Масштабы деятельности организации

2.

1.

Пределы планирования и мониторинг основных плановых показателей

Значение анализа во внутрипроизводственном планировании

Общая характеристика планирования

Лекция 3. Роль анализа в комплексном планировании бизнеса

В РАЗРАБОТКЕ И МОНИТОРИНГЕ ОСНОВНЫХ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Вопросы:

Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Принципы планирования:

1) Принцип обоснованности целей и задач:

- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;

- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение организации;

- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников организации;

- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.

2) Принцип системности - планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности организации.

3) Принцип научности - учет перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.

4) Принцип непрерывности - сочетание текущего и перспективного планирования.

5) Принцип сбалансированности плана - необходимость количественного соответствия между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием.

6) Принцип директивности - план приобретает силу закона для всех подразделений организации после утверждения его руководителем организации.

В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.

Долгосрочное планирование (3х или 5тилетний периоды) определяет общую стратегию организации в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения затрат, прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результат этого плана - формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план организации по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства и продаж, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

Основные методы планирования:

- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

- балансовый – включает целенаправленное согласование использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития организации распространяются на будущие периоды;

- интерполяции - организация устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

- факторный - учет влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

- матричный - построение моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями их деятельности;

- экономико-математического моделирования - с применением современных средств и методов компьютерного моделирования производственно-хозяйственных процессов и др.

Преимущества применения планирования:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации принятых решений;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении организации необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации.

Факторы повышения роли планирования в организациях на современном этапе:

1.Увеличение размеров организации. Усложняется структура организаций (причины: стремление к росту, необходимость перераспределения риска). Осуществляется инвестирование в новые сферы бизнеса.

Преимущества в осуществлении планирования крупных организаций:

- необходимым потенциал для предвидения своего будущего;

- выше финансовые возможности;

- они занимаются серьезными научными и проектными разработками;

- высококвалифицированный персонал.

Преимущества в осуществлении планирования небольших организаци й:

- более простая и предсказуемая внутренняя среда;

- легче создать особый психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, ее целей.

3. Изменение внешней среды. Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги и в других факторах внешней среды: технологиях, средствах связи - коммуникациях, социальных отношениях и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.

Планирование должно охватывать весь хозяйственный цикл. Это позволит принимать решения, адекватные изменениям внешней среды.

4.Изменение стиля руководства. Организация индустриального периода относилась к работнику как к простому исполнителю, элементу общего механизма управления. Новый стиль руководства предоставляет работнику большую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности. Такой подход к определению задач для работников требует от руководителя полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности, что в свою очередь повышает значимость планирования.

5.Усиление центробежных сил в экономической организации позволяет лучше приспособиться к сложной и неопределенной внешней среде, лучше реагировать на запросы различных секторов, которые обслуживает организация, осваивать новые прибыльные виды деятельности, предоставлять высокую степень автономии и самостоятельности своим подразделениям и менеджерам. При этом увеличивается их и предпринимательская активность.

На практике существует множество апробированных способов преодоления отрицательных последствий центробежных тенденций, таких как матричная форма организации и назначение менеджера, ответственного за проект, общие бюджетные программы, модели (в том числе компьютерные) экономической организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: