Пределы (ограничения) планирования в организации

3.

1.Неопределенность рыночной среды. В этих условиях важно установление контроля над рынком, который может осуществляться несколькими способами:

· вертикальная интеграция;

· контроль над спросом;

· контрактные отношения;

· создание предпринимательских сетей.

А).Вертикальная интеграция. Планирующая организация присоединяет путем слияния или поглощения организации-поставщики и/или организации-клиенты, образуя единую технологическую цепочку. При этом внешние сделки превращаются во внутрипроизводственные, в результате чего организация получает гарантию постоянных и стабильных поставок сырья, капитала, рабочей силы, а также регулирует затраты на приобретение необходимых экономических ресурсов. Одновременно организация сокращает свои транзакционные издержки, то есть затраты на заключение рыночных сделок.

Ограничения:

Во-первых, вертикальная интеграция всегда связана с крупными размерами организации для конкретного рынка (фермер не может включить в свой производственный цикл большой машиностроительный завод, поставляющий сельхозмашины, поскольку в одиночку не может воздействовать на уровень цен и объем производства этого масштабного завода. В то же время машиностроительная организация могла бы присоединить к себе, завод по выпуску электрооборудования для сельскохозяйственных машин).

Во-вторых, разрушая рыночные отношения, вертикальная интеграция устраняет конкуренцию и ее результаты, экономическая организация ухудшает не только состояние дел на рынке в целом, но и снижает свой хозяйственный потенциал. Многие организации отказываются от вертикальной интеграции, заменяя внутренние сделки более эффективными рыночными сделками.

Б).Контроль над спросом означает, что организация в состоянии контролировать объем продажи своих товаров. Но монопольная власть над спросом неустойчива и недолговременна, так как неизбежно возникают силы конкуренции, с появлением у каждого товара заменителей, с одной стороны, и антимонопольная деятельность - с другой.

Более эффективный и устойчивый источник воздействия на спрос - маркетинговая деятельность организации, то есть приспособление организации к потребительским нуждам.

В).Контрактные отношения. Потенциальный производитель сначала находит покупателя продукции, которую он способен произвести, и после соответствующей подготовки, производит товар. Сделка между потенциальными покупателями и продавцом оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объемы поставляемой или покупаемой продукции на достаточно длительный период времени. Контракт выгоден для обоих участников сделки.

Достоинства: небольшие организации не в состоянии осуществить вертикальную интеграцию; монопольный контроль над рынком; в полном масштабе реализовывать комплекс маркетинга (от дорогостоящих исследований рынка до громкой рекламной компании) - контракт оказывается наиболее эффективной формой преодоления неопределенности.

Недостатки: к онтракты не устраняют риска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон, под воздействием факторов внешней среды (природных и политических).

Г).Предпринимательские сети могут уменьшать неопределенность внешней среды, так как объединяют организации, которые экономически заинтересованы друг в друге на основе гибких взаимоотношений и сотрудничества, построенного на доверии.

Отличия: От вертикальной интеграции, основанной на жестких иерархиях, предпринимательские сети отличаются независимостью и свободой действий каждого из звеньев сети, организации-участницы сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия.

Первоначальной основой для образования сети является единая технологическая или коммерческая цепочка, объединяющая организации, или отношения субподряда.

Преимущества сетей: быстрое распространение и создание новой, необходимой для организации информации, ускорение внедрения нововведений, разделение риска между участниками сетей.

2.Величина издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования (необходимость дополнительных затрат на исследования, организацию подразделения планирования; привлечение дополнительного персонала; увеличение затрат времени).

Правило определения издержек планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. Таким образом, минимальными затратами на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание экономической организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечивать ее развитие.

Система мониторинга предназначена для сопоставления фактических и плановых показателей, ранжирования показателей по степени отклонения плановых показателей от реальных и группировки их с целью выработки решений о внесении изменений в экономическую политику организации. Она также дает возможность контролировать бездефицитность бюджета и предупреждать о предстоящих поступлениях и выплатах денежных средств, связанных с реализацией различных мероприятий. Система позволяет выполнять расчеты показателей, характеризующих состояние организаций, в том числе используя при необходимости собственные методики анализа.

Мониторинг выполняется с использованием персональных компьютеров.


Лекция 4. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-планов

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: