Лекция 1. Мировая научная мысль на рубеже 2-3 тысячелетий характеризуется появлением новых направлений научных исследований

Тема: ГЕНДЕР КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА (2 ч.)

Мировая научная мысль на рубеже 2-3 тысячелетий характеризуется появлением новых направлений научных исследований, переосмыслением, казалось бы, устоявшихся теорий и переоценок обычных социальных, политических, повседневных практик. От века к веку прогрессирует специализация научного знания. Новые проблемы, противоречия, альтернативы, типы интеллектуальной деятельности требуют культуры нарушения вопросам, опираясь на предшествующие научные традиции и умение сосредоточить мысль на проблемах новой эпохи, времени, страны. Перед гуманитарной наукой встали исторические задачи по-новому осмыслить социальные реалии переломных эпох, взгляды на мир и справедливость его организации, определить человеческие ресурсы, потенциальные возможности и пределы перестройки устоявшихся общественных отношений, переосмыслить их перспективу. Эти задачи обусловлены необходимостью обновить и реформировать национальные общества и мировое сообщество, соблюдение гуманистических и демократических принципов социальной жизни сосредоточить внимание на личности, ее положении и статусе, а также на ее значении в обеспечении дальнейшего развития человечества и его устойчивого развития; осознать, что управление современными социальными процессами требует не разрозненных идей, а новой комплексной системы знаний, содержащих и социо-половую составляющую.

Для обозначения новых стратегий мирового регулирования cоцио-половых отношений в общественных науках возник термин «гендер» и начались гендерные исследования. Они имели цель анализировать отношения между женщиной и мужчиной, определять их характеристики через общее и отличающее, раскрывать роли полов, конструкций феминности и маскулинности т.д.

Трансформация национальной жизни в условиях глобализации, всеобъемлющие мировые масштабы деятельности, связей, отношений, преодоление границ обусловили необходимость ввести понятие гендера в практические преобразования. Его стали применять при определении политических стратегий, правовых отношений и норм, которые их регулируют, преобразований во всех сферах жизни под влиянием женщин и мужчин, в зависимости от развития и изменений прав, свобод, обязанностей, ответственности супругов и возможностей их реализовать. Термин «гендер» начали применять для описания всех преобразований в обществе и государстве, поскольку именно на них влияют личности мужчины и женщины и их отношения. Гендер стал необходимым конструктом реальных практических преобразований в общественных отношениях, составным базовым компонентом которых является статус женщины и мужчины. Все большую огласку, распространение, как в научном употреблении, так и в политико-правовом анализе проблем равенства полов приобретает понятие гендера и в Украине.

Любая эпоха выражается через присущие ей термины и понятия. Их создатели вкладывают в них соответствующий культурный смысл своей деятельности и человеческих отношений. Задача создать терминологический и понятийный контекст совпадает с потребностью сконструировать понятные контексты интерпретации. А поэтому в современных условиях при осознании гендерных отношений, их субъектов важно сосредоточить внимание на концептуальном понимании понятий, терминов.

В широком смысле гендер можно определить так:

гендер - это смоделированная обществом и поддерживаемая социальным институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личности в процессе социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола.

Понятие, как и люди, имеют свой возраст и место рождения. Термин «гендер» возник в Великобритании. В переводе с английского языка гендер буквально означает грамматический род - мужской, женский, средний. В дальнейшем это понятие стало означать социо-половые характеристики пола, в отличие от собственно биологических (генетикико-морфологических, анатомических, физиологических), - с присущими ему характеристиками образа жизни, поведения, намерений и стремлений и т.д. Гендер касается не только мужчин и женщин как отдельных индивидов, но и характеризует отношения между ними как социально-демографическими группами и гендерные отношения в целом - то, как реализуются социальные роли женщин и мужчин, девочек и мальчиков, как они социально выстраиваются.

Гендер отличается от понятия «sex», которое переводится как «пол», т.е. как способность или неспособность вынашивать и рожать детей. Биологический пол выражает естественные, биологически заданные различия между мужчиной и женщиной. Если пол задается естественно, то гендер конструируется социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. Гендер характеризует личностей и женского, и мужского пола, будучи продуктом социализации.

Гендер - довольно сложное понятие, поскольку раскрывает многоаспектное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях:

• гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и моделей поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической;

• гендер как обретение социальности индивидами, родившимися в биологических категориях женского или мужского пола;

• гендер как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации.

Во всех этих значениях гендер изучается в системе научных «гендерных исследований».

Гендерные исследования - направление научной деятельности и ее социальной организации, направленное на изучение места, роли, активности, волеизъявления и самореализации мужчин и женщин в переменных исторических условиях социального бытия определенной эпохи.

Результатом гендерных исследований как отдельного научного направления в деятельности широкого круга ученых из разных областей знаний стало создание современной гендерной теории.

Современная гендерная теория - это система научных представлений отношения и статус женщины и мужчины, их социальная жизнь и жизненный опыт, приобретение и реализация ими социально-ролевых характеристик и особенностей.

Значительное внимание этой теории сосредоточено на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины и их возможностей и шансов в самосоздании, самоутверждении и саморазвитии. Наиболее выраженными аспектами этой теории являются:

1) изучение роли женщин и мужчин как субъектов социального миросоздания, их мировоззрения и потенциальных возможностей в преобразовании социальных отношений и их упорядоченности;

2) изучение объективных социальных, экономических, политических и культурных условий, которые порождают, обусловливают и создают неравенство полов, выявление гендерно обусловленной природы всех социальных и институциональных отношений;

3) осмысление современной роли женщины и мужчины, их позиций, формирование методов их социального уравнивания, поиск путей вхождения женщины в мужско-доминантную систему и предоставление ей новых свойств, которые бы отвечали интересам и потребностям обоих полов;

4) критика и преобразования современного национального и мирового порядка, поиск новых форм упорядочения всех социальных отношений в интересах женщины и мужчины как равноправных на основе соответствующего анализа деятельности, организации и управления мировых и национальных государственных и общественных структур.

Гендерная теория имеет определенные особенности.

Во-первых, она имеет междисциплинарный характер. В ее разработке и развитии принимают участие специалисты различных научных отраслей - философы, социологи, политологи, историки, правоведы, экономисты, литераторы, психологи, теологи, биологи, медики и т.д.

Вторая особенность заключается в том, что эти специалисты, формируя новую гендерную теорию, выполняют тройное задание:

а) являются создателями новых гендерных знаний, которые способны обновлять и хранить приобретенное в науке собственным научным саморазвитием, прояснять важные проблемы, с которыми сталкивается современное мнение и политика;

б) развивая теорию гендера, они вносят изменения и обуславливают пересмотр многих теоретических положений в своих отраслях и расширяют объем их знаний;

в) производят критическое видение общественных реалий для миросоздания на гуманных, справедливых принципах, среди которых принципы равенства полов являются базовыми.

Гендерная теория - вызов гендерной революции, произошедшей в течение последней трети ХХ в. Она поставила перед человечеством и личностью много вопросов, которые решает или хочет решить любая мысль, которая развивается. И среди них есть вопросы, на которые еще нет окончательного ответа.

Назовем некоторые из них: Почему в современном мире 66 % всей работы в домашнем хозяйстве и неформальной экономике выполняют женщины, а 99 % всей собственности в мире и примерно такой же % власти находятся в руках мужчин? Почему женщина еще до сих пор вне собственности и вне политической власти? Почему она остается незамеченной в этом неравенстве за последнее столетие? Если женщины и дальше будут незамеченными и отодвинутыми от власти, собственности и идеологии, а мужчины отстранятся от гендерных преобразований и ничего не изменится, то станет мир гуманным и справедливым? Если современные общественно-политические течения - консерватизм, либерализм, радикализм, социализм - не внесут гендерные преобразования как составную часть своей деятельности, то достигнут они цели в борьбе с несправедливостью, насилием и т.д.? Выполнят они поставленные задачи, не использовав оптимально ресурсы женской силы и женского ума? Какой характер изменений и каковы их последствия в XXI в. состоятся в мужском социуме, в отношениях мужчины и женщины? Кто даст ответ на вопрос, почему именно мужчины решают, какое общество наиболее соответствует потребностям и интересам современной образованной женщины?

Оказывается, что устоявшаяся социо-гуманитарная мысль обходила и до сих пор обходит целый пласт проблем, рассмотрение которых приводит к потребности изменить саму методологию обществоведческих исследований и ставит под сомнение окончательность их теоретических результатов. В целом возникновение гендерных исследований обусловлено социальной необходимостью внести социо-половую составляющую в обществоведческие дисциплины, необходимостью реформировать и перестроить мировое и национальные общества и переосмыслить их анализ.

Довольно долго в системе научных исследований особое место отводилось изучению положения и статуса женщины, как исторически наиболее дискриминуемого и такого, что находится в неравном положении по сравнению с мужчиной. Это направление получило название «Женские исследования».

«Женские исследования» принципиально отличались от исследований о женщинах, фигурировавших в интеллектуальной традиции. Такие отличия заключаются в типе аргументации и методологических возможностях объяснить неравенство положения, статуса и общественных позиций женщин и мужчин. Традиционные исследования о женщинах не учитывали властных отношений «Господства – подчинения» в системе отношений «женщина – мужчина» и не анализировали властных соотношений в определенной культуре, связанных с полом. Они не определяли причин положения женщин в реальной исторической практике общественной жизни, основываясь на «гендерно нейтральной» модели их описания и объяснения – «Женщины в революции», женщины и коллективизация, «женщина во Второй мировой войне», изучая их наряду с другими социальными или демографическими группами и не рассматривая специфики положения женщин по сравнению с остальными. Часто такие исследования, особенно в области культурологии, философии и литературоведенья, сосредоточены не на анализе, как на оценках женщины - как «святой» или «блудницы», «роковой женщины» и т.д. и акцентировали внимание на ее мнимых добродетелях или таких же мнимых пороках. Такая традиция научного рассмотрения обусловила появление новых подходов, воплотились в «женских исследованиях».

Женские исследования - направление научной деятельности, направленной на изучение статуса и положения женщины на мировом уровне или в национально определенном обществе в определенное историческое время, при котором рассматривается женский жизненный опыт в системе социальной и культурной действительности.

Женские исследования стали источником и создали теоретическую базу для возникновения собственно гендерных исследований, которые ведутся с начала 70-х годов ХХ века. Появившись как новый этап в развитии женских исследований, гендерные исследования перешли от изучения специфически женского опыта к анализу гендерной ситуации в определенной стране, гендерных отношений, охватывающих оба пола. Возникновение и развитие понятия «Гендер», которое мировая научная общественность сейчас четко различает с понятием «пола», ярко иллюстрирует это изменение. Женские исследования активно распространяются в течение 80-х и 90-х годов, становясь все более многоаспектными и активно привлекая проблематику и методы различных дисциплинарных областей социо-гуманитарных наук.

Однако гендерные исследования нельзя трактовать только как продолжение женского. Появление гендерных исследований как научного направления значительно позже. Бурное развитие производственного, политического и другого капитала во второй половине ХХ века требует роста масштабов человеческого капитала, расширение количественных и качественных его возможностей.

Обновление и реформирование мирового сообщества, национальных обществ и государств исключалось без научного анализа и рекомендаций относительно нового содержания гендерных отношений, которые все больше начинают рассматриваться как базовые. Дальнейшие изменения и относящиеся к ним программы требовали выработки научных принципов гендерного равенства, на которых они основываются и развиваются. Прежде прогресс в общественном развитии потребовал научного анализа пополнения и расширения новых источников экономических и социальных ресурсов, в частности женского социума, новых форм их организации и управления. С этой точки зрения гендерные исследования возникли как социальный заказ новейшего общества, как отражение соответствующей организации социального пространства, потребность реконструкции индивидуального, семейного, общественного и государственного сожительства полов. Эти процессы осмысливались как экономические, политические и социальные преобразования мирового и национальных масштабов. В исторической практике вопрос равенства полов все устойчивее начинает рассматриваться как основополагающий принцип демократического развития обществ, гуманистического содержания их политической организации. Гендер начинает приобретать значение категории, сопоставимой с категориями «класса» и «расы»: все более увязывается с понятиями нации, политики, демократии, рассматривается с искусством, культурой. Все это потребовало теоретического объяснения и разработки соответствующей аргументации.

Предметом углубленного изучения и научного осмысления становятся ценности и жизненные ориентации супругов, расширение их интересов и возникновение новых потребностей, обновление характера отношений между ними соответственно обновление мирового пространства, новые подходы к социо-половой культуре и формированию культурных реалий современности, расширение индивидуального жизненного пространства самовыражения, а также углубление интереса к определению и созданию будущего с учетом гендерной перспективы.

Гендерная теория возникла как современный научный поиск паритетных и сбалансированных отношений между полами, их мирового и национального сосуществования на основе анализа и переосмысления истории, организации общественной и частной жизни женщины и мужчины, всей социальной культуры как сферы формирования жизненных стратегий индивидов в соответствии с их полом.

В тематическом пространстве современных гендерных исследований четко определились 4 направления:

1. гендер как средство социологического анализа;

2. понимание гендера в рамках женских исследований;

3. гендер как культурологическая интерпретация;

4. гендер как принцип практической реконструкции современного общества.

Гендерная теория, одним из источников которого является феминизм, универсальна по содержанию, объему и применению.

Гендерные исследования не тождественны теории феминизма. Последняя, как система общих взглядов, позволяющих описать, раскрыть и объяснить социальный опыт людей, сосредоточена на «женщине» как своем объекте, ее роли и значимости. Главными аспектами феминизма как теории являются: женщина как основной объект изучения социальной жизни в определенной исторической ситуации; женщина как субъект в социальном мире; феминизм - как критическое отношение к социальным реалиям с женской позиции и в ее интересах, а значит, и в интересах человечества.

Гендерная теория изучает социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличительное между ними, социальные взаимоотношения полов, рассматривая мир сравнительно с позиции обоих социо-половых групп. Она направлена не только на теоретическую реабилитацию специфического женского опыта, но и на то, чтобы сделать «видимым» и женский, и мужской опыт общественного бытия. Предметом современных гендерных исследований является не только женская субъективность, но и сравнение женщины и мужчины в реальной жизни, во всех их проявлениях и сферах. Современные гендерные исследования отмечают наличие не только женского и мужского типов: кроме них, предметом гендерного анализа становится и гомосексуальный, гетеросексуальный и транс сексуальный типы.

Гендерные исследования также имеют целью объяснить различия внутри определенного гендера - между самими женщинами, между мужчинами - и дать им целостную сравнительную характеристику зависимости от положения - их класса, расы, национальной принадлежности, семейного статуса, места проживания, возраста, конфессиональной принадлежности, то есть предусматривают сравнительный анализ всего социального в жизни людей с позиции их пола.

Гендерные исследования имеют также значительный практический аспект. По применению, гендерная теория выступает за изменения, превращение в положении и статусе обоих полов, ставя реальные задачи создания общества гендерного равенства. Гендерная теория может также ответить на вопрос, какие преобразования необходимы для утверждения справедливости и гуманизма в отношениях между женщиной и мужчиной. Современные общества все более неотложно нуждаются в деконструировании оценок и устоявшихся подходов к власти и собственности, идеологии и культуры, содержания их функционирования с точки зрения отличного «женского» и «мужского» видения, понимание ими справедливости, гуманизма, равенства, преодолевая приоритетность мужской позиции. Расширение круга сторонников гендерных преобразований становится характерным признаком современности.

Итак, на сегодня уже четко очерченные систематизированные научные знания по вопросам гендера, направлены на познание субъектов-супругов, их ролей, характеристик и связей. Это позволяет рассматривать гендерные знания как самостоятельную дисциплину. Такому становлению гендера как научного направления способствует его институализация в системе образования и науки. В частности, гендерные исследования получили статус академической дисциплины в американских и европейских университетах. Научное исследование и изучение гендера все больше распространяется в академических и университетских центрах Украины, в которых изучение гендерной проблематики было начато в 90-е годы ХХ ст. и развивается в дальнейшем. Сейчас можно отметить рост количества украинских гендерных научных центров, увеличение специалистов по вопросам гендера, рост количества часов для преподавания гендерной проблематики в вузах, техникумах, школах и т.д.

Углубленное изучение гендера, расширение проблематики, ее многоаспектность ставит вопрос о названии науки и учебной дисциплины в вузе. Специалисты по вопросам гендера активно дискутируют относительно термина, который наиболее соответствует сути и содержанию науки и учебной дисциплине о гендере (что свойственно периоду становления любых научных знаний и их изучений в высшей школе). Такой поиск и идеи отдельных авторов свидетельствуют, что название «гендерные исследования» сводит их якобы к процессу или к результатам академического наследия, в определенной степени игнорируя целостность накопленного в социальной и гуманитарной науке.

В современных условиях систематизированные исследования гендера называют по-разному. Кроме устоявшегося названия, «гендерные исследования», предлагаются и другие – «гендероведенье», «гендерология», «гендергетика»:

Гендероведенье определяется как система знаний о социальном статусе женщин и мужчин, их взаимоотношений как непосредственно в процессе самоорганизации и самоуправления собственной жизни, так и через общественные и государственные структуры, обусловленные историческим определенным способом средств производства и способом производства общественной и индивидуальной жизни.

Гендерология как основной предмет научного изучения рассматривает гендерные отношения. Это новая для Восточной Европы миждисциплинарная область научных исследований.

Гендергетика - термин, которым отдельные ученые предлагают называть междисциплинарное направление научного поиска - гендерные исследования, которые интегрируют отдельные науки о человеке, изучающие гендер и выявляющие общие закономерности, в рамках которого конструируется аппарат для гендерных исследований.

Гендер как система знаний изучает гендерную систему общества как совокупность взаимосвязанных институтов и организаций, с помощью которых социально, идеологически и организационно строятся отношения женщины и мужчины, формируется отношение общества к проблеме пола, обеспечивается реальное социо-половое равенство или неравенство, осуществляется завоевание и реальное утверждение гарантий прав, свобод, обязанностей и ответственности женщин и мужчин, обеспечение реальных возможностей их самореализации в соответствии с достигнутым уровнем гендерной культуры.

Руководствуясь этим определением, рассмотрим содержание предмета гендера. Прежде гендер выступает как система, содержащая:

1. систему знаний;

2. гендерную систему общества;

3. гендерные практики.

Как система знаний гендер является комплексом социально- философских, социологических, политологических, психологических, культурологических и других теорий, анализирующих развитие мужской и женской идентичности и субъективности, положение женщины и мужчины в обществе, систему мужского доминирования, формирования нормативных образцов «мужского» и «женского» в определенной культуре.

Гендерная система общества - совокупность взаимосвязанных институтов и организаций, с помощью которых социально, идеологически и организационно строятся отношения между женщиной и мужчиной, отношение общества к проблемам пола, формируется реальное половое неравенство или равенство, осуществляются завоевания, реальное утверждение и гарантии прав, свобод и обязанностей женщин и мужчин, обеспечиваются реальные возможности их самореализации в соответствии с достигнутым уровнем гендерной культуры.

Гендер как система практики охватывает все формы практической деятельности гендерных преобразований. К ним относятся практика емансипационализма как вхождение в среду мужчинодоминантной системы, участие обоих полов как равных в принятии решений, в формировании гендерных стратегий и соответствующих им политик, создании гендерного права. Такая практика развилась в национальных и международных масштабах.

Интеграционный характер практики раскрывает праксеологический метод ее изучения. Обобщение гендерной деятельности в разные исторические периоды позволяет анализировать возможности гендерного развития, формировать развитие программы гендерных преобразований.

Через практику определяются достижения гендерного равенства с учетом различий в жизненном опыте, жизненных ситуациях женщин и мужчин, а также среди женщин как социальной группы, и, следовательно, нейтрализуются системные проявления неравенства. Знания "настоящего" равенства полов признает общую и структурную природу неравенства. В нем признаются свобода от дискриминации и позитивные действия, направленные на утверждение равенства. Через практику возможно познание патриархатной социальной практики, преодоление гендерного неравновесия и маскулинного доминирования в культуре. В условиях современных преобразований в Украине, как и во всем постсоветском пространстве, практика гендерных отношений раскрывает новые формы политического, экономического и социального неравенства в терминах гендерной асимметрии, порождает эксплуатацию потребностей женской субъективности.

Как любая система, гендер тяготеет к развитию через изменения и обновления процессов. Диалектика развития системы гендера предполагает ускорение темпов развития, его неравномерность и нелинейность, что важно учитывать при составлении планов действий, формировании гендерной политики, гендерных программ.

Гендер изучается как социальный институт. Как таковой он не является жесткой системой и развивается по принципу дифференциации: появляются новые разновидности гендера, среди которых рассматриваются мужской, женский и другие типы субъективности.

Как социальный институт гендер имеет свои признаки. Особенности гендера как социального института выражаются через:

• определенную систему управления гендерными процессами;

• наработки собственной системы функционирования и контроля воспроизведения гендерных ценностей;

• воссоздание гендерной практики поколениями людей;

• масштабный охват людей;

• удовлетворение базовых потребностей человека - биовитального, социального и духовно-познавательного комплексов потребностей женщин и мужчин;

• выработки как общих, так и отличных гендерных ценностей и норм,

• наработки своей материально-технической базы и т.д.

Итак, гендерные исследования как теория и как учебная дисциплина являются междисциплинарным наследием. В их создании и развитии принимают участие специалисты из различных областей научного знания, а также практики: политические и общественные деятели, представители творческих профессий, общественных объединений и движений в поддержку равенства, сторонники правозащитной активности и т.д.

Гендерные знания апеллируют к наукам о человеке в целом, анализируя системы специальных знаний, которые не замечают специфики положения женщин и принимают за нормы положение и статус современного мужчины. Гендерный подход трансформирует систему общепринятых знаний, указывая на абсурдность настоящего и будущего мужского господства как нормы, и как нормы - женской скрытой подчиненности. Он акцентирует внимание на том, что такое положение воспроизводится концентрацией власти и собственности у мужчин и нехваткой этого у женщин. Он делает акцент на пересмотр применяемой методологии социальных и социогуманитарных наук и необходимость создания новых методов и новых подходов. Не могут претендовать на истину только мужские знания и политика, а также знания о мужчинах и для них. Мир должны познавать и преобразовывать личности, независимо от их пола.

Рассмотрим основные методы, с помощью которых формируются гендерные знания.

Теоретический метод - основной в методологии, который связывает совокупность знаний, полученных всеми методами, в концептуальное видение проблемы. Теоретический метод предусматривает упорядочивание знаний о гендере на принципах логического построения целостной концепции и определения этих знаний в системе обществоведческих наук в целом или в рамках отдельных социальных или гуманитарных наук. Систематизация гендерных знаний, логика их упорядочения и интеграции основываются на необходимости выявлять тенденции, направления развития, систему связей. Теоретическое конструирование гендера может быть успешным лишь в контексте изучения всего общества, его структурированности и упорядоченности, формирования и развития. Сейчас фактически заново формируются знания о трансформированном социальном пространстве. Одновременно при отсутствии в системе этих знаний о гендере невозможно дать ответ на многие вопросы. Непривлечение гендерных подходов тормозит развитие отдельных обществоведческих отраслей, что, в свою очередь, сдерживает использование научных средств практиками для реальных практических преобразований.

Теоретический метод в гендерных исследованиях позволяет определить круг имеющихся проблем и уточнить предмет изучения, определить надлежащее место гендерных знаний в современных гуманитарных науках в целом. Его применение показывает необходимость переосмыслить внешне гендерно нейтральное, псевдообьективистское видения в обществоведческих и гуманитарных дисциплинах, опровергнуть утверждение о феминизме и феминологии как результат "женской науки", выявить объективные процессы в социальной природе человеческого бытия, его осмыслении научной точкой зрения, наконец, поставить вопрос пола в широком ракурсе социальных проблем и толковать их в научных категориях.

В общем, теоретизированное осмысление, как результат теоретического подхода к гендеру, предполагает всесторонний анализ явления и тенденций его развития.

Теоретический метод изучения гендера позволяет познавать тенденции и обобщать факторы социального движения, предотвращать и преодолевать конфликты и уклады широкого диапазона - от современных до архаичных, которые определяют сегодня линию развития.

Историко-генетический метод составляет процессуально динамический подход к рассмотрению гендера. Иллюстрацией его применения являются, например, возникшая недавно гендерная история. Основным предметом ее исследования является история гендерных отношений и жизненного опыта женщин и мужчин. Стратегией такого направления является детальное изучение и описание, в частности, женского исторического опыта, которого не признавала традиционная история, что обеспечило и освещение женской исторической ретроспективы, и новый взгляд на историю целых эпох и стран в целом.

Историко-генетический метод относительно гендера может быть расценен как гендерное измерение исторического процесса, то есть двуединый подход к оценке исторических событий, ситуаций и деятельности в определенный период жизнедеятельности социумов и ее результатов, направленный на раскрытие событий и проблем с позиции участия, интересов и потребностей обоих полов - и женщин, и мужчин.

Исторический подход к гендерным процессам способствует пониманию многих изменений и преобразований макроисторической социальной жизни и ее связи с определеннй национальной. Он раскрывает взносы женщины и мужчины, значение изменений в их отношениях для целостной картины социокультурных преобразований и трансформаций в их историческом измерении. Гендерная оценка исторического процесса расширяет ракурс понимания иерархии власти, функционирования собственности и связанных с ними историческими атрибутами. Гендерная история стремится расширить понимание социальных отношений в историческом контексте, дополняя исторический подход гендерным компонентом.

Социально-психологические методы изучения гендера предусматривают изучение социально конструируемых женских и мужских ролей, отношений и идентичности, половых особенностей, психологических характеристик и т.д.

Применение гендерных индикаторов и гендерных подходов как средств социально-психологического и социологического анализа расширяет предметные границы этих дисциплин и делает их самих предметом изучения в рамках этих дисциплин.

Социологические методы изучения гендера позволяют определять любые гендерные параметры, соотносить их с другими социальными характеристиками. Среди социальных и гуманитарных наук активно изучает гендерную проблематику именно социология, в ее пределах ныне сформировалась как самостоятельное направление социология гендера. На стыке гендерной теории с социологией находится рассмотрение многих проблем, среди которых: семейные отношения, занятость и профессиональная деятельность, стратификация, политическая социология и т.д.

Категория «гендер» сейчас относится к базовым социологическим понятиям. Гендерное измерение социального контекста позволяет социологическими методами описывать социальные структуры и практики, определять место и роль мужчин и женщин в них. Социологические методы исследования гендера тесно связаны статистическими. Статистические методы гендерного анализа предусматривают введение и применение показателей, отражающих степень справедливости распределения и пользования национальными благами и услугами между социальными группами в системе общих достижений страны или отдельного ее региона с учетом гендерного фактора. Гендерную статистику собирает и обобщает государственный орган. Чем больше гендерных параметров закладывается в собирание гендерной статистики, тем оптимальнее является соответствующее осмысление ситуации и ее изменений. Гендерная статистика требует анализа, сопоставления, сравнительного комплексного подхода. Иначе невозможно обобщить целостную гендерную картину в стране, в мире в целом. С гендерной статистикой тесно связан эмпирический метод.

Эмпирический метод исследования гендера должен обогатить теорию о нем. Эмпирический метод свидетельствует о существовании и значении факта, реальных событий, конкретных действий, наличии проявления количественных и качественных параметров при анализе гендерных ситуаций. Гендерная теория толкует, объясняет, обобщает их, дает им научную трактовку. Этот метод раскрывает положительный и отрицательный опыты гендерной деятельности. Он является основой для социальных теорий гендера, подтверждая правильность или опровергая определенные теоретические модели или схемы. Его применение дает представление о реальных исторических изменениях, свидетельствуя через определенные параметры направления гендерного развития, его прогрессивного направления или регрессивных изменений, подтверждая правильность рекомендаций по поводу гендерных преобразований, конкретизируя гендерные изменения во времени и в очерченном пространстве.

Прогностический метод при исследовании гендера обусловлен необходимостью отвечать на вопросы, которые бы определили перспективу гендерного развития, учитывая гендерную ситуацию в стране в целом. В новых условиях переходного периода общества прогностическая функция гендерных знаний растет. Можно констатировать, что теория гендера только формирует парадигму, в рамках которой становится возможным видение и интерпретация имеющихся гендерных отношений. Опережающие знания по гендеру, как составляющие прогноза социального развития, обусловят переосмысление содержания многих ключевых категорий: социальной культуры, субъекта политической власти, оптимальности и эффективности управления и организации, социальной политики и т.д. Эти категории нельзя будет рассматривать не изучая гендерной культуры, женщины как партнера в системе субъектов власти, не рассматривая элиту через призму женского интеллекта и женского интеллектуального потенциала Украины, гендерной политики как составного компонента всех политик и т.п.

Все названные методы выполняют свою роль в познании и создании теоретических конструкций гендера. Однако можно сформулировать общественные проблемы без их совокупного целостного видения, т.е. без комплексного метода анализа. Такого комплексного подхода требует и проблема равенства женщин и мужчин.

Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин (gender mainstreaming) как метод.

Комплексный подход к проблеме равенства мужчин и женщин - применение всей совокупности разнообразных методик и средств в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, прежде вовлечененными в осуществление политики, чтобы инкорпорировать проблематику равенства женщин и мужчин во все области жизнедеятельности общества и на всех уровнях управления ими.

Комплексный подход обусловлен общественной потребностью поиска решения проблемы равенства женщин и мужчин. 1986 принята Резолюция о работе Комиссии ООН по положению женщин, согласно которой было решено внести перспективные стратегии во все программы социально-экономического развития. В частности, Совет Европы создал Группу специалистов по вопросам комплексного подхода к проблеме равенства полов, которые разработали концептуальные основы такого комплексного подхода, его методологию и методику. Комплексный подход является новой основополагающей стратегией достижения гендерного равенства, применяется в социальной и политической жизни стран. В отличие от традиционного подхода к политике, осуществляемой в интересах равенства женщин и мужчин, ориентированной на решение той или иной специфической общественной проблемы, вызванной гендерным неравенством, отправной точкой для комплексного подхода является все общество в целом. Политические действия в этом направлении организуются как процесс учета социо-половых различий таким образом, чтобы их равенство стало реальным. Субъектами реализации комплексного подхода для достижения цели равенства полов могут быть политики, государственные структуры, общественные организации, научные и научно-исследовательские институты, лоббистские группы, средства массовой информации, международные институты и т.д.

Комплексное видение гендерного ткани общества требует логического осмысления ее как целостности во всех системах взаимосвязей и взаимодействия супругов и научного определения тенденций изменений, развития, преобразований.

Соответственно, комплексный подход в реальной практике заключается в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений для инкорпорирования проблематики равенства женщин и мужчин во все отрасли и на всех уровнях с помощью субъектов, вовлеченных в осуществление политики.

Гендер, как явление многогранное, требует новых методологий и методик. Собственно, он и сам является методологией для понимания человека и его мировоззрения.

Гендерные теории и соответствующие гендерные стратегии основываются на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали обязательным критерием при разработке общих концепций общественного развития, их воплощении в жизнь, выполнении программ в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах, чтобы женщины и мужчины могли одинаково этим воспользоваться, а неравенство было преодолено и не имело почвы для возникновения. В этом смысле гендерная теория является особым теоретическим направлением в социальных науках, ориентированным на формирование и утверждение политики равных, независимо от пола, возможностей самореализации человека в различных сферах социальной практики. Внедрение гендерных подходов является вопросом социальной справедливости, оно необходимо для обеспечения равноправного и устойчивого человеческого развития путем принятия самых результативных и эффективных мер.

Использованная литература:

1. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям “Валдай – 96”. – М.: МЦГИ, 1997.

2. Клецин, Александр. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. – Харьков: ХЦГИ, 1998.

3. Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Концептуальные рамки, методология и ознакомление с “позитивным опытом”. Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS). – Страсбург, май 1998 г.

4. Коновалов С.А., Топаева М.Т. История гендерного неравенства / Учебно-методический комплект по курсу “Введение в теорию гендера”. Вып.ІІІ. – Алмати: Акыл кітабы, 1999.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.

6. Успенская В.И. Феминистская критика современного социологического знания // Женщины. История. Общество. – Тверь, 2002.

7. Robin McKinley.Gender Analysis of Policy (Draft), Ministry of Women’s Affairs, New Zealand, 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: