Формы государства и их конституционно-правовая основа

Когда мы говорим о форме государства, мы подразумеваем 2 стороны:

· форма правления

· связанным с ним политический режим

Форма правления:

· монархия

· республика

Говоря о политическом режиме, имеется в виду:

· демократический

· недемократический

Форма государственного устройства (территориальное деление):

· унитарное государство

· федерация

· конфедерация

Монархия (произв. от греч. слова – «единовластие»). Сущность монархии – верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству от отца к старшему сыну, иногда к дочери или родственнику по боковой линии, ни один другой орган не в праве повлиять на этот процесс. Разделяют монархию:

· абсолютную

· ограниченную

· теократическую

В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха (Россия в 18 веке, Франция до революции); это исторический переходный вид государства.

В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания.

Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства.

Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом.

Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти.

Современные республики делятся на:

· парламентские

· президентские

· смешанные

В парламентской республике население страны избирает высший представительный органам власти. Парламент формирует органы исполнительной власти, т.е. избирает президента или формирует правительство. Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Концентрация власти в руках парламента преодолевается наличием многопартийности, которая обеспечивает участие в деятельности различных представителей партий. Положение президента напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Он имеет представительную функцию, но реальной властью не обладает. Пример: Италия, Франция, Индии, Германия.

Президентская республика. В этой республике всенародно избранные президент и парламент. Президент является высшим органом исполнительной власти, он формирует правительство, структуру исполнительной власти, назначает и освобождает от должности руководство. Однако для недопущения усиления авторитарности власти в президентской республике введена процедура импичмента – досрочное отрешение от должности. Также вводится судебный контроль за деятельностью президента.

Смешанная республика – сочетание двух республик; для неё характерно:

отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Всенародно избранный президент оказывается отдалён от руководства исполнительной властью. По конституции такое руководство возлагается на правительство. но пари этом правительство формируется частично по представлению президента, частично с согласия парламента. По окончание истечения сроков действия полномочий парламента истекает срок действия правительства. в республике смешанного типа предусматривается досрочный роспуск парламента по решению президента.

Формы государственного устройства - территориальное устройство, характер взаимоотношение между составными частями и центральной властью.

Унитарное – государство, построенное по системе вертикального подчинения, имеет простую структуру, административное образование в таком государстве не самостоятельно и подчинено центральным органам власти; в случае создания государства в многонациональной стране предусмотрена автономия, то есть право какой-либо части государства решать свои внутренние вопросы (Италия, Россия).

Федеративное – сложное образование, имеющее в своём составе административно-территориальные или национальные образование – члены федерации, обладающие в значительной степени самостоятельностью или даже суверенитетом (штаты США, земли в ФРГ). Для защиты и представления интересов субъектов федерации предусматривает создание 2-х палатной системы представительно-законодательной власти, а также создание представительной и исполнительной власти в субъектах федеоации.

В федерации осуществляется двойная система законодательство:

· федеративная

· субъектов федерации

Правовая основа большинства федераций является Конституция.

Конфедеративное государство. Отличительные черты:

· не имеет общезаконодательных, исполнительных и судебных органов.

· не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета.

· сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территории другого значительно сокращен.

· государственные органы могут договариваются о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике, возможности создания иных органов, которые занимаются координированием общих интересов объединённых государств в межгосударственных отношениях в международном сообщении.

· конфедеративные государства не долговечны, ини или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации(Германский союз(18151867), Австровенгрия(1867-1918)).

Своеобразной формой конфедерации является СНГ. Наблюдается 2 тенденции:

· объединительная

· разъединительная

которые делают данные союз непрочным, а его субъектов – незавершенными государствами.

Империя – сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата и насильственного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством (Остманская империя).

Содружество – весьма редкое, аморфное, неопределённое, но организационное объединения государств, характеризуемое наличием общих признаков, касающихся:

· экономики

· права

· языка

· культуры

· религии.

Политический режим – совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы (государство) осуществляет принадлежащую им власть. Политический режим отражает степень авторитарности, тоталитарности, демократичности в стране.

История знает демократичные и недемократичные режимы.

Демократии:

· античная (власть всех граждан)

· олигархическая (власть немногих)

· аристократическая (власть лучших, власть знати)

· парламентская (характеризуется передачей власти парламенту, избираемого всем народом на основе всеобщего равного избирательного права)

Разновидность парламентской демократии является либерально-демократический режим, отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективизму в организации экономической и политической жизни. Либерально-демократический режим считает, что коллективные начала тяготеет к тоталитарным формам правления, в отличие от либерально-демократического, тяготеют к рыночным, свободным равноправным отношениям. Однако преувеличивать либеральный режим не стоит, так как у него есть свои проблемы:

· социальное неравенство

· расслоение общества

· недобросовестная конкуренция

· стремление к монополии как власти, так и капитала

На сегодняшний день либеральные идеи уступают место идеям справедливого социального устройства общества, рассматривая главной ценностью личность, а не индивидуализм.

Недемократический режим основан на сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц, связанных между собой общим корыстным или властным интересом. Такие режимы принято называть

· автократичными

· авторитарные

для которых идеология идеология не является системообразующим фактором.

Недемократичные режимы с господствующей идеологией называются авторитарными:

коммунистический режим (диктатура пролетариата)

· фашистский

· рассистский

· военно-диктаторский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: