выдерживать четкое расписание движения парома с частотой заходов до двух раз в неделю.

Морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Средней Азией и Ближним Востоком проходят по Каспийскому морю. Крупные порты: Астрахань, Оля (глубоководный), Махачкала. Основные перевозимые грузы Каспийского бассейна – нефть, нефтепродукты, лес, рыба, строительные материалы, хлопок.

По морям Северного Ледовитого океана проходит трасса Северного морского пути. Она обеспечивает экономические связи районов европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Освоение Северного морского пути способствовало развитию судоходства по Оби, Енисею и Лене. На побережье морей Северного Ледовитого океана и в устьях крупный рек расположены порты и базы Северного морского пути – Мурманск, Архангельск, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Основные перевозимые грузы – концентраты руд цветных металлов, лес, строительные материалы, топливо, рыба, пушнина. 70% перевозок, осуществляются в основном внутри Баренцева и Карского морей. В экспортных перевозках лесных грузов и пушнины велика роль Мурманска, Архангельска и Игарки. Исключительное место в экспортно-импортных связях занимает незамерзающий порт Мурманск. Плавание по морям Северного Ледовитого океана совершается при помощи современных атомоходов.







Сейчас читают про: