Понятие о мотивах деятельности

Классификация потребностей

Рис. 2.2. Модель мотивации поведения через потребности

Степень удовлетворения поставленной цели влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах. Люди стремятся повторить по­ведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребно­сти, и избегать поведения, которое ассоциируется у них с недостаточ­ным удовлетворением.

Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, при которых бы люди ощущали, что могут удовлетворить потребнос­ти с помощью поведения, приводящего к достижению целей органи­зации.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей представляет собой целенаправленную деятельность, они являются источником активности личности. Субъективно осознавая цель как потребность, че­ловек убеждается, что удовлетворить последнюю можно лишь по­средством достижения цели.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, по­буждающих человека к деятельности.

Мотив — преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетво­рение потребностей.

Влечение — преходящее психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность человека.

Желание — отражающая потребность мысль о возможности об­ладать чем-либо или осуществить что-либо. Желание как мотив де­ятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и воз­можные пути удовлетворения.

Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение человека, определяют направленность его мышления, чувств и воли. Удовлетворяя потребности и достигая цели, человек тем самым создает новые объекты, новые условия среды, которые по­рождают и новые потребности.

Не только мышление, но и воля активизируется потребностями. Благодаря волевому усилию, целенаправленности, настойчивости, упорству человек преодолевает трудности и препятствия, появляющи­еся на пути удовлетворения потребностей.

Потребности могут быть основными причинами определенных психических состояний, переживаний, чувств человека. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, чело­век переживает состояние напряжения или спокойствия, радость или горе, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности.

Важная характеристика потребностей человека состоит также в том, что любая из них приобретает конкретное содержание в зависи­мости от условий и способов ее удовлетворения. Внутреннее состо­яние потребности организма в чем-то сигнализирует лишь о необхо­димости изменить это состояние, т. е. удовлетворить организм. Что же касается конкретной потребности, то она формируется под воз­действием внешних условий, т. е. факторов, которые обусловливают необходимость изменить состояние организма. Поскольку потребно­сти человека характеризуются предметным содержанием, определяе­мым условиями жизни, то любая потребность является прежде всего особой формой отражения условий жизни: экономического состоя­ния, воспитания личности, традиций и т. п.

В поведении человека та или иная потребность может проявляться ситуативно, т. е. только в конкретный момент, не отражая тем самым какую-то устойчивую структуру потребностей. Например, поведе­ние выпускника школы, испытывающего потребность в информации о высших учебных заведениях, характеризуется резким повышением активности в общении с теми, кто может дать ему такую информа­цию. После того как эта информация получена, т. е. потребность удовлетворена, активность в подобных контактах снижается.

Таким образом, как система потребностей, так и ситуативные по­требности, становясь источником активности личности, регулируют по­ведение человека. Обладая некоторой устойчивостью, стабильностью, система потребностей человека одновременно пластична: она может меняться под воздействием социальных условий или целенаправлен­ного воздействия — воспитания.

Рис. 2.3. Классификация потребностей

Потребности людей классифицируют по различным признакам (рис. 2.3).

По происхождению потребности бывают естественными и куль­турными.

. В естественных потребностях выражается зависимость челове­ка от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жиз­ни. Каждый человек испытывает естественные потребности в пище, питье, общении с противоположным полом, защите от холода, жары и т. д. Если какая-либо из этих потребностей не будет удовлетворе­на в течение определенного времени, человек может погибнуть. Есте­ственные потребности человека имеют общественно-исторический характер.

Культурные потребности отражают зависимость активной дея­тельности человека от продуктов человеческой культуры, их корни находятся в истоках человеческой истории.

К объектам культурных потребностей относятся предметы, кото­рые являются средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной исторически сложившейся культуры (например, вилка и ложка, палочки для еды) либо необхо­димы для культурного и трудового общения с другими людьми, об­щественной жизни человека.

В зависимости от уровня экономического развития, воспитания и усвоения принятых обычаев и традиций человек приобретает раз­личные культурные потребности.

По природе различают потребности первичные и вторичные.

Первичные потребности являются физиологическими и, как прави­ло, врожденными (например, потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе).

Вторичные — психологические (например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности кому-либо или чему-либо). Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди приобретают различ­ный опыт, их вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.

Различают такие вторичные потребности, которые проявляются в той или иной степени у большинства людей:

• доминантность — стремление контролировать, влиять, направ­лять поведение словом или приказом, стремление отвергать попытки сближения;

• агрессия — стремление словом или действием опозорить, осу­дить, проклясть, унизить;

• поиск дружественных связей — стремление к дружбе, любви, симпатия к другим, желание сблизить людей;

• автономия — бегство от всяческих ограничений, желание осво­бодиться от опеки, режима, порядка, регламентации;

• пассивное повиновение — стремление к пассивному подчине­нию силе, ожидание совета, помощи;

• потребность в уважении со стороны других;

• потребность в достижении — желание преодолеть, побороть, опередить других, сделать что-то быстрее и лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле;

• потребность быть в центре внимания — желание завоевать
внимание других, удивлять их личными достижениями и качествами;

• потребность в игре — стремление к развлечениям, предпочте­ние игры другой деятельности;

• эгоизм — стремление ставить свои интересы превыше всего, быть довольным собой; чувствительность к унижениям;

• социальность — игнорирование собственных интересов во имя интересов группы, благородство, уступчивость;

• потребность в самозащите — стремление к отстаиванию сво­их прав, защите имиджа;

• потребность в порядке — тенденция к упорядочиванию, акку­ратности, точности;

• потребность избегания опасности — желание исключить опас­ность, стремление к осторожности, уклонению от борьбы;

• потребность в преодолении поражений — желание компенси­ровать прошлые неудачи, потери.

По характеру предмета потребности бывают материальные и духовные.

В материальных потребностях проявляется зависимость челове­ка от предметов материальной культуры (потребность в пище, одеж­де, жилище, предметах быта и т. д.), в духовных — от продуктов общественного сознания (они выражаются в усвоении духовной культуры).

Человек испытывает потребности поделиться с другими мыслями и чувствами, читать газеты, книги и журналы, смотреть кинофильмы и спектакли, слушать музыку и т. д. Следует особо выделить духовную потребность человека в общении.

Духовные и материальные потребности неразрывно связаны.

По степени осознания человеком потребности могут быть осоз­нанными и неосознанными. В первом случае человек знает, чего хочет, и думает над тем, как этого добиться. Во втором случае потреб­ности проявляются как влечения. При этом человек лишь ощущает, чуввствует, что ему чего-то недостает, он испытывает беспричинное беспокойство, напряженность, но не представляет, что нужно сделать для снятия напряжения. Усиление потребности увеличивает вероят­ность ее осознания, понимания того,, как ее можно удовлетворить.

По степени важности для человека различают потребности до­минирующие и второстепенные. Первые могут подавлять все ос­тальные и в этой связи определять основные направления поведения и деятельности.

По отнесенности потребностей ко внутренней или внешней сфере развития их классифицируют на индивидуальные, социальные и смешанные (индивидуально-социальные).

Несмотря на разнообразие потребности имеют общие свойства:

• они всегда предметны, т. е. направлены на нечто конкретное;

• им присуще многообразие и способность к развитию;

• большинство из них цикличны, т. е. периодически возникают снова (очень трудно назвать потребность, которую можно удов­летворить раз и навсегда);

• большинство своих потребностей удовлетворяют только с по­мощью определенных предметов.

Для успешного руководства людьми менеджер должен хотя бы в общих чертах знать желания подчиненных, основные мотивы их по­ведения, взаимоотношения, рычаги воздействия и возможные резуль­таты. В литературе существует несколько значений понятия "мотив" (от лат. movere — приводить в движение, толкать):

• это преимущественно осознанные внутренние побуждения лич­ности к деятельности, связанные с удовлетворением опреде­ленных потребностей;

• совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих ак­тивность человека и определяющих ее направленность;

• осознаваемые причины выбора действий и поступков человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: