С учреждением в феврале 1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская Дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В первой четверти XVIII в. происходит дальнейшее развитие и укрепление самодержавия, ликвидация остатков сословно-представительных органов, абсолютная монархия получила законодательное закрепление.
А) Высшие органы власти управления. Император.
После окончания Северной войны со Швецией (1700-1721) Россия стала могучей Европейской державой. Она начала играть большую роль на международной арене. Характерной чертой развития российской государственности в начале XVIII в. было усиление личной власти царя. Важным политическим актом не только внутреннего, но и международного значения было провозглашение Петра I 22 октября 1721 г. императором.
Император обладал более широкими полномочиями, чем царь периода сословно-представительной монархии. В области законодательной только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране, ему подчинялись все органы государственного управления. Император был также главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение - Синод. Должность главы русской православной церкви - патриарха была упразднена.
Император являлся Верховным Главнокомандующим. Он объявлял войну и подписывал мир. Власть императора была настолько сильна, что Петр I преступал исторически сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. Так по старинному русскому обряду коронации подлежал только царь при вступлении на престол, но в 1724 г. была официально коронована жена Петра I Екатерина (урожденная Марта Скавронская, потом Катерина Василевская, наконец, Екатерина Алексеевна).
Не остановился Петр I и перед нарушением традиционного порядка наследования престола: в 1722 г. после смерти сыновей он издал «Указ о наследии престола». Вместо «недоброго обычая» автоматического перехода трона от отца к старшему сыну вводился новый порядок: «правительствующий государь» своей волей назначал того, кого хотел; он мог изменять свое решение и назначать другого наследника (поводом послужила измена делу отца, интересам России царевича Алексея - его сопротивление преобразовательской деятельности Петра). Этот закон действовал до 1797 г., когда Павел I восстановил порядок перехода престола по праву первородства и только по мужской линии.
Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, монарх, разумеется, был не в состоянии охватить все отрасли управления страной. В своей деятельности он опирался на мощный широко разветвленный бюрократический аппарат.
Б) Центральные органы государственного управления.
Важной мерой на пути формирования бюрократического механизма самодержавия стало создание Сената. Перед отправкой в Прутский поход 2 марта 1711г. Петр своим приказом учредил Сенат - высшее правительственное учреждение в государстве. По его словам, Сенат создавался на время отсутствия царя. Созданный как временный орган, Сенат просуществовал более двух столетий, как высший правительственный орган. Первоначально Сенат мог во время отсутствия царя в случае необходимости издавать законодательные акты, отменять старые законы, утвержденные Петром I, но в 1722 г. он был лишен этого права. Сенату принадлежали, прежде всего, законосовещательные функции: инициатива издания того или иного закона, разработка проекта закона, его обсуждение и обнародование.
Сенат являлся высшим органом государственного управления. Он осуществлял контроль за деятельностью приказов, а затем, после их ликвидации, за коллегиями и местными учреждениями путем сенатских ревизий. Сенат был также высшим судебным органом по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Кроме того, в Сенат, как в апелляционную инстанцию поступали жалобы на решения юстиц-коллегий и Поместного приказа. Вопросы, относящиеся к компетенции Сената, решались на собрании сенаторов. Во главе канцелярии Сената стоял обер-секретарь. Для осуществления функций надзора при Сенате в 1711г. учреждалась должность обер-фискала, а с 1723 г. генерал-фискала.
Функции фискалов заключались в том, чтобы «тайно проведовать, доносить и обличать» злоупотребления всех должностных лиц, защищать интересы государственной казны, вести борьбу с преступностью. Институт фискалов, однако, не оправдал себя, так как фискалы как тайные чиновники сами допускали много злоупотреблений, в частности, без всяких оснований привлекали к уголовной ответственности, вымогали взятки.
В отличие от Боярской Думы, в которую в XVII в. входило до 100 человек, Сенат был немногочисленным - 9 сенаторов и обер-секретарь, назначавшиеся императором. При назначении Петр учитывал только деловые качества и способности вне зависимости от происхождения.
Главную роль в Сенате играло приветствие, т. е. Общее собрание сенаторов, которое рассматривало все дела, поступавшее в Сенат. Решение сначала принималось единогласно, ас 1714 г. большинством голосов.
В 1718 г. в связи с учреждением коллегий, в Сенат были введены президенты коллегий (выведены в 1722 г. из состава Сената, кроме трех президентов коллегий: иностранных дел, военной и адмиралтейской). При Сенате имелись разрядный стол (позже сменила его герольдмейстерская контора во главе с герольдмейстером), ведавший учётом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности.
Расправная палата - для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для докладов по ним присутствию Сената, генерал-рекетмейстер - для приёма и рассмотрения жалоб на центральные учреждения.
В Сенате независимое положение занимал генерал-прокурор со своим помощником - обер-прокурором, которые возглавляли учреждённую в 1722 г. прокуратору. В отличие от института фискалов прокуратура была создана для гласного надзора за деятельностью всех государственных учреждений как в центре, так и на местах. Генерал-прокурор являлся «оком государевым». На генерал-прокурора возлагались следующие обязанности: он председательствовал при отсутствии царя в Сенате и определял очередность дел, выносимых на рассмотрении Сената, имел право приносить протест царю на неправильные решения Сената, представлял ему доклады о деятельности Сената, объявлял Сенату распоряжения царя, мог возбуждать вопросы об издании новых законов и отмене старых, наблюдал за исполнением законов. В 1731г. при Сенате была образована Канцелярия тайных розыскных дел, которая расследовала и производила суд по государственным преступлениям. В 1762 г. эта канцелярия была упразднена, но вскоре была учреждена тайная экспедиция Сената, занимавшаяся расследованием наиболее важных дел о политических преступлениях, в частности дел Пугачева, Радищева и др.
Падение роли Сената произошло в царствование Екатерины П. Стремясь ликвидировать всякое противодействие со стороны Сената, Екатерина II в 1763 г. разделила его на 6 обособленных друг от друга департаментов, что значительно снизило его роль. Павел I превратил Сенат в высшее судебное учреждение, лишив его административных функций. Однако, решения Сената не считались окончательными, так как некоторые из них подлежали утверждению царем. Кроме того, на решения Сената можно было приносить жалобы царю.
В) Верховный тайный совет.
После смерти Петра I до конца XVIII в. в России при императорах стали создаваться Советы, выполнявшие роль высших органов государственной власти. В Советы обычно входили наиболее влиятельные представители дворянской группировки, содействовавшие приходу к власти императора.
В 1726 г. вдова Петра I, императрица Екатерина I, по настоянию влиятельной группы феодальной знати учредила Верховный тайный совет. В его состав входило семь видных приближенных императрицы, в том числе Меньшиков, Голицын и др. Все важнейшие законы не могли издаваться императрицей без согласия Верховного тайного совета. Ему были подчинены Сенат и Синод. Особенно усилилась роль Совета после смерти Екатерины I (1725-1727), когда ему до совершеннолетия Петра II (1727-1730) было поручено регентство. В 1731 г. Анна Ивановна учредила Кабинет министров, состоявший из трех министров, деятельность которого направлял фаворит Анны Ивановны Эрнст Бирон. Спустя 10 лет, в 1741 г., императрица Елизавета Петровна упразднила Кабинет министров и восстановила былое значение Сената, но уже в 1756 г. он был снова оттеснен - теперь уже Конференцией при высочайшем дворе, который рассматривал вопросы внешней политики и строительства вооруженных сил.
В 1762 г. Петром III учрежден был императорский Совет, который в 1769 г. заменен Советом при высочайшем дворе, Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен государственным Советом.
Г) Коллегии.
Задачи, вставшие перед абсолютистским государством, требовали новых организационных форм управления. Старая приказная система уже не отвечала требованиям времени.
Коренная перестройка центрального аппарата государственного управления была проведена Петром I в 1717-1720 гг. В ходе реформы Петр ликвидировал приказную систему. Вместо приказов были учреждены Коллегии, как центральные органы отраслевого управления. Всего было создано 12 коллегий. В коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел.
Три из них были главными или «первейшие государственные коллегии»:
- Военная коллегия,
- Адмиралтейская коллегия,
- Иностранных дел.
Три коллегии были финансовыми: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия.
К торгово-промышленным коллегиям относились:
- Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью,
- Мануфактур-коллегия, руководившая остальной крупной промышленностью,
- Коммерц-коллегия, занимавшаяся торговлей.
Остальные коллегии:
- Юстиц-коллегия, являющаяся высшим органом судебного управления,
- Вотчинная коллегия, ведавшая вопросами, связанными с дворянским землевладением,
- Коллегия духовных дел, позднее Синод.
В 1720 г. на правах коллегии был учреждён Главный магистрат, управлявший городами. Состав его назначался царём из купечества. В отличие от коллегий деятельность Главного Магистрата распространялась лишь на одну группу населения - горожан.
Основной формой деятельности коллегии служили заседания её общего присутствия. Мнения высказывались по очереди, начиная с младших чинов. Дела решались большинством голосов. При равенстве голосов перевес получало мнение, за которое высказывался президент.
Для руководства ими возникли центральные учреждения под различными названиями: приказы, канцелярии, палаты.
В 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегии были упразднено. Продолжали свою работу только четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, Медицинская, (с 1763 г.). Однако в 1796 г. Коллегии были вновь восстановлены.
Местные органы управления.
В XVIII в. система местного управления неоднократно подвергалась существенной перестройке. Целью реформ Петра I в области местного управления была ещё большая централизация местного государственного аппарата.
С целью поднятия экономического состояния городов, упорядочения взимания налогов с горожан в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата (Ратуша), которая ведала управлением посадского населения всех городов.
Ратуше (с 1700 г.) подчинялись учрежденные в городах выборные бурмистерские (или земские) избы, которые осуществляли административные, судебные, финансовые функции (выбирались из купечества) и были независимы от воевод. Воеводы осуществляли в городах лишь военные и политические функции.
Указ 1702 г. Петра I отменял губное самоуправление в уездах, а функции губных старост передал воеводам. В каждом уезде при воеводах были созданы дворянские Советы из 2 - 4 дворян, избираемых дворянами уезда. Слишком большое количество уездов в России (их было 319), управляемых царским правительством, не давала возможности справиться со взиманием налогов с населения и подавлять крестьянские восстания.
Во главе губерний стояли губернаторы, назначавшиеся царём. Петербургскую и Азовскую губернии возглавляли Генерал-губернаторы.
Губернии делились на провинции, провинции - на уезды. Во главе провинций стояли воеводы, при которых имелись земские канцелярии. Во главе уездов стояли выборные из числа дворян - земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и другие.
Таким образом, важнейшим признаком абсолютизма является неограниченная власть монарха, отсутствие органа (иди органов), который хотя бы формально ограничивал его полномочия. В России условия для возникновения абсолютной монархии сложились в конце XVII в., и царь был уже неограниченным монархом, хотя самодержавие еще сохраняло внешние формы сословно-представительной монархии.