Основы бюджетирования на предприятии

Таблица 3.3.2.1 Характеристика видов, форм и методов финансового планирования

Вид задачи Период Формы Методы
  Стратегическое Обеспечить развитие предприятия более 1 года Сценарий развития. Прогноз. Стратегический план. Бюджет развития предприятия. Метод экспертных оценок, экономико-математическое моделирование, вероятностно -статистические методы, методы экстраполяции, компьютерное моделирование, прогнозирование, методы оптимизации
  Текущее Обеспечить деятельность предприятия в течение года 1 год Баланс доходов и расходов. Сводный бюджет движения денежных средств. Годовой бюджет продаж. Инвестиционный бюджет. Прогнозный баланс предприятия. Балансовый, нормативный
  Оперативное Обеспечить платежеспособ-ность в течение года Квартал Месяц Декада Неделя Сутки Платежный календарь. Кассовые планы. Графики движения денежных средств. Налоговый календарь. План отгрузки готовой продукции. График погашения задолженности. Балансовый Экспресс-методы оценки финансового состояния

Бюджетирование – процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения различных бюджетов и общего бюджета как сводного финансового плана деятельности предприятия.

Бюджет – детализированный план, составляемый для финансового обеспечения всех направлений и видов деятельности предприятия и их координации.

По видам деятельности различают:

1) Основные бюджеты (бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет закупок, бюджет косвенных (накладных) расходов).

2) Финансовые бюджеты (бюджет прибылей и убытков, бюджет финансовых операций, бюджет движения денежных средств, бюджет прогнозного баланса).

3) Инвестиционные бюджеты (бюджет развития; бюджет инвестиционных проектов).

По сроку, на который составляются бюджеты различают:

1) Перспективный бюджет (стратегический).

2) Текущие (бюджет движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков, бюджет прогнозного баланса, бюджет финансовых операций).

3) Оперативные (бюджет наличности, бюджет продаж, производственные бюджеты, бюджеты косвенных расходов и т.п.).

Предприятия самостоятельно разрабатывают схему бюджетирования, приемлемую для них. Однако чрезвычайно необходима аккуратная взаимосвязь и иерархия этих бюджетов, чтобы бюджетный механизм работал без внутренних противоречий.

Процесс бюджетирования начинается с планирования продаж. Готовят бюджет продаж маркетинговая и сбытовая служба предприятия. Бюджет продаж формируется на основании договоров, контрактов, гарантийных писем, устных договоренностей, а также заранее ожидаемых продаж и показывает сколько, какой продукции и когда следует отгружать потребителю.

Из бюджета продаж непосредственно формируется бюджет дебиторской задолженности. Бюджет продаж является входной информацией для планирования склада готовой продукции и необходимого объема производства. Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж с учетом предполагаемых остатков готовой продукции на складе. Объем производства согласуется с производственными службами по срокам выпуска и по ассортименту. Под бюджет производства производственная служба рассчитывает потребность в сырье, основных и вспомогательных материалах, таким образом формируется бюджет прямых материальных затрат.

На базе бюджета материальных затрат и планового количества запасов на складе сырья и материалов формируется план закупок. Бюджет по труду формируется по нормам затрат времени по квалификационным группам рабочих и по расценкам их оплаты.

В бюджете косвенных (накладных) расходов отражаются расходы на упаковку, доставку, рекламу, расходы на ремонт оборудования, на обслуживание производственных мощностей, амортизацию, транспортные расходы, аренду, заработную плату административно-управленческого персонала, расходы на связь, канцелярию, служебный транспорт и т.п.

Для планирования финансовых операций, не связанных с основной и инвестиционной деятельностью, составляется бюджет финансовых операций, в рамках которого планируется выплата дивидендов, поступления от размещения акций и облигаций фирмы, кредитные операции.

Главным финансовым документом предприятия является бюджет движения денежных средств. В бюджете движения денежных средств учитываются поступления по всем источникам и все виды платежей в денежной форме. Важнейшей контролируемой характеристикой бюджета потока денежных средств является конечное сальдо остатка денежных средств на конец каждого планового периода – оно не должно быть отрицательным. Если остаток денежных средств на конец какого-то периода становится отрицательным, то такой бюджет нереализуем, и необходимо принимать меры по балансировке денежных средств

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключаются содержание, цель и задачи финансового планирования?

2. В чем предмет финансового планирования?

3. Какие службы предприятия отвечают за финансовое планирование?

4. Как группируются объекты финансового планирования?

5. Каким образом соотносятся виды, формы и методы финансового планирования?

6. Что такое бюджетирование?

7. Какие существуют виды бюджетов на предприятии?

8. Что собой представляет процесс бюджетирования на предприятии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: