Коктейли и смешанные напитки.
История возникновения, современное состояние и тенденции развития баров.
КАЛИНИНГРАД
Банк лекций
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Филиал РАНХ и ГС
Дисциплина: «Организация и технология обслуживания в барах»
Специальности: 100106, 260502, 100105
Преподаватель: Е. С. Проценко
Тема: «Введение. Основы барного дела»
Вопросы:
2. Бары: назначение, классификация, характеристика, перечень услуг, формы обслуживания.
3. Обслуживающий персонал бара: функции, профессиональная подготовка, основные требования.
Бар – специализированное предприятие для быстрого обслуживания посетителей за барной стойкой, наряду с обслуживанием за столиками.
История возникновения бара начинается с XVIII века и ведет к дальнему западу Соединенных Штатов.
Хозяева трактиров тогда не без основания отгораживались от посетителей прочным барьером, выставляя на массивную стойку старателям, ковбоям и разного рода путешественникам бокал напитка, сандвич или горку жареных земляных орехов.
|
|
За многие годы бары претерпели ряд изменений, но сам по себе характер обслуживания в барах «без задержки» закрепился за этим видом заведения.
В настоящее время бар - это предприятие, которое организует отдых посетителей в уютной обстановке, где можно заказать напитки, закуски, коктейли, послушать музыку, посмотреть выступление артистов варьете, организовать банкет и т.д.
У барменов есть своя международная организация, которая так и называется
Международная Ассоциация Барменов (International Bartenders Association - IBA) В 1992 году по инициативе Сергея Цыро (бармена с многолетним стажем) была создана Барменская Ассоциация России (сокращенно Б.А.Р.). А в 1996 году, во время проведения Чемпионата Мира среди барменов «International Cocktal Competition» Сергея Цыро приняли в действительные члены IBA. Таким образом, наши бармены получили возможность участвовать в международных конкурсах: International Cocktail Competition и BACARDI-MARTINI
2. Бары: назначение, классификация, характеристика, перечень услуг, формы обслуживания.
Бары – предприятия общественного питания, предназначенные для изготовления и реализации различных видов напитков и закусок за барной стойкой, а также обслуживания за столиками. Уровень рентабельности баров очень высок, поэтому они получают большое распространение среди предприятий питания. По ассортименту выпускаемой и реализуемой продукции бары подразделяются на:
ü винные; пивные;
ü коктейль-бары; коктейль-холлы;
ü гриль-бары;
ü мобиле-бар (передвижной бар на колесах);
|
|
ü паб-бар (по интересам, например спортивный);
ü диско-бары;
ü паблик-бар (на бойком месте, дешевый бар);
ü лонг-бар (более дорогой, с большим выбором);
ü бар «Доспенсе» (обслуживание официантами и самими посетителями);
ü бар-эспрессо; снэк-бар (вокзал, аэропорт);
ü бары при отелях (лобби-бар), при ресторанах;
ü молочные; кофейные; и др.
Согласно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» бар – это предприятие общественного питания c барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – люкс, высший и первый.
Бары класса «люкс» и «высший» характеризуются:
- высоким уровнем архитектурно-художественного оформления зала, его технического оснащения,
- в ассортимент напитков должны входить как отечественные, так и зарубежные алкогольные и безалкогольные напитки, а в ассортимент блюд – блюда фирменного приготовления,
- штат баров данных классов укомплектовывают высококвалифицированными метрдотелями, барменами, официантами,
- в штате гриль-баров и других баров, имеющих собственное производство и расширенный ассортимент кулинарных изделий, может быть повар,
- весь обслуживающий персонал должен иметь одежду и обувь фирменного стиля и единого образца, соответствующие колориту предприятия,
- фирменные обложки меню, рекламные проспекты, приглашения, сувениры, значки с эмблемой предприятия изготавливают на русском и иностранных языках.
Бары класса «первый» предлагают посетителям комфортность интерьера, выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, закусок и напитков несложного приготовления, коктейлей. В зависимости от количества мест в зале обслуживание производится барменами или барменами и официантами.
Винные бары являются самыми распространенными предприятиями и размещаются, как правило:
- при ресторанах и гостиницах;
- в ночных клубах и развлекательных комплексах;
- в местах отдыха населения.
Винные бары проектируются на обслуживание определенного числа потребителей на 25, 50, 75 мест. Оформление зала в баре отвечает современным требованиям интерьера, в котором используются декоративно-художественные элементы.
В зависимости от стиля оформления залы баров оборудуются:
- барными стойками (высотой 1,2 м.);
- табуретами с вращающимися сиденьями (высотой 0,8 м);
- 2-х, 3-х, 4-х местными столами с гигиеническим покрытием; стульями и полумягкими креслами.
Винные бары должны быть обеспечены:
- сортовой фарфоровой посудой;
- бокалами и фужерами различной формы;
- коньячными и ликёрными рюмками;
- тонкими стаканами (300-400г);
- вазами для пирожных и фруктов;
- чайными и кофейными чашками и блюдцами;
- десертными и закусочными приборами и др.;
- если в меню бара предусмотрены горячие закуски – кокотницы и кокильницы.
В винных барах приготавливают смешанные коктейли, которые подают со льдом – необходим льдогенератор.
Помимо этого, на рабочем месте бармена необходимо иметь следующий инвентарь:
- соковыжималку,
- щипцы,
- совки для льда,
- сита для процеживания,
- термос для льда,
- мензурки с делением,
- скребок для цедры,
- штопор нарезной,
- ложка коктейльная,
- нож для резки цитрусовых,
- терка для шоколада,
- шейкер,
- миксер,
- шпажки для канапе.
В винном баре ежедневно в меню рекомендуется следующее количество наименований алкогольных напитков и смесей, из них:
Алкогольные напитки крепостью до 30% и коньяки – 5,
Крюшоны – 3-4,
Пунши, глинтвейны, гроги – 3-4.
Коктейль-бары рассчитаны на обслуживание посетителей в зале на 25 и 50 мест и могут размещаться, как в отдельном помещении, так и в зале ресторана, отделенные декоративной перегородкой.
|
|
Посетителей бара обслуживают – бармены, а в залах большой вместимости за столиками – официанты, за стойками – бармены.
В отличии от коктейль-баров, коктейль-холлы рассчитаны на 50,75 и 100 мест с более широким ассортиментом смешанных напитков. Размещаются они при туристских гостиницах и ресторанах. Обслуживание производят: бармен – за стойкой, официанты – за столиками. В вечернее время играет живая музыка, выступают артисты.
Если позволяют производственные площади, то рекомендуется подавать горячие и холодные блюда несложного приготовления.
В коктейль-холлах и коктейль-барах в холодное время года подают горячие напитки с вином (гроги, глинтвейны и пунши). Пунши пьют в горячем виде, хотя их вкусовые качества не ухудшаются и после охлаждения. Охлажденные пунши носят название шведских. Подают их без закусок, так как они не возбуждают аппетита.
Что касается закусок к смешанным напиткам, то здесь рекомендации не являются строго обязательными. Посетителям предоставляется право самим выбрать к напитку любую закуску или кондитерское изделие, включенное в меню.
В коктейль-баре ежедневно рекомендуется примерно следующее количество наименований смешанных и алкогольных напитков:
ü коктейли крепкие – 2
ü десертные – 2
ü игристые – 2
ü с фруктами – 1
ü с яйцом – 1
ü слоистые – 1
ü крюшоны, пунши, глинтвейны – 1
ü коньяк – 1.
Факторы, учитывающиеся при определении типа ПОП:
ü ассортимент реализуемой продукции (разнообразие и сложность приготовления),
ü техническая оснащенность (база, помещения, архитектура),
ü методы обслуживания,
ü квалификация персонала,
ü качество обслуживания (комфортность, этика, эстетика),
ü предоставляемые услуги.
2.Организация работы некоторых баров.
1. Работа пивного бара.
· В пивном баре стойку оборудуют для отпуска:
- не менее трех сортов пива,
- холодных закусок,
- горячих блюд несложного приготовления.
|
|
· Существуют следующие формы расчета: с барменом – через ККМ, с официантом по бланку счета установленной формы.
· Пивные бары могут быть оснащены автоматами для отпуска закусок, пива. Расчет производится монетами или жетонами.
· В целях повышения реализации собственной продукции можно установить входную плату, за которую посетитель будет получать продукцию собственного производства предприятия.
· У входа в пивной бар подробная, понятная реклама – информация о порядке работы бара и предлагаемом ассортименте.
· При входе могут устанавливаться турникеты (оплачивается стоимость входа).
· Если пивной бар оснащен автоматами, то кассир выдает жетоны (касса у входа). В пивном баре с установленными автоматами пищу принимают стоя, за высокими столами. Гардероб не предусматривается, в торговых залах установлены вешалки.
· Пивные бары реализуют в основном готовую продукцию (на производстве осуществляется тепловая обработка продуктов – варка яиц, сосисок, раков, креветок; нарезка гастрономических продуктов).
· В меню рекомендуется включать закуски, реализуемые в наборах и без наборов. Например:
- сыры твердых сортов
- брынза
- картофельный крекер (чипсы)
- вяленая и копченая рыба
- соленые и тминные сушки
- ржаные сухари с солью
- соломка с солью и сыром
- колбаса твердокопченая, сырокопченая, полукопченая
- креветки, раки, крабы
· Кроме разных сортов пива рекомендуется иметь фруктовую и минеральную воду.
· В пивных барах реализация алкогольных напитков не допускается!
· Отпуск производится в пивные кружки емкостью 0,25 и 0,5 литра. Пивные бары должны быть обеспечены фарфоро-фаянсовой посудой (закусочные и пирожковые тарелки), а также столовыми приборами согласно нормам оснащенности.
Интерьеры пивных баров оформляются по современным эстетическим требованиям.
2. Работа молочного бара.
Оборудование и оснащение молочных баров в основном такое же, как и в винных барах, но в молочных барах больше холодильного оборудования, в том числе низкотемпературных прилавков для хранения мороженого.
В барных стойках устанавливаются коктейлевзбивалки (миксеры) для приготовления молочных коктейлей.
Ассортимент:
- молочные напитки,
- коктейли на молочной основе с фруктовыми сиропами, фруктовыми соками,
- мороженое с различными наполнителями,
- взбитые сливки (с фрукта им, ягодами, шоколадом, орехами),
- кофе,
- кулинарные изделия из молочной массы,
- кондитерские изделия.
В вечернее время в меню бара могут быть включены молочные коктейли, в состав которых входят спиртные напитки.
Например:
- молочные коктейли с яйцом,
- молочно-ромовый,
- молочно-коньячный и др.
В отличие от винных баров, молочные бары – предприятия, рассчитанные на кратковременное пребывание посетителей, поэтому в них чаще применяют метод самообслуживания (предварительная оплата, турникеты, автоматы). Расчет производится как и во всех барах.
Разнообразный ассортимент молочных баров способствует увеличению потребления молока, соков, безалкогольных и малоалкогольных напитков. Так как в дневное время молочные бары могут посещать и дети (для них имеется специальная мебель высотой 0,6 м), стены возле таких столов оформляются в детском стиле.
При данной организации работы бара для детей составляется отдельное меню или выделяются блюда в общем меню.
3. Безалкогольные бары.
В наше время в курортных городах очень мало работает безалкогольных кафе и баров, которые с удовольствием посещали бы отдыхающие с детьми. Здесь можно получить бокал прохладительного напитка или фруктового коктейля, съесть фирменное мороженое или выпить чашку ароматного кофе с пирожным.
Безалкогольный бар – сравнительно новый по сравнению с другими видами баров, но он сравнительно быстро завоюет популярность, если дело поставлено со знанием, профессионализмом, а главное с желанием.
Убрав со стоек баров крепкие напитки, запретить или ограничить их употребление – проблему не решить; главное привлечь и заинтересовать посетителей более разнообразным ассортиментом. Мало только перестроить предприятие, должны перестроиться и люди. Ведь на секрет, что для некоторых представление об отдыхе – это возможность поднять настроение крепким алкогольным напитком.
Безалкогольный бар может и должен привлечь людей любого возраста. Но как этого добиться?
Варианты:
ü Летом торговля на пляже (помещение, с выдумкой оборудован бар),
ü В дождливые дни, когда пляж пуст, отдыхающие стекаются к морю подышать свежим воздухом, они наверняка захотят выпить освежающий коктейль,
ü В солнечную погоду и того лучше,
ü Организовать работу бара по режиму пляжа,
ü Ассортимент: около 11 наименований безалкогольных коктейлей плюс фирменные напитки,
ü Не исключать кофе, мороженое, флип, санди, джулеп, эг-ног и др.
ü Следует иметь фрейзер, кофеварки, льдогенератор, блендер, шейкер.
Алкогольная продукция помогла не только быстрее и без видимых усилий со стороны барменов выполнять план. Реализуя эту продукцию, можно было не особенно заботиться об удобствах посетителей, о том, какое эстетическое впечатление произведет интерьер помещения.
В безалкогольный бар придут родители с детьми, вечером молодежь. С учетом этого продуман и изменен в течение дня ассортимент напитков и сладких блюд плюс, соответствующая музыка.
Возможно, устраивать для детей дни сладкоежки или именинника, с демонстрацией мультфильмов, проведением веселых игр.
Литературы по расширению ассортимента мало, но при желании ее можно найти.
Если в винный бар стремиться в основном отец семейства, то в безалкогольном баре ребенок, да и мама не прочь съесть мороженое.
Бар с открытой площадкой, у каждого столика автономное освещение. Ассортимент – взбитые сливки с различными добавками, салат из кураги…, в кувшинах соки, тут же бутылки с прохладным лимонадом. При хорошей работе выручка безалкогольного бара может стать больше, чем в алкогольном баре. Прохладительные напитки дешевле, а ассортимент их шире, плюс пирожные, мороженое и фрукты.
Убрать с прилавка спиртное – это только начало. Предложив взамен яблочный сок трудно добиться ожидаемого успеха. Деятельность безалкогольного бара должна стать частью программы мероприятий по организации культурного досуга: увлекательных вечеров отдыха, игротек и т.д. Работа бара - контакт с библиотеками, домами культуры.
3. Обслуживающий персонал: функции, профессиональная подготовка, основные требования.
Бармен - это человек, эксплуатирующий бар, в соответствии с правилами и атмосферой заведения. Он приветствует, информирует, дает советы своим клиентам, принимает и исполняет их заказы.
Два принципиальных стимула, мотивирующие его поведение - это рентабельность бара и удовольствие клиента. Бармен следит за тем, чтобы напитки, подаваемые им или его подчиненными, отвечали вкусу клиента, а также правилам гигиены и безопасности и были приготовлены и поданы в соответствии со стилем и в духе заведения.
Он следит зазапасами напитков, решает вопросы закупки продуктов и оборудования, а также поддержания его в рабочем состоянии. Кроме этого, бармен контролирует кассовые операции и, наконец, участвует в составлении карты бара.
На самом деле работа бармена гораздо шире, поскольку она включает в себя еще множество различных забот, таких как расположение на полках бутылок и аксессуаров, строгое измерение напитков, контроль за внешним видом своих подчиненных и за чистотой оборудования. Бармен проверяет запасы посуды, следит за открытием и закрытием помещения, проводит инвентаризацию и многое другое. Но в действительности сфера работы бармена варьируется очень сильно от одного бара к другому и зависит чаще всего от степени доверия к нему его директора.
Бармен должен хорошо знать правила подачи напитков и обращения с барными аксессуарами и инструментами. Ему необходимо отлично владеть всеми классическими коктейлями, их пропорциями и вариантами, а также фирменными коктейлями заведения. Для его работы требуется знание напитков, оно позволит бармену играть важную роль при закупках, встречах с поставщиками, а также при составлении карты бара.
Бармену необходимо хорошее здоровье, он должен уметь работать быстро, без ошибок и всегда вежливо обращаться с клиентами.
Бармен должен быть честным и обязательным человеком. Он не может пить ни капли спиртного во время работы, но, тем не менее, ему необходимо знать вкус предлагаемых им напитков и быть способным сделать правильный выбор, в случае необычного заказа.
Бармен обязан всегда носить чистую безупречную одежду и начищенную обувь. В его карманах не должно лежать много вещей, деформирующих их. Бармен должен держать свои руки в полном порядке, быть свежевыбритым, а если он пользуется одеколоном, то в меру. Бармену не следует надевать много украшений.
Бармену необходимо обладать безупречными манерами и соблюдать правила этикета:
- не болтать со своими сотрудниками;
- уметь слушать своих клиентов и поддерживать с ними разговор, но всегда соблюдать дистанцию;
- быть способным уменьшать дозу алкоголя опьяневшему клиенту и отказаться от заказа пьяного, который может быть опасен;
- уважать конфиденциальность своих клиентов;
- выходить из положения в затруднительных ситуациях;
- быть инициативным и дотошным в деталях (смена пепельниц, предложение огня своим клиентам, постоянная уборка рабочего места и т.д.).
Все эти качества необходимы бармену для того, чтобы, не теряя чести и достоинства, суметь обеспечивать рентабельность бару и удовольствие клиенту.
Бариста – специалист, который готовит и подает кофе. Эта профессия впервые появилась в Италии. Бариста-профессионал должен уметь «чувствовать» не только напиток, но и настроение посетителя и быть коммуникабельным. Непринужденное общение с посетителем и располагающая улыбка должны повысить его настроение и улучшить восприятие вкусовых качеств кофе.
Бариста должен знать: историю кофе, его состав; правила работы и особенности безопасной эксплуатации кофемолки; рецептуры, технологию приготовления и качество разных видов кофе; правила сервировки стола для подачи кофе.
Бариста должен уметь: регулировать разные степени помола (крупный, средний, тонкий) кофейных зерен в кофемолке; четко определять оптимальную температуру приготовления кофе; взбивать пену нужной консистенции; правильно подбирать посуду для подачи напитка; составлять кофейную карту, включая в нее как классические рецепты, так и оригинальные, разработанные самим бариста для создания фирменного стиля бара; создавать рисунки на молочной пене (латте-арт) и обладать артистизмом, разыгрывая шоу, привлекающее посетителей.
Барбэк – помощник бармена, в обязанности которого входят: уборка барной стойки, витрины; сбор использованной и доставка чистой посуды; замена пепельниц на барной стойке; подготовка оборудования, инвентаря и посуды перед открытием бара и в течение рабочего дня.