Глава 5. Общее регулирование природопользования

Особое значение для организации рационального использования и охраны окружающей среды имеет лицензирование и лимитирование природопользования. Лицензия – это разрешение, которое предоставляет право на определенный вид пользования природным ресурсом, выдаваемое компетентным государственным органом специального управления (табл. 12).

Таблица 12

Лицензирование природопользования

Природные ресурсы Виды лицензий Цель выдачи лицензии
Вода На водопользование Для осуществления специального, особого водопользования, забора и сброса вод
Распорядительная Для передачи прав пользования водными объектами
Недра На пользование недрами Для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и др.
Животный мир Долгосрочная Юридическим лицам – для организации охотничьего хозяйства, рыболовства, научно-исследовательских и др. целей
Именная разовая Гражданам – для отстрела (отлова) животных и др. целей
Атмосферный воздух Разрешение На выброс загрязняющих веществ и вредные физические воздействия

Лимиты – это система экономических ограничений (объемов предельного использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды), которые устанавливаются специально уполномоченными государственными органами конкретным природопользователям по отдельным территориям и на определенный срок. Существует два вида лимитов:

– лимиты изъятия (объем предельного использования природных ресурсов: добыча полезных ископаемых; отвод земель, забор воды, отстрел животных и др.);

– лимиты загрязнения окружающей природной среды (выбросы и сбросы сточных вод, загрязняющих веществ, размещение (захоронение) отходов и др.)

С целью определения пределов допустимого хозяйственного воздействия человека на окружающую природную среду, обеспечивающего ее сохранение и воспроизводство, экологическую безопасность населения, производится нормирование качества окружающей природной среды. Качество окружающей среды –это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Лимитирование природопользования основывается на расчете и использовании нормативов качества окружающей среды, природоохранных и технологических нормативов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются на основе технических и медицинских показателей и утверждаются компетентными органами государственного экологического управления.Эти нормативы имеют юридическое значение, поскольку закрепляются в нормативно-правовых актах и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. К природоохранным нормативам относятся следующие:

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических веществ и микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы) устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Для отдельных территорий в силу их природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей конкретного объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. Данные нормативы утверждают государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Нормативы допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются в рамках величин, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека. Указанные нормативы утверждаются специальными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Нормативы допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии. Эти нормативы утверждают государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с Государственной агрохимической службой РФ.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

Глава 6. Кадастры природных ресурсов и объектов
и система эколого-экономических счетов ООН

Необходимой предпосылкой реализации функций управления природопользованием являются учет и регистрация природных ресурсов с составлением единых государственных документов – кадастров, содержащих ряд необходимых данных.

Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений количественных, качественных, территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая их экономическую оценку, характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Он может содержать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Для составления кадастра используются данные инвентаризации природных ресурсов, которые представляют собой выявление и периодический учет количества, динамики запасов и изменений в процессе эксплуатации различных видов природных ресурсов. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяются стоимостная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Учет, мониторинг и социально-экономическую оценку природных ресурсов осуществляют государственные природоохранные органы, организации, которым переданы права владения, учреждения государственной статистики.

Данные кадастра подлежат обязательному применению при планировании, использовании и охране природных ресурсов, их изъятии, определении платежей за право пользования, выдаче лицензий на право пользования, осуществлении государственного контроля.

Виды кадастров и реестров представлены в табл. 13.

Таблица 13

Виды природных кадастров и реестров

Виды кадастров, реестров Головная организация, ведущая кадастр, реестр
Земельный кадастр Департамент имущественных отношений
Земельный реестр
Лесной реестр Федеральная служба лесного хозяйства России
Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Роскомнедра
Водный реестр Росгидромет, Роскомводхоз, Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Красная книга, Белая книга, реестр охотничьих животных, реестр рыболовных запасов Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Госком РФ по рыболовству
Реестр загрязнителей окружающей природной среды Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Реестр особо охраняемых территорий Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местонахождении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Земельный кадастр выступает базисом для составления всех других кадастров, определяющим координаты, пространственное размещение природных ресурсов. Любой бизнес связан с использованием земельных ресурсов.

Объектом земельного кадастра являются все земли РФ независимо от форм собственности, целевого назначения и вида их использования.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Кадастровая информация предназначается для использования при:

– регулировании земельных отношений и использовании земли;

– государственном контроле, планировании, использовании и охране земельных участков;

– проведении землеустройства;

– развитии и функционировании земельного рынка;

– совершении сделок с землей;

– предоставлении и изъятии земельных участков;

– формировании инвестиционной и налоговой политики государственных и местных органов;

– установлении размеров ставок земельного налога, нормативной цены земли;

– защите прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

– совершении залоговых операций и выдаче (оформлении) ипотечного кредита;

– разрешении земельных споров и др.

Земельные ресурсы классифицируются по ряду признаков: административно-территориальной принадлежности, категориям земель, субъектам земельных отношений, правовому режиму, качественному и экономическому состоянию, по видам обременении и т.д.

Ведущей характеристикой землепользования является целевое назначение земель. В соответствии с данной характеристикой выделяют семь категорий земель (рис. 5).

Рис. 5. Состав земель Российской Федерации

Основным документом по учету лесов является государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках.

В государственном лесном реестре содержится следующая информация:

– о составе земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса;

– о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;

– о защитных лесах, их категориях, об эксплуатационных и резервных лесах;

– об особо защитных участках лесов и зонах с особыми условиями использования территорий;

– о лесных участках;

– о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;

– об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов;

– о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, является общедоступной и предоставляется как лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, так и органами государственной власти, осуществляющими управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Учет лесных участков ведется в соответствии с государственным земельным кадастром. Ведение государственного лесного реестра возложено на органы государственной власти местного самоуправления.

Он ведется на основе данных государственной инвентаризации лесов, которая представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик и проводится в целях своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

Государственная инвентаризация лесов проводится на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Этот кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-экологическую оценку, а также сведения по каждому появлению полезных ископаемых.

Для обеспечения промышленности минеральным сырьем и топливом, для обеспечения очередности ввода промышленных объектов в эксплуатацию необходимо иметь верную информацию по объему запасов полезных ископаемых каждого месторождения и степени его изученности (табл. 14).

Таблица 14

Классификация запасов минерального сырья

Классификационный признак Категория запасов Характеристика
Значение для промышленного использования Балансовые запасы Должны удовлетворять требованиям промышленности, условиям эффектив­ности их разработки при существующем уровне техники и технологии
Забалансовые запасы Запасы, которые нецелесообразно или невозможно использовать для промыш­ленной эксплуатации по причине низ­кого содержания полезного компонента, малых размеров или отсутствия методов их добычи и промышленных методов переработки
Степень разведанности (изученности) А Запасы изучены детально
В Запасы относительно разведанные, предварительно опробованные или вероятные
С 1 Запасы, изученные на основе опробова­ния отдельных точек
С 2 Месторождения, по которым качество и технологические свойства ископаемого определены по единичным лабораторным пробам
Степень подготовленности и эксплуатации А 1 Запасы, которые используют действую­щие предприятия
А 2 Запасы для обоснования проектирования и строительства предприятия
В Запасы для проведения проектных работ
С 1 Запасы для планирования детальных геологических работ и обоснования перспективных планов развития промышленности
С 2 Запасы для перспективного планирования геологоразведочных работ

Изучение и оценка запасов осуществляется на основе Программы развития минерально-сырьевой базы – одного из разделов перспективных планов развития экономики.

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы составляют балансы запасов полезных ископаемых. Ведение кадастра и балансов возложено на Комитет РФ по геологии и использованию недр. Контроль за использованием полезных ископаемых осуществляется органами геологического контроля и горного надзора.

Для обеспечения бесперебойной работы отраслей добывающей промышленности и современного ввода в действие новых предприятий устанавливается оптимальное соотношение между отдельными категориями запасов.

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации их последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Они носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Государственный кадастр РФ объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира (насекомые, пресмыкающиеся, звери, птицы, рыбы и другие водные животные), их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира, объемов их изъятия. В соответствии с Федеральным законом о животном мире осуществляется государственный мониторинг объектов животного мира, который представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Информация кадастра и мониторинга объектов животного мира используется при проведении государственного контроля охраны, использования и воспроизводства животного мира и среды их обитания.

Статистическим отделом Секретариата ООН предложена система эколого-экономического учета (СЭЭУ) (System for Integrated Environmental and Economic Accounting) направленная на учет экологического фактора в национальных статистиках. Данная система описывает взаимосвязь между состоянием природной окружающей среды и экономикой страны. Взаимосвязь выражена путем увязки принятой ООН системы национальных счетов (СНС) с учетом экологических факторов и природных ресурсов.

«Зеленые» счета базируются на корректировке традиционных экономических показателей за счет двух величин: стоимостной оценки истощения природных ресурсов и эколого-экономического ущерба от загрязнения. В основе экологической трансформации национальных счетов находиться следующий показатель – экологически адаптированный чистый внутренний продукт (EDP) (Environmentally adjusted net domestic product). Этот показатель является результатом коррекции чистого внутреннего продукта.

Коррекция происходит в два этапа. На первом этапе из чистого внутреннего продукта (NDP) вычитается стоимостная оценка истощения природных ресурсов (DN) (вырубка леса, добыча нефти, минерального сырья и пр.). Затем из полученного показателя вычитается стоимостная оценка экологического ущерба (ED) в результате загрязнения воздуха и воды, размещения отходов, истощения почвы, использования поземных вод:

EDP = (NDP - DN) – ED

Проведенные на основе этой методики расчеты по отдельным странам оказали огромное расхождение традиционных экономических показателей и экологически скорректированных. По предварительным оценкам в среднем величина экологически адаптированного чистого внутреннего продукта составляет около 60-70% от ВВП.

Глава 7. Экономическая оценка природных ресурсов
и объектов

Концепция устойчивого развития в качестве одного из важнейших элементов включает систему интегрированного эколого-экономического учета, в основе которого лежит эколого-социально-экономическая оценка природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, как части состава национального богатства страны. В широком понимании национальное богатство – важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны. Динамика этого показателя определяет уровень эффективности народного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка категории «национальное богатство» включает недвижимое и движимое имущество (основной и оборотный капитал, имущество домашних хозяйств), природные блага (месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство).

Статистическая комиссия ООН разработала и приняла в 1993 г. международный стандарт системы национального счетоводства, по которому, в частности, рекомендуется всем странам единообразно исчислять показатели экономических активов. В этой системе показатели накопления и располагаемого богатства включают не только материальные, но и нематериальные элементы. Такое понимание богатства одобрено экономическим и социальным советом ООН. Используя информацию из 192 стран мира, специалисты Всемирного банка произвели экспериментальные оценки накопленного в мире человеческого, природного и физического капитала по состоянию на 1994 г. Из их оценок следует, что физический капитал (который традиционно рассматривался до сих пор статистиками именно как национальное богатство) составляет всего лишь 16% общего объема богатства в мире, в то время как природный – 20% и человеческий капитал – 64%.

Официальные оценки национального богатства России не учитывают стоимость земли, недр и лесов, а также величины человеческого капитала, т.е. стоимость накопленных знаний и квалификации работников. Отечественной статистике предстоит осуществить переход к системе национального счетоводства. Необходимо также пересмотреть представления о круге макроэкономических категорий, характеризующих объемы как текущего производства и потребления (национальный доход и продукт), так и запаса накопленных благ (национальное богатство). Это обязательные условия развития рынка.

При вычленении сущности рыночных отношений национальная экономическая теория исходит из двойственного значения рынка. Во-первых, он выступает как механизм в сфере обмена и обращения, во-вторых, представляет систему экономических отношений между людьми, охватывающую процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он является сложным механизмом функционирования экономики, основанным на сочетании различных форм хозяйствования и собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Переход к устойчивому развитию экономики, рост национального богатства связаны с решением задачи оптимального функционирования экономики, что невозможно осуществить без учета природной компоненты, ресурсосбережения. Методические подходы по экономической оценке природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, разрабатывались на протяжении длительного времени и активно использовались при совершении сделок с недвижимостью, однако наиболее актуальны они в рыночных условиях. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов и компонентов, природно-ресурсного потенциала рассматривается как инструмент планирования рационального размещения производительных сил, выбора хозяйственных решений. Оценка природных ресурсов лежит в основе принципа платности пользования ими, ценообразования, налогообложения.

Однако стоимостные оценки без дополнительного анализа того, что остается за границами денежного счета, нельзя считать обоснованным критерием выбора народнохозяйственных решений. Это особенно важно применительно к крупным природопреобразующим проектам. Здесь стоимостной счет по ограниченному (в силу возможности исчисления оценок) кругу параметров приводит к тому, что через какое-то время выявляются глубокие нарушения равновесия природных систем. Тогда мы оказываемся перед выбором: либо смириться с потерей некоторых природных благ, т.е. оскуднением окружающей среды и потерей будущих возможностей, либо, чтобы избежать этого, осуществлять огромные капитальные вложения, которые никак не фигурировали в начальных расчетах экономического обоснования проектов. Поэтому так важна система экологических оценок природно-ресурсного потенциала региона и отдельных природных компонентов.

Практические работы по осуществлению экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в данной сфере связано с тем, что только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала и природных ресурсов. Необходимость решения указанной проблемы сегодня тем более очевидна, что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе и от сдачи в аренду, природных ресурсов.

Предметом оценки выступает природное благо с теми его полезными свойствами, которые проявляются и используются в данный момент. Экономическая оценка – категория историческая, ее количественные параметры изменяются. В каждый данный момент они обусловлены достигнутым уровнем развития производительных сил и фиксированными социально-экономическими условиями производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную деятельность. Развитие производительных сил и изменение условий вызывает непрерывную переоценку ценности природных ресурсов и объектов.

В законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) определено понятие природных ресурсов как компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов, которые могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов, имеющих потребительскую ценность.

В хозяйственной практике в качестве объектов экономической оценки рассматриваются природные ресурсы и объекты природопользования. С расширением антропогенного воздействия на окружающую среду появляются новые и весьма специфические объекты экономической оценки, к примеру уровень загрязнения отдельных компонентов окружающей среды.

Объект природопользования – низшая таксономическая единица в иерархической системе территориальных сочетаний природных ресурсов, представляющая собой пространственно ограниченный комплекс (территориальное сочетание) единичных природных ресурсов и условий окружающей среды, для которого характерны взаимосвязь, взаимообусловленность «пребывания» и совместного функционирования элементов в системе и совместное (взаимообусловленное) использование природных ресурсов и условий в рамках существующих (или планируемых) технологий.

Объект природопользования является первичным объектом оценочной работы. Экономическая оценка единичных природных ресурсов, образующих данный объект прородопользования, должна быть вторичной, производной от экономической оценки объекта природопользования. Иными словами, оценка запасов полезного ископаемого должна определяться, как правило, на основе предварительно исчисленной оценки данного месторождения как единого целого; оценки древесного запаса и лесной земли должны определяться после того, как установлена оценка данного лесоземельного угодья в целом. Оценка объекта природопользования распадается на оценки образующих его единичных природных ресурсов, а не является результатом их арифметического суммирования.

Методологически указанный принцип формирования экономической оценки природных ресурсов особенно важен в связи с тем, что суммарный экономический эффект (и соответственно экономическая оценка) объекта природопользования может превышать сумму экономических оценок единичных природных объектов, определяющих его функционирование. Это превышение представляет собой эффект совместного (взаимообусловленного) использования ресурсов, который нельзя приписать ни одному из них, взятому отдельно. Особенностью экономической оценки природного ресурса и объекта природопользования является его эмерджентность[1].

Поэтому эколого-социально-экономическая оценка объекта природопользования в целом всегда больше суммы оценок отдельных его элементов в силу проявления синергетического эффекта. Элементы (отдельные ресурсы и условия), входящие в систему вследствие взаимодействия, приносят, образуют новые свойства и качества, несвойственные для них в отдельности. Наблюдается не простой переход количества в качество, а особая форма интеграции, подчиняющаяся иным законам формообразования, функционирования и эволюции (дерево не есть лес, редкостой не есть лес – лес возникает при определенных условиях: при достаточной густоте и наличии соответствующей флоры и фауны).

При рентном, затратном и рыночном подходах к оценке чаще всего в хозяйственной практике в качестве объектов экономической оценки выступают единичные природные ресурсы – конкретные (качественно однородные и количественно определенные) виды природного ресурса. Оценка природных явлений, ресурсов и компонентов осуществляется в трехмерном подходе следующим образом: определяется экономическая (денежная), социальная и экологическая значимость. Экологическая оценка – определение состояния среды жизни или степени воздействия на нее каких-то факторов, к примеру определение состава воздушного бассейна в районе промышленного предприятия для создания территории промышленной зоны. Социальная оценка – определение значимости для жизни общества явлений, ресурсов и объектов среды, к примеру кислородопродуктивности лесного массива. Экономическая оценка – определение в денежных единицах, в натуральных, условно-натуральных величинах значения ресурсов, объектов, изменений в среде жизни или экологических условий ведения хозяйства, к примеру оценка лесного массива: площадь – кв. км.; бонитет; куб. м. запаса; стоимость древесины.

Отметим три момента специфичности оценки природных ресурсов и объектов. Каждый конкретный объект природопользования экономически невоспроизводим, т.е. какое-то определенное месторождение, земельный участок, водоем не может быть воспроизведен посредством затрат общественного труда. При этом следует различать естественную и экономическую невоспроизводимость. Например, минеральные ресурсы нельзя воспроизвести за сравнительно короткий период истории, однако они воспроизводимы с точки зрения экономической: разведка запасов большинства видов полезных ископаемых в нашей стране и за рубежом происходит быстрее, чем их добыча, т.е. осуществляется их расширенное воспроизводство. А многие виды биогеоценозов нельзя воспроизводить искусственным путем, т.е. они экономически невоспроизводимы.

Второй момент, определяющий специфику экономической оценки природных ресурсов и объектов природопользования, заключается в том, что в отличие от других видов производственных ресурсов с длительным сроком службы у природных ресурсов нет физического и морального износа.

И наконец, положительную (ненулевую) денежную оценку получают не все, а лишь ограниченные природные ресурсы, так как изменение количества избыточного ресурса не может привести к ущербу или выигрышу для народного хозяйства или для третьих лиц.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется для следующих целей:

– определения стоимости природных ресурсов;

– выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);

– определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;

– определения убытков от нерационального и некомплексного использования природных ресурсов;

– отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;

– установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;

– определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;

– прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;

– определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресурсов;

– решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

Система стоимостных оценок природных ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач:

– создать механизм учета и воспроизводства национального богатства страны;

– разработать принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей;

– внедрить методы управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения; обеспечить сбалансированное развитие территорий;

– разработать единую систему платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки объектов недвижимости и др.

Используя конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их совокупности (для целей комплексного использования), можно решить ряд задач, в том числе:

– разработать систему показателей национального богатства с учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (это позволит сопоставить объемы ресурсов, их качество, ценовую структуру, а также определить приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);

– осуществить усовершенствование системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т.е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их добычи и погашения рассматривать стоимостные показатели, позволяющие оперировать такими новыми критериями и категориями, как инвестиционная активность, защита от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности природоэксплуатирующих предприятий (в том числе – средоохранной и внешнеторговой), отношения между собственниками природных ресурсов, например государством и другими собственниками);

– осуществить внедрение программных и экономических методов управления природными ресурсами (формирование фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ, сопоставление с мировыми стандартами).

Оценка природных ресурсов – сложная междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы. Разработку методов денежных оценок природных ресурсов длительное время сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того, природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др.

В этой связи главная задача природоохранных органов состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.

Важное значение при этом принадлежит определению комплексного показателя природно-ресурсного потенциала территории, который должен учитывать:

– наличие (объем и типы) природных ресурсов региона;

– значение природных ресурсов и необходимость поддержания устойчивости природных систем за счет осуществления рационального сочетания и определения допустимых интервалов колебаний запасов, не влекущих за собой изменений устойчивости системы в целом;

– функциональную роль природных ресурсов и условий окружающей среды в формировании хозяйственной деятельности в регионе (оптимальные направления использования ресурсов в пределах природо-ресурсного потенциала с учетом процессов самовосстановления для возобновляемых ресурсов), т.е. в обеспечении равновесия и устойчивости регионального эколого-экономического развития.

До настоящего времени отсутствует единство методических подходов к экономической оценке природных ресурсов и компонентов. Среди имеющихся наибольшее развитие получили следующие:

1) общей экономической стоимости (ценности) ресурса;

2) альтернативной стоимости ресурса;

3) затратный подход и его модификации;

4) воспроизводственный подход;

5) оценка ресурсов, основанная на дифференциальной ренте;

6) рыночной оценки ресурсов.

В последние годы интенсивно развиваются подходы, которые основываются на учете косвенной стоимости использования природного ресурса, например, через измерение эффекта от сохранения биоразнообразия, через «косвенную стоимость использования» или через определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный кредит). В рамках указанных подходов для экономической оценки отдельных ресурсов и объектов используются различные методы определения их стоимости.

Рассмотрим принципиальные положения каждого из вышеперечисленных подходов к оценке природных ресурсов и объектов.

Наиболее общим и приемлемым, по мнению Я. Яндыганова, определением категории «экономическая оценка природных ресурсов и объектов» является установление их значимости в воспроизводственном процессе. Причем значимость и полезность природных ресурсов и объектов необходимо представлять в полном объеме, обусловленном всей полнотой их свойств, качеств, возможностей и ролью в воспроизводственном процессе (воспроизводство предметов, орудий, условий труда и главной производительной силы). Такой подход к определению оценки природных ресурсов и объектов предполагает оценку их использования, охраны и воспроизводства. Это существенно отличается от имевшей место в советской теории тенденции ограниченно оценивать природные ресурсы и объекты с точки зрения их потребительской стоимости (их вклада в национальный доход), т.е. от оценки ресурсов, соизмеримой с необходимыми затратами на их использование. Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную или иную деятельность.

Перспективной с точки зрения комплексности подхода к оценке природы, позволяющего учесть не только ее прямые ресурсные, но и ассимиляционные функции, природные услуги, является концепция общей экономической ценности (стоимости) (ОЭЦ). Величину общей экономической ценности можно будет исчислять суммой четырех показателей – прямой стоимости использования, косвенной стоимости использования, возможной стоимости и стоимости существования (табл. 14).

Таблица 14

Общая экономическая стоимость природных ресурсов

Общая экономическая стоимость
Стоимость использования Стоимость неиспользования
Прямая Косвенная Возможная Стоимость существования
       

Наиболее хорошо поддается экономической оценке стоимость использования (другой более строгий экономический термин – потребительная стоимость). Так, прямая стоимость использования, которую дают леса, состоит из стоимости устойчивой (неистощительной) заготовки древесины, лекарственных растений, побочных продуктов (грибов, ягод, орехов и пр.), туризма, устойчивой охоты и рыболовства.

Все эти показатели вполне «осязаемые» и имеют свою цену, суммирование их и даст прямую стоимость.

Сложнее определить косвенную стоимость использования. Этот показатель часто применяется в глобальном масштабе (всей планеты) или в довольно широком региональном аспекте. Это объясняется возможным несовпадением глобальных и локальных выгод. То, что невыгодно для отдельного региона, страны, может оказаться жизненно важным для других стран, всей планеты. Например, вырубка тропических лесов, утрата редких видов флоры и фауны в отдельных странах оказывают негативное воздействие на биосферу всей планеты. Локальные выгоды от таких действий гораздо меньше глобальной выгоды от сохранения этих природных ресурсов. В то же время в случае сохранения природных благ на локальном уровне (охраняемые территории, леса и пр.) местное население не получит выгоды, а, наоборот, может ухудшить свое благосостояние. Эта ситуация типична для многих развивающихся стран.

Для практического разрешения этого противоречия на международном уровне создан Глобальный экологический фонд (ОЕР), основная цель которого – инвестировать природоохранные мероприятия, не несущие значительной локальной выгоды (сохранение биоразнообразия, тропических лесов и пр.), но важные для всей планеты.

Показатель косвенной стоимости использования призван фиксировать глобальные выгоды. Так, в некоторых исследованиях косвенная стоимость использования леса учитывает такие его функции, как связывание углекислого газа (смягчение парникового эффекта), водорегулирующие функции (зашита от наводнений) и пр.

Еще более сложен для расчетов показатель возможной стоимости. Он связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем. В этом случае возможная стоимость – это скорректированная сумма прямой и косвенной стоимости использования.

Стоимость неиспользования базируется на так называемой стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить довольно тонкие этические и эстетические аспекты: ценность природы самой по себе, эстетическую ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями, ценность наследия и т.д. Это выгоды индивидуума или общества, получаемые только от знания, что товары или услуги существуют. Стоимость существования может быть важной причиной для охраны дикой природы. При определении этой стоимости используются упрощенные экономические подходы, прежде всего связанные с теорией «готовности платить», делаются попытки построения «суррогатных» рынков, широко применяются методы анкетирования и опросов.

Метод субъективной оценки стоимости обычно используется, когда нет нормально функционирующих рынков. Он базируется на определении рыночных цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки набора их экологических предпочтений. Поэтому данный метод часто определяется как метод выраженных предпочтений. Жителей местности, обладающей определенной экологической ценностью или биологическим ресурсом, опрашивают об их готовности платить за сохранение данного блага или ресурса (например, для реки – за сохранение возможностей рекреации, чистоты воды для купания, рыболовства и пр.). Аналитики могут рассчитать среднюю сумму «готовности платить» и умножить ее на общее число людей, наслаждающихся экологическим местом или благами, для получения оценки общей стоимости.

К этой группе экономических подходов к оценке экологической ценности относится и метод транспортно-путевых затрат, который является методом обнаружения предпочтений. Он основан на достаточно простом предположении: затраты на посещение интересующего население природного объекта (например, затраты на бензин или затраты времени) в некоторой степени отражают рекреационную ценность этого места. Используются специальные опросники, содержащие вопросы визитерам о месте, откуда они прибыли. Из полученных ответов можно определить соотношение числа визитов в год и транспортных затрат на эти визиты.

Распространен метод гедонистического ценообразования, который можно назвать также методом «оценивания наслаждения». Он позволяет оценить экологические блага, существование которых прямо воздействует на рыночные цены. На практике наиболее общим применением гедонистического метода является рынок собственности. Цены на дома и квартиры определяются многими факторами: числом комнат, транспортной инфраструктурой, доступностью рабочего места и т.д. Один из важных факторов – местное качество окружающей среды. Если сравнить дома, у которых совпадают неэкологические характеристики (например, число и размеры комнат, степень транспортной доступности и пр.), тогда некоторые остающиеся различия в ценах на них могут быть представлены как результат экологических отличий. Например, дома, расположенные в «чистых» местностях, на берегу реки, рядом с лесом и пр., имеют большую стоимость. О том, что проживание в экологически благоприятных районах или вблизи природного объекта (озеро, лес) имеет вполне реальную экономическую оценку, свидетельствуют данные многочисленных исследований. Так, в Москве на основе статистики покупок и обменов квартир было определено, что цена квартиры в экологически чистом районе (юго-запад, запад города) в среднем на 12% выше, чем в загрязненных районах (юго-восток, восток города).

Перечисленные выше подходы к определению стоимости неиспользования или стоимости существования, конечно, имеют много уязвимых мест, они достаточно условны. Однако в настоящее время экономический, социологический, статистический аппарат применения этих методов быстро развивается. И определенные в результате применения этих подходов стоимости природных благ, которые изначально вообще не имели цены или цена которых была занижена, уже в ряде случаев воздействовали на принятие более экологически приемлемых решений. Использование этих подходов помогает повысить конкурентность природных проектов/программ, эффект и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами.

Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) – одна из основополагающих в экономической теории. В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект, ресурс, имеющий заниженную рыночную цену или вообще не имеющий ее, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта, ресурса. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий – это выгоды, которые теряют индивидуумы или общество из-за консервации территорий. Эти издержки включают неполучение продукции от охраняемых территорий (животные, растения, древесина). Альтернативные стоимости также включают выгоды, которые могли бы быть получены от альтернативного использования (развитие сельского хозяйства, интенсивное лесное хозяйство и пр.).

Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем меньше альтернативная стоимость природного блага, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага. Этот подход используется на практике для измерения «стоимости сохранения».

Затратный подход. В соответствии с этим подходом оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование. На этом принципе, в частности, основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями, действующее в настоящее время. Основным недостатком рассматриваемого подхода для целей использования данной оценки в национальном богатстве страны является то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный в более удобном для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская стоимость будет выше «плохого» ресурса. Таким образом, данный подход менее применим для стимулирования рационального природопользования.

Указанный метод основывается на определении совокупности всех элементов затрат живого и овеществленного труда (непосредственно трудовых затрат, средств производства и иных составляющих) на освоение, разведку, вовлечение в хозяйственный оборот, количественное воспроизводство и качественное возобновление, а также на охрану и защиту различных видов природных ресурсов.

Несмотря на относительную простоту и возможность широкого использования, затратный подход содержит в себе принципиальное противоречие: чем лучше по качеству природный ресурс, тем меньшую оценку в соответствии с затратной концепцией он получит. Так, участок лучшей в мире земли – чернозем в центре европейской части России – требует меньше затрат на подготовку и использование его в сельском хозяйстве, чем аналогичный по размеру участок, находящийся на севере и требующий дополнительной расчистки от кустарника, камней, осуществления планировки и т.д. Точно так же и освоение находящихся ближе к поверхности месторождений нефти, газа, руд и пр. требует меньших затрат, чем освоение месторождений этих природных ресурсов, находящихся глубоко от поверхности, в сложных условиях добычи. Получается парадокс: чем выше качество ресурса, чем его легче эксплуатировать, тем меньше затрат для этого нужно, а следовательно, и ниже его экономическая оценка. Это противоречие существенно ограничивает применение затратного подхода к экономической оценке природы.

Воспроизводственный подход. Данный подход является сравнительно новым, поскольку связан с ухудшением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве либо (для невозобновляемых) его компенсацию с учетом неухудшения качества окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории.

Однако подобный подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к критическому, сегодня именно подобный подход представляется наиболее актуальным и целесообразным.

Следует отметить, что хотя с точки зрения обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат сфера его применения ограничена (применительно к задачам сохранения биоразнообразия – в основном редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические объекты.

Экономическая оценка природных ресурсов, базирующаяся на ренте, довольно хорошо проработана в теории экономики природопользования. Для рентного подхода важен прежде всего факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту, при пассивном предложении. Часто говорят и о рентном доходе собственника ресурсов, который образуется от их эксплуатации.

Особенно широко рентный подход используется при оценке земельных ресурсов. Принципиальная формула цены земли (природного ресурса) Рв этом случае такова:

Р=R/r,

где R– величина годовой ренты; r – коэффициент.

В приведенной формуле цена земли является «капитализированной» земельной рентой. Предполагается, что рента R получается в течение неопределенно продолжительного срока. Коэффициент r берется меньшим единицы, и его величина часто коррелируется с банковским (ссудным) процентом. Например, если ежегодная рента земельного участка составляет 10 тыс. руб., а ссудный процент равен 10%, тогда цена участка равняется 100 тыс.руб.

В данном случае цену земли/природного ресурса можно ассоциировать с равным по величине денежным капиталом, помещенным в банк и приносящим ежегодный доход в виде процента, равного величине ренты. В теории выделяется также дифференциальная рента, получаемая благодаря разному качеству природных ресурсов. Ресурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды и пр.) позволяет при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование и технологии) получать лучшие экономические результаты, чем более бедный природный ресурс.

Местоположение и расстояние до транспортных магистралей также влияют на цену сельскохозяйственных земель, определяя более высокую стоимость земель, расположенных вблизи городов, даже в случае их невысокого плодородия. Одинакового качества месторождения нефти и газа могут иметь различный доступ к трубопроводам, неодинаковую транспортную инфраструктуру, находиться на различном расстоянии от мест потребления и переработки.

Разница в получаемых результатах при различном качестве природных благ и их местоположении составляет основу дифференциальной ренты и определяет ее величину.

Рыночные отношения в природопользовании предполагают использование такой категории, как рыночная цена. Рыночная стоимость есть расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход имущества из рук в руки на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга. При этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. Применительно к природным ресурсам эта категория определяет рыночную стоимость природного объекта при условии его наиболее эффективного использования, а также денежную сумму, которая может быть выручена от его продажи.

Необходимо отметить, что даже в условиях развитого рынка складывающиеся цены только частично отражают ценность ресурсов и объектов окружающей среды. В результате возникает заблуждение относительно их дефицитности, не учитываются социокультурные представления местных жителей о ценности того или иного ресурса, целесообразности того или иного природопользования. Иными словами, рыночная система в существующем виде не способна эффективно распределять экологические ресурсы, т.е. давать правильную оценку разрушительному пользованию ими, что получило название «сбои рынка».

Сбои рынка обусловлены как отсутствием цен на многие ресурсы и объекты окружающей среды, так и отсутствием соответствующих рынков (атмосфера Земли, водные пути, крупные экосистемы, ландшафт, звуковые и электромагнитные спектры и т.д.). Например, такие ресурсы, как воздух и вода, традиционно не имели стоимости или имели значительно заниженную цену, что приводило к их чрезмерному использованию и снижению их качества. Ситуация осложняется общественным характером многих природных благ, которые не могут находиться в частной собственности и пользование которыми возможно открыто и бесплатно (публичный сервитут). Природные блага, формально не являясь товаром и находясь вне рыночной системы, тем не менее становятся производственным фактором, т.е. попадают в эту систему, принося чистую прибыль. Кроме того, в сложившейся практике экономического анализа в оценку стоимости проектов и принимаемых решений не включаются внешние эффекты (экстерналии) – последствия деятельности одной фирмы (или индивида) для других фирм, групп населения, индивидов, которые не являются участниками этой деятельности. Так, вырубка деревьев на склоне горы вызывает увеличение донных отложений в реке вдоль склона, что ведет к проблемам и издержкам на их устранение для ферм, расположенных ниже по течению. В результате расходы, вызванные одним субъектом хозяйственной деятельности, приходится компенсировать другим.

Серьезные трудности, возникающие при определении стоимости природных ресурсов, обусловлены также такими факторами, как неизбежность трансакционных издержек (связанных с необходимостью выполнения соглашений и условий в ходе совместного использования природных ресурсов – затраты времени, сил, расходы на переговоры и консультации, получение информации и т.д.), а также нечеткое определение прав собственности на ресурсы и объекты окружающей среды. И, наконец, множество проблем возникает по причине отсутствия недостаточного знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности при необратимости многих экологических процессов, что усугубляется недальновидностью политиков при принятии решений в природно-ресурсной сфере, предпочтительным учетом краткосрочных последствий и недоучетом долгосрочных интересов. Все это приводит к постепенному истощению экологических ресурсов, накоплению отходов и «вручению» этих проблем будущим поколениям.

Для того чтобы нейтрализовать сбои рынка и адекватно оценить ресурсы и объекты окружающей среды, необходима корректировка существующих рыночных цен в сторону более точного отражения в них экологического ценностного фактора. Подобный подход позволяет оценить так называемую общую экономическую стоимость ресурсов и объектов окружающей среды в контексте взаимосвязей между окружающей средой и экономикой.

Индивидуальные, а иногда и уникальные свойства объектов недвижимости при ее стационарности (нельзя перенести ближе к покупателю) приводят к высоким издержкам при поиске покупателя и требуют более длительного времени для реализации, чем в случае с другими товарами. В то же время вероятность риска вложения инвестиций (капитала) в недвижимость возрастает. Издержки, которые несут продавцы и покупатели недвижимости при заключении сделок, называются трансакционными (термин введен в обиход американским экономистом Р. Коузом). Величина их при проведении сделок с жилой и нежилой недвижимостью на рынках Москвы и Санкт-Петербурга составляет до 10% цены объекта, в странах с развитым рынком – около 5–6%.

На рынке нежилой недвижимости, по оценке российских экспертов, трансакционные издержки ниже, чем на рынке жилой недвижимости, так как значительная их часть относится к постоянным затратам, прямо не связанным с продажей индивидуального объекта. Однако ввиду высокой цены на нежилую недвижимость абсолютная величина трансакционных издержек, безусловно, выше аналогичных издержек на рынке жилой недвижимости. При трансакционных издержках цена предложения существенно отличается от цены продажи. Последняя завышается на величину комиссионных расходов, пошлин, налогов и др.

Экономическая теория выделяет следующие типы трансакционных издержек: издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг; с определением условий сделок и их оформлением; с выявлением качества товаров, разработкой системы стандартов, с охраной фирменных знаков; с защитой правового режима с помощью юридической системы, а также издержки, вызванные необдуманным (оппортунистическим) поведением на рынке.

Проблема имущественной ответственности с позиций трансакционных издержек сопряжена с информационной составляющей, порядком оформления сделки, издержками по защите правового режима совершенной сделки (включая оценку имущества) и ее юридического сопровождения в процессе функционирования.

Методология денежных оценок ресурсов и объектов окружающей среды объединяет несколько основных направлений (групп) методов. В Рекомендациях по денежной оценке ресурсов и объектов окружающей среды эти методы изложены в соответствии с классификацией, рекомендованной ООН. В соответствии с этой классификацией в рамках СЭЭУ применяется три основных подхода к денежной оценке ресурсов и объектов окружающей среды:

– рыночная оценка;

– нерыночная прямая оценка (например, с учетом готовности нести расходы);

– нерыночная косвенная оценка (на основе данных об издержках, например, в связи с ущербом или в связи с соблюдением определенных стандартов).

Рыночная прямая оценка. Выделяют следующие основные методы рыночной оценки ресурсов и объектов окружающей среды:

1. Оценка, основанная на фактических рыночных ценах ресурсов и объектов окружающей среды. Этот тип рыночной оценки можно применять в том случае, когда рыночные операции, связанные с данным ресурсом (объектом), достаточно представительны. Фактические рыночные цены особенно уместны при операциях с участками земли, не имеющими специального природоохранного статуса. Однако ресурсы и объекты окружающей среды не всегда могут быть предметом такого рода рыночных операций.

2. Оценка, основанная на текущей (дисконтированной) стоимости предполагаемых чистых поступлений. Чистые поступления определяются как чистый резервный капитал, который мог бы быть получен в результате использования ресурсов и объектов окружающей среды (за вычетом обычной операционной прибыли, которую можно было бы получить, если бы средства, вложенные использование соответствующих ресурсов, использовались для альтернативной деятельности с аналогичной степенью риска). Такой подход может применяться для денежной оценки большинства ресурсов и объектов окружающей среды, вовлеченных в хозяйственную деятельность (лес, вода и т.п.).

3. Оценка, основанная на чистых ценах, помноженных на соответствующее количество запасов природных активов. В этом случае чистая цена (чистые поступления) является фактической рыночной ценой ресурса за вычетом фактических эксплуатационных издержек, включая обычную норму прибыли на вложенный произведенный капитал. Чистая цена умножается на общее количество подверженных истощению запасов ресурса. Эти запасы представляют собой лишь достоверные запасы, которые поддаются добыче в сложившихся экономических условиях и тем самым обладают положительной чистой ценой. Метод чистой цены можно применять для оценки дикой биоты, активов недр и воды, поскольку эти ресурсы считаются экономически эксплуатируемыми.

Необходимо отметить следующую особенность: метод чистой цены дает те же результаты, что и метод текущей оценки, если ресурсы и объекты окружающей среды используются в экономике, характеризующейся долгосрочным равновесием конкурентоспособного рынка.

Преимущество первого и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: